Лениградская Правда
28 MARCH 2024, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Аппарат урежут вдвое
3.03.2004 00:01
Кандидат в премьеры Михаил Фрадков в среду обсудил с Владимиром Путиным поступившие предложения по кадровому составу и структуре нового кабинета. Серьезные изменения ждут и аппарат правительства. Его опять будут пытаться сокращать. Говорят, вдвое. Полномочия аппарата в части контроля за деятельностью министерств будут урезаны. И тогда останется другая проблема: министрам и их подчиненным придется самим исправлять грамматические, орфографические и юридические ошибки и несуразности.

У и.о. вице-премьера Бориса Алешина в среду был день рождения. С 9.00 он сидел в своем кабинете, принимал поздравления и ждал "сигнала" от Михаила Фрадкова. Накануне Алешин покинул Белый дом около 22.00. Он ждал приезда Фрадкова, но кандидат в премьеры, измученный ночным авиаперелетом из Брюсселя и дневным общением с депутатами, до правительства так и не доехал.

Рано утром Фрадков встретился с руководителем аппарата правительства Константином Мерзликиным. Мерзликин, который, по слухам, в ближайшее время подаст заявление об уходе, отказался раскрывать детали беседы. У Алешина, которому, по всем прогнозам, отставка не грозит, разговора с новым премьером опять не получилось - даже в виде подарка ко дню рождения.

Фрадков около 17.00 заглянул к нему в кабинет, чтобы подарить альбом пейзажей русских живописцев и попросить перенести встречу на четверг. Алешин, по его собственным словам, будет рассказывать кандидату в премьеры о текущей деятельности правительства и представит письменный доклад об итогах работы комиссии по административной реформе с предложениями по новой структуре кабинета.

Аппарат правительства тоже ждут перемены. Из него не только уйдет вся касьяновская команда. В Кремле вынашивают планы полной реорганизации работы аппарата и двукратного сокращения штата его сотрудников.

Инициаторы столь радикальной реформы - замглавы администрации президента Игорь Шувалов и министр экономического развития Герман Греф. Грандиозный план перестройки и кадровой перетряски Белого дома созрел у них еще весной 2003 года, когда Шувалов работал главой правительственного аппарата и вместе с Грефом готовил предложения по административной реформе. Но Касьянов счел их предложения слишком радикальными.

Говорит директор Института проблем глобализации Михаил Делягин (он трудился на разных должностях в аппаратах правительства при Викторе Черномырдине, Сергее Кириенко, Евгении Примакове, Сергее Степашине и Михаиле Касьянове):

"При Черномырдине родилась современная правительственная бюрократия и было введено жесткое правило согласования с аппаратом Белого дома документации, приходящей из министерств и ведомств. Было много лишней возни. Но когда нужно было принять срочное решение, материал можно было провести по всем инстанциям за один день. При Сергее Кириенко был самый запутанный и неэффективный аппарат правительства. Кириенко привел в Белый дом людей из Нижнего Новгорода, которые не были знакомы с правилами прохождения документов, их всему приходилось учить с нуля. Аппарат фактически был устранен от документооборота. Документы шли через секретариат, а решения согласовывались по другим каналам. Похожая ситуация наблюдалась во времена Гайдара.

Евгений Примаков вернул черномырдинские порядки. Сергей Степашин не успел внести изменений в работу аппарата, кроме очередной кадровой неразберихи. При Владимире Путине в роли премьера изменилась система принятия решений. Реальная процедура прохождения документов сильно отличалась от официальной. В определенной степени это затрудняло лоббирование.

При Касьянове аппарат играл значительную роль. Работать в нем было тяжело - ведомства передавали документы с диким количеством глупостей и несуразностей вроде "абстрактного правительства", а потом министры обижались, что их сочинения переписывают.

Сокращения в аппарате проводили практически все премьеры, но все они носили номинальный характер: в основном ликвидировали пустующие вакансии".

Михаилу Фрадкову может прийтись по душе радикальный план Грефа-Шувалова, подразумевающий очередное сокращение штата белодомовских чиновников и повышение ответственности министерств. Выступая перед депутатами в Госдуме, Фрадков заявил, что, по его мнению, чем меньше аппарат - тем лучше.

Сейчас в 23 департаментах Белого дома работает около 1100 человек. Без их резолюции ни один вышедший из министерства законопроект не может попасть на заседание правительства. Этот порядок завел именно Касьянов. При нем не только роль аппарата существенно возросла: обработка законопроектов в большинстве случаев не ограничивалась лингвистической и юридической правкой. Менялись содержание и смысл документов. "Самоуправство" белодомовцев вызывало бурное возмущение Алексея Кудрина и Германа Грефа - главных производителей законотворческой продукции. Дело доходило до публичных стычек с премьером.

Касьянов отбивался и объяснял, что в том виде, в каком Минфин и Минэкономразвития представляют законопроекты в Белый дом, их не то что обсуждать на заседании, читать без слез невозможно. Хромает все - от орфографии до здравого смысла.

