Лениградская Правда
20 APRIL 2024, SATURDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
В России появилась рельсовая монополия
22.09.2003 00:01

В России появилось крупнейшее акционерное общество. Коллегой РАО «ЕЭС» и «Газпрома» стало ОАО «Российские железные дороги», постановление о создании которого в минувшую пятницу подписал премьер-министр Михаил Касьянов. Декларируемая цель новой структуры - улучшить качество обслуживания пассажиров и скорость перевозки грузов. Однако это лишь планы. В ближайшие несколько лет пассажиры по-прежнему будут ездить в разбитых вагонах.

Инициатором реформы железнодорожного транспорта стал экс-министр путей сообщения Николай Аксененко. Однако Аксененко было не суждено дождаться конца реформы - из-за скандала он покинул пост министра. Осенью 2001 года ему было предъявлено обвинение по ч. 2 ст. 286 УК РФ - 'превышение должностных полномочий, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации, повлекшее причинение ущерба государству на сумму более 70 миллионов рублей'. Реформа была одобрена Михаилом Касьяновым в мае 2001 года. От варианта, который премьер разработал при участии Аксененко, реформа почти неотличима. К весне этого года была создана законодательная база и началось непосредственно создание ОАО «РЖД» как хозяйствующего субъекта.

Реструктуризация МПС преследует благородные цели: необходимость создания конкурентной среды на рынке железнодорожных перевозок, обновление парка вагонов и улучшение качества сервиса. Для самой же отрасли реформа - это прежде всего способ получения необходимых инвестиций.

Пока не совсем понятно, захотят ли инвесторы вкладывать деньги в ОАО «РЖД», если 100% акций будет у государства. Министерство по антимонопольной политике уже начало присматриваться к новой компании, подготовив проект правительственного постановления «О развитии конкуренции в сфере грузовых железнодорожных перевозок». Однако в МПС успокаивают - «конкуренты появятся через какое-то время», а инвестирование будет идти через многочисленные дочерние предприятия.

Новая сверхмонополия начнет функционировать уже в следующем месяце. Одновременно с этим начнется плавная ликвидация Министерства путей сообщения - функции МПС будут размыты между РАО «РЖД» и Минтрансом. По плану через год с небольшим МПС вольется в Минтранс и ликвидируется. По словам источника в Минтрансе, то, что останется от МПС, будет иметь те же функции и полномочия, которые имеет сейчас Госслужба гражданской авиации (ГСГА): лицензирование и контроль за перевозками, координация отрасли и отстаивание государственных интересов (70% гражданских и 90% армейских грузов ездят в России по железным дорогам). Таким образом, в России останется лишь одно министерство-монополист - Минатом.

Уже сегодня есть все основания полагать, что ОАО «РЖД» в самом скором времени вступит в конфронтацию с РАО «ЕЭС» - не раз руководители МПС обвиняли энергетиков в незаконном завышении тарифов для железнодорожных перевозок. Теперь, когда железнодорожные перевозки станут бизнесом, а в руках у ОАО 'РЖД' окажется масса инструментов (например, РАО сможет поднять тарифы на перевозку угля на электростанции или задержать поставки), чтобы сделать РАО «ЕЭС» сговорчивее, конфликт может обостриться. Пострадает в результате и население России, которое либо замерзнет по вине РАО 'РЖД', либо застрянет в пути по вине РАО 'ЕЭС', которое может обесточить железнодорожные линии за долги.

Что касается остальных пассажиров, то они по-прежнему будут ездить в разбитых вагонах. Вновь образованная структура обещает не идти на такие непопулярные меры, как резкий рост тарифов для населения или прекращение железнодорожного сообщения на неперспективных направлениях. Деньги планируется зарабатывать по старинке - на грузоотправителях, за счет которых и дотируются перевозки населения. Процесс уже начался, и наряду с ростом тарифов улучшения качества пока не наблюдается. 'Отправителям удалось добиться признания ответственности МПС за срывы поставок, но ничего не сделано для ускорения доставки грузов', - заявил в интервью агентству РБК вице-президент Международного союза металлургов Алексей Хоружий. 'При реформе МПС сохраняет за собой возможности для злоупотреблений своим монопольным положением', - считает Леонид Никитин из компании «Современные бизнес-технологии».

СПРАВКА

Реформа МПС

Реформа МПС предусматривала разделение функций госуправления и хозяйствующего субъекта и была рассчитана на период 2002-2010 годов. Парадокс в том, что подготовка реформ поручена объекту реформирования - Министерству путей сообщения. Всего подвижной состав РФ насчитывает 635 тысяч единиц, из которых 612 тысяч - грузовой парк (вагоны, платформы, цистерны) и только 23 тысячи - пассажирский. На долю госнужд (МВД, Минобороны РФ и т.д.) приходится 0,8% от общего объема грузовых перевозок в стране. Более 99% всех грузовых перевозок МПС выполняется в интересах акционерных обществ и частных компаний. Износ подвижного состава в России - 60%.

Начальник железных дорог

Пока официально не объявлено, кто возглавит ОАО 'РЖД'. По словам источника в МПС, 'в структуре руководства ОАО 'РЖД' существуют два ключевых поста: президент и председатель совета директоров. Президентом, скорее всего, станет Геннадий Фадеев, но назначат его одновременно с председателем совета директоров. В качестве кандидатур на пост президента компании также рассматривались бывший министр путей сообщения Николай Аксененко и первый заместитель Фадеева - Владимир Якунин'. Что касается кандидатур на пост председателя совета директоров, то 'это будет кто-то из правительства', считает источник ГАЗЕТЫ в МПС. По его словам, рассматриваются кандидатуры вице-премьеров Виктора Христенко и Бориса Алешина, заместителя главы администрации президента Дмитрия Козака и министра транспорта Сергея Франка.

ОАО 'РЖД' - крупнейшее

На сегодняшний день ОАО 'РЖД' является крупнейшим акционерным обществом в России - уставный капитал ОАО 'РЖД' составляет около 1 трлн. 535 млрд. 700 млн. рублей (около 50 млрд. долларов). На баланс 'РЖД' передается имущество 987 предприятий. Для сравнения, уставный капитал другой естественной монополии, РАО «ЕЭС» - 151 млрд. рублей. А у «Газпрома» - 118 млрд. 367 млн. 546 тыс. рублей.

Газета , 22.09.2003

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01 04
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru