Rambler's Top100
Лениградская Правда
21 NOVEMBER 2019, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Кому достанется Россия
29.07.2004 00:01

В 2005 году правительство готово расстаться сразу с несколькими привлекательными для частного бизнеса кусками федеральной собственности. Самый крупный актив, который оно намерено продать, - телекоммуникационный холдинг "Связьинвест", которому принадлежит национальный оператор "Ростелеком". Это еще не окончательное решение: продажа может быть отложена, так как "Связьинвест" относится к стратегическим предприятиям. Тогда план придется выполнять за счет продажи других активов. За все правительство рассчитывает получить 40 миллиардов рублей. В этом году из также запланированных 40 миллиардов за счет приватизации удалось получить лишь десятую часть.

В начале этого года правительство поменяло стратегию приватизации госимущества. Ранее декларировалось стремление избавиться от собственности как можно быстрее - до 2007 года. Но принимаемые из года в год планы приватизации не выполнялись: большую часть доходов обеспечивали одна-две крупные сделки, а большинство мелких пакетов акций не находили покупателя или продавались по меньшей цене, чем было заложено в план. "Приватизация пока идет с отставанием", - сетует источник ГАЗЕТЫ в Белом доме. В 2003 году рекордные 91 млрд. рублей от приватизации обеспечили в основном продажи пакетов ЛУКОЙЛа и "Славнефти". А доходы от приватизации за первое полугодие 2004 года составляют всего 4,37 млрд. руб., хотя за весь год запланировано было выручить 40 млрд.

"Может, некоторые объекты и не надо приватизировать, а наоборот, конфетку из них сделать?" - поставил весной премьер Михаил Фрадков вопрос перед кабинетом министров о качестве приватизации. После этого правительству стало ясно, что вопрос - продавать быстро или продавать дорого - в каждом случае должен решаться отдельно, пояснил источник ГАЗЕТЫ в Белом доме.

Но пока такой подход привел лишь к тому, что за сутки до обсуждения вопроса в правительстве никто из чиновников не мог точно сказать, какие предприятия будут продаваться в 2005 году.

20 миллиардов сегодня найдут

По плану приватизации, одобренному ранее правительством, в 2005 году в бюджет от продажи госсобственности должно поступить 40 миллиардов рублей. Глава департамента имущественных отношений МЭРТ Игорь Гречухин считает, что заработать их можно так: 5 миллиардов рублей должна дать продажