Осенняя сессия Госдумы принесет бизнесу немало сюрпризов. Комитет по финансовому мониторингу начнет приводить российские законы в соответствие с новыми рекомендациями FATF. Сначала будет введено тотальное уголовное преследование за отмывание денег, потом юристов, нотариусов и агентов недвижимости обяжут доносить на клиентов, а потом государство обяжет банки и компании раскрыть своих истинных владельцев. Впрочем, эксперты уверены, что добраться до бенефициаров государству не удастся.
21 июня 2003 г. FATF утвердила "40 рекомендаций" по борьбе с отмыванием преступных доходов, которым должны следовать все члены FATF, включая Россию. Страны должны установить уголовное наказание за любые виды отмывания преступных доходов, расширить круг организаций, которые бы доносили финразведчикам на своих клиентов, а также обязать банки и компании раскрывать своих конечных владельцев (бенефициаров).
Вчера председатель Комитета по финансовому мониторингу (КФМ) Виктор Зубков заявил информагентствам, что обновленные 40 рекомендаций Международной организации по борьбе с финансовыми злоупотреблениями (FATF) будут полностью оформлены в виде поправок в российское законодательство к июню 2004 г. Но основные поправки в законодательство могут быть приняты уже осенью 2003 г. , говорит Зубков.
Пресс-секретарь КФМ Наталья Коновалова пояснила "Ведомостям", что в первую очередь будут внесены поправки в Уголовный кодекс, которые расширят круг финансовых преступлений, наказываемых в уголовном порядке. За ними в числе приоритетов КФМ следуют поправки к закону о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов, которые ужесточат отчетность финансовых организаций и расширят круг организаций, обязанных проверять своих клиентов на предмет отмывания преступно нажитых денег. Одновременно КФМ планирует обязать российские банки и компании раскрывать информацию о своих истинных владельцах, как того требует FATF.
"Текст поправок в Уголовный кодекс уже обсуждался с представителями думских фракций, хотя и неофициально", - говорит зампред думского банковского комитета Игорь Анненский. По его словам, международные борцы с отмыванием грязных денег недовольны тем, что российский Уголовный кодекс предусматривает уголовные наказания лишь за отмывание преступных доходов в крупном размере - свыше 2000 МРОТ (200 000 руб. ). "КФМ вел с депутатами консультации, и мы договорились о компромиссе: [депутаты примут поправки, по которым] судимость будет наступать за любые операции по легализации денег, но за отмывание сумм меньше 2000 МРОТ преступников будут штрафовать, а за сделки в крупном размере - по-прежнему лишать свободы", - добавляет один из лидеров думской фракции "Единство".
Другой блок поправок должен расширить круг организаций, обязанных отчитываться перед КФМ о подозрительных сделках клиентов. Сейчас это делают кредитные организации, профучастники рынка ценных бумаг, страховые и лизинговые компании, а также некредитные организации, осуществляющие перевод денежных средств (включая почту) и ломбарды. Вскоре к ним должны присоединиться агентства недвижимости, продавцы драгоценных камней и драгметаллов, юристы, нотариусы, бухгалтеры, казино, а также продавцы трастовых компаний. Анненский полагает, что Дума поддержит эту инициативу лишь отчасти. "Вряд ли депутаты допустят, чтобы на своих клиентов доносили адвокаты, аудиторы и другие категории, которые в демократическом обществе имеют основание не отвечать на вопросы в связи с определенной профессиональной тайной", - убежден депутат.
"Труднее всего будет выполнить рекомендацию о раскрытии бенефициаров", - прогнозирует Коновалова из КФМ. "Наши специалисты только приступили к разработке методологии, о формулировках поправок пока нет и речи", - говорит финразведчица. Партнер юридической компании "Джон Тайнер и партнеры" Валерий Тутыхин подтверждает, что придумать подходящую формулировку, чтобы обязать истинных владельцев раскрывать имена, чиновникам будет нелегко. "Есть очень много способов быть бенефициаром. При этом зачастую номинальных и реальных владельцев связывают только личные отношения. Никаких формальных договоров между ними не существует. А еще есть не меньше 50 разновидностей трастов", - напоминает консультант. Тутыхин отмечает, что в России нет понятия доверительной собственности и понятия траста. "Они [чиновники] рискуют попасть в терминологическую ловушку", - убежден юрист. По его мнению, КФМ будет вынужден принять какую-то общую формулировку, наподобие той, что действует в Швейцарии, где бенефициар - это "некто, имеющий экономический интерес". А любую общую формулировку адвокатское сообщество сразу похоронит в судах, прогнозирует Тутыхин. Анненский сомневается, что система раскрытия информации о реальных владельцах будет работать на практике, и полагает, что Дума, скорее всего, "примет декларацию, которая устроит FATF".
Ведомости ,
21.08.2003