Rambler's Top100
Лениградская Правда
3 JULY 2022, SUNDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Президентские выборы 2004 года будут малозатратны
20.01.2004 00:01
В понедельник Центризбирком обнародовал сведения о движении средств на счетах избирательных фондов кандидатов в президенты. Предоставленные Сбербанком сведения по-своему удивляют: из 10 претендентов на кресло главы государства 4 вообще обходятся без денег, а остальные ведут свою кампанию крайне скромно.

ООО "Фудсейл" любит президента больше других

По закону предельный размер избирательного фонда кандидата в президенты составляет 250 млн руб., а в случае проведения второго тура он увеличивается до 300 млн. До 14 марта - дня выборов - остается 54 дня, а по содержимому своих счетов никто из претендентов не приблизился даже к десятой доле разрешенного максимума. Лидером по размеру поступивших средств стал председатель Совета федерации Сергей Миронов со своими 5 млн руб., происхождение которых прозрачно как слеза младенца - это деньги мироновской же Российской партии жизни. На втором месте оказался Иван Рыбкин с 3,5 млн руб. Источник - пожертвования рядовых граждан. Количество граждан - 1. Кто - загадка. Путин на третьем месте - у него 2,28 млн руб. Деньги поступили от 6 юридических лиц: 3 из которых связаны с "Единой Россией", а вот другая тройка более чем любопытна. Здесь, к примеру, значится щедрое ООО "Дорстройтрест-М", следов которого обнаружить не удалось.

Любопытно, что ООО "Фудсейл" на данном этапе - рекордсмен по количеству средств, перечисленных Путину: 800 тыс. руб. против средних 300 тыс., которые жертвуют отделения "Единой России". Еще более любопытно, что в списках компаний, занимающихся продажей или производством продуктов питания (вывод об этой сфере деятельности напрашивается из названия), ООО "Фудсейл" обнаружить не удалось. Дают нулевой результат и ключевые российские системы интернет-поиска.

- ЦИК сейчас представил промежуточные данные, скорее всего в итоге компаний, перечисляющих средства, будет намного больше, и мы не обязаны знать всех, - говорят источники "Известий" в кремлевской администрации.

Чуть больше ясности с другим жертвователем - КБ "БВТ" (коммерческий банк "Банк высоких технологий"). Средства на предвыборные кампании он выделяет уже не в первый раз - его участием были отмечены некоторые региональные выборы. Глава и основатель "БВТ" Александр Триф в свое время был вице-президентом банка "Югорский", а затем руководил "ИнтерТЭКбанком", который занимался кредитованием предприятий топливно-энергетического комплекса и впоследствии лопнул. Примечательный момент: деньги на избирательную кампанию Путина дает не сам "БВТ", а один из его филиалов - у банка их несколько в Москве и один в Саратове.

Вровень по деньгам идут идеологические антиподы - у Сергея Глазьева и Ирины Хакамады по 1 млн. А вот происхождение разное: Хакамаде (как и Рыбкину!) деньги дал некий гражданин, а Глазьев внес на счет свои кровные. Больше всего удивил Виктор Геращенко - экс-глава Центробанка сам вложил в кампанию целую тысячу рублей (и пока не потратил ни копейки!). У остальных участников кампании на счетах пока нули. Даже у официально зарегистрированных Олега Малышкина и Николая Харитонова.

"Известиям" Николай Харитонов объяснил:

- Приходите ко мне, и я покажу вам мешки писем, которые приходят от людей. Разве дело в деньгах? Все равно административно-финансово-организационный ресурс не переплюнуть. То время, которое дадут в порядке жеребьевки, мы используем - это будет очень много времени. А деньги будут. На изготовление листовок, печатного материала. Разве только деньгами бороться? За нами - народ и правда.

Не прячьте ваши денежки по банкам и углам

Не менее интересно, на что тратятся средства фондов. Так, Владимир Путин почти 416 тыс. руб. израсходовал на организацию сбора подписей избирателей. В графе расходов указано около 90 получателей небольших сумм, большинство из них - региональные издательско-полиграфические организации. А напротив графы - сухо и официально "Израсходовано на финансовое обеспечение мер, направленных на сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов". Иногда к этому добавляется: "Изготовление и распространение аудиовизуальных и других информ. материалов". ФГУ ИПП "Правда Севера" на эти цели "съела" 3600 руб., а ГОУП "Кудымская типография" 600 руб. Меньше всего досталось от Путина газете "Эвенкийская жизнь" - 180 руб., а вот ООО "Единая торговая система "Канцлер" "срубила" 107 431 руб. 74 коп.

У других кандидатов получателей гораздо меньше. Так, Ирина Хакамада отдала 52 000 руб. ООО "САВВА Плюс" на "иные расходы, непосредственно связанные с проведением избирательной кампании". Иван Рыбкин на то же отдавал деньги ООО "Индустрия и капитал" и фирме "Эльбрус". Сергей Глазьев тратился на ЗАО "Флоринда", ООО "Фреон", ООО "Товарищ". За Сергея Миронова на выборах при сборе подписей активно старалось ЗАО "Солид". Наградой ему были три хороших взноса - 535 000, 350 000 и 130 980 руб.

Насколько эффективными окажутся эти траты кандидатов - можно будет судить по подписям, которые подготовят их подрядчики. Всего надо собрать 2 млн автографов граждан. Если Центризбирком сочтет автографы убедительными и кандидат получит "зеленый свет" - деньги из фондов ушли не зря. Хотя многие политтехнологи убеждены: сбор подписей некоторых кандидатов финансируется "черным налом".

Деньги - это не ресурс

- Никакая денежная составляющая не потянет против того административного ресурса, который уже задействован и будет задействован дальше, - считает глава Независимого института выборов Александр Иванченко. - Выборы по сути безальтернативны, поэтому-то у нас и такие кандидаты. Они даже всерьез не рассчитывают, что смогут аккумулировать необходимые финансовые ресурсы для полноценного участия в этой кампании. На этих выборах цена административного ресурса не идет ни в какое сравнение с финансовыми средствами, которые можно было бы задействовать в борьбе за результат.

Действительно, потенциальные спонсоры (крупный капитал) понимают бесперспективность "вложения" в участников гонки. Зачем? Лучше переждать.

- Пока идет своеобразный праймериз, прикидка, состоятся ли нынешние претенденты вообще как кандидаты, будут ли они официально зарегистрированы. После регистрации ситуация прояснится, - говорит Иванченко.

Из новаций кампании: Сергей Глазьев решился на "американский эксперимент". Он обратился напрямую к своим избирателям с простой человеческой просьбой: пришлите денег кто сколько может! В США кандидат в президенты устраивает ужин со своим участием или обращается к своим сторонникам через письма. Распространенная и узаконенная практика. Пришлют или нет Глазьеву денег - мы узнаем, когда будет обнародован следующий финансовый отчет кандидатов. По крайней мере, фонд его уже на исходе.

- Глазьев и на губернаторских выборах в Красноярском крае, и на выборах в Госдуму использовал "кооперативную технологию" участия в избирательной кампании. Сначала "кооперировался" с коммунистами, потом с другими партиями и блоками - это его тактика. Разумная и хорошо продуманная тактика. Сейчас он выбрал такой путь, поскольку считает, что так можно противостоять административному ресурсу, - считает Иваненко.

За океаном - другие обороны

По своим денежным ресурсам Владимир Путин серьезно отстает от своего американского коллеги. Президент США Джордж Буш, которому также предстоит борьба за переизбрание (правда, в ноябре, а не в марте) за 2003 год в свой предвыборный фонд собрал около $130,8 млн. Как заявил журналистам менеджер кампании Буша Кен Мелман, даже поставленная самим президентом задача - собрать в общей сложности $150-170 млн - не предел. На вопрос о том, намерен ли глава государства остановиться на этом рубеже, Мелман ответил уклончиво: "Время покажет".

Главный же соперник Буша - демократ Говард Дин - собрал за прошлый год около $40 млн. Условно Дина можно сравнить с Глазьевым. Если наш отечественный претендент обращается к народу через телевидение, то американский - через Интернет. Однако Буш (как и Путин) вне конкуренции. Даже с учетом успехов Говарда Дина Буш опережает по объемам пожертвований всех 9 претендентов-демократов, вместе взятых. За прошлый год они аккумулировали в общей сложности $120,5 млн. При этом в отличие от действующего президента, у которого среди республиканцев соперников нет, демократы почти все свои деньги уже израсходовали (совсем как Глазьев!).

По американским законам кандидаты могут наполнять свои избирательные фонды хоть на следующий день после выборов. В России - только с начала избирательной кампании.

- У нас вполне адекватная отечественная система финансирования. Порядок финансирования - не показатель демократии. Нужно несколько компонентов (среди них прозрачное и открытое финансирование кампании), которые и гарантируют демократию. Финансовые фонды - это один из 10 сегментов, которые в совокупности характеризуют действующую избирательную систему, - считает Александр Иванченко.

Есть еще один "денежный момент" американских президентских выборов, который очень перекликается с российским. Противники Буша пытаются противостоять его популярности и финансовой мощи (читай: административному ресурсу) не совсем обычными поступками. Известный финансист Джордж Сорос недавно объявил, что выделил около $12,5 млн из личных средств, чтобы не допустить переизбрания Буша.
Известия , 20.01.2004

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2022, Ленправда
info@lenpravda.ru