Здесь надо добавить, что по принципиальным вопросам вроде налоговой, пенсионной реформы, прогнозов экономического роста у Касьянова была своя точка зрения. Задача аппарата заключалась в том, чтобы перенести премьерскую точку зрения на бумагу. Вот что вспоминает о том времени президент ИД "Родионова" Алексей Волин (был замруководителя аппарата и отвечал за связи с общественностью при Михаиле Касьянове): Игорь Шувалов, возглавивший аппарат при Михаиле Касьянове, старался систематизировать его работу. Он добивался ускорения и максимальной прозрачности процесса принятия решений и документооборота. Были установлены предельные сроки рассмотрения документа для каждой инстанции. Руководители департаментов в случае несогласия были обязаны письменно изложить свои возражения. Раньше "не понравившиеся бумаги" можно было попросту "замыкать". При таком подходе к работе с министерствами большой аппарат был необходим. Но обсуждаемые сейчас планы реформы правительства (они во многом базируются на прошлогодних изысканиях Шувалова-Грефа) предполагают повышение ответственности и самостоятельности министерств.

Ведомства, полагают в кремлевской администрации, и должны нести полную ответственность за подготовку и качество законопроектов. Курировать работу с министерствами будут советники руководителя аппарата правительства. Каждый из них будет отвечать за определенный блок министерств и сможет напрямую общаться с премьером.

У руководителя аппарата, которому по одному из вариантов реформы предлагается присвоить статус второго вице-премьера, не будет замов. Он напрямую станет управлять кадровой службой, юридическим департаментом, протоколом и еще рядом технических подразделений. Штат аппарата Белого дома предлагается сократить до 600-700 человек и упразднить "тематические" департаменты (экономики, социальной сферы, АПК и т.п.), дублирующие деятельность министерств.


Чем занимается аппарат правительства

Сотрудники аппарата Белого дома готовят к обсуждению на заседании правительства законопроекты и другие документы, вносимые министерствами и ведомствами, проводят их юридическую, лингвистическую экспертизу, представляют заключения. Аппарат готовит аналитические материалы по вопросам, обсуждаемым на заседании кабинета министров. Аппарат контролирует исполнение министерствами и ведомствами поручений и решений правительства, обеспечивает взаимодействие правительства с Федеральным собранием, обрабатывает парламентские запросы, обращения граждан и организаций и обеспечивает ведение делопроизводства.


Чем привлекательна госслужба

Официальный заработок сотрудника правительственного аппарата состоит из должностного оклада, надбавок за квалификационный разряд, особые условия службы, выслугу лет и премий по результатам работы. Замруководителя аппарата правительства получает со всеми надбавками около $1000. Руководитель департамента зарабатывает около $700. У рядовых сотрудников со всеми надбавками набегает $200-300.

Сравнительно невысокий уровень оплаты труда рядовых госслужащих компенсируют загранкомандировки (средний размер суточных по нормам Минфина - $50 плюс представительские расходы).

Работа в правительстве привлекает бесплатным медицинским обслуживанием, машиной с водителем, ведомственными детскими садами и дешевыми буфетами (свежая выпечка по три рубля).

Самое приятное, говорят аппаратчики, - дешевый отдых в пансионатах и санаториях Управделами президента. Самый фешенебельный пансионат "Бор" по Симферопольскому шоссе предназначается для бюрократической элиты. Туда не допускают чиновников рангом ниже замруководителя департамента правительства. В 1995 году в "Бору" Виктор Черномырдин принимал канцлера ФРГ Гельмута Коля. Участники той встречи вспоминают, как в пансионате неожиданно отключили за неуплату электричество, а начальника местного рубильника не могли найти весь день. Простому смертному одноместный номер в "Бору" обойдется примерно в 100 условных единиц. "Свои" платят столько же за месячное проживание.

Пансионаты попроще есть в Куркине и Ватутинках. Один день проживания в коттеджном поселке в Ватутинках работнику аппарата правительства обойдется в 49 рублей без питания.

На госслужбу идут и за жильем. Пару лет назад один замминистра, приходя на госслужбу, говорил: "В гробу я видел этих бюрократов, но что делать - квартиру обещали". В прошлом году он уволился по собственному желанию. В Белом доме вспоминают, что когда весной 2002 года на Юго-Западе Москвы была сдана высотка, строившаяся по заказу Управделами президента, из аппарата правительства ушло достаточно много народу.

Кто из действующих министров должен продолжать работу в следующем правительстве?(%)
Шойгу Сергей (министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям)50
Иванов Игорь (министр иностранных дел)30
Иванов Сергей (министр обороны)26
Швыдкой Михаил (министр культуры)12
Починок Александр (министр труда и социального развития)10
Кудрин Алексей (вице-премьер, министр финансов)9
Греф Герман (министр экономического развития и торговли)8
Карелова Галина (вице-премьер)7
Филиппов Владимир (министр образования)7
Яковлев Владимир (вице-премьер)7
Христенко Виктор (вице-премьер)6
Чайка Юрий (министр юстиции)6
Алешин Борис (вице-премьер)5
Шевченко Юрий (министр здравоохранения)5
Гордеев Алексей (вице-премьер, министр сельского хозяйства)4
Лесин Михаил (министр по делам печати и телерадиовещания)4
Рейман Леонид (министр по связи и информатизации)3
Южанов Илья (министр по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства)2


Ни один министр не достоин сохранить за собой занимаемое кресло - считают 12% участников опроса. 28% респондентов затруднились с ответом.

Опрос 1587 россиян был проведен Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) 21-22 февраля - за два дня до того, как президент Путин отправил правительство Михаила Касьянова в отставку.
Известия , 3.03.2004



Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
01 02 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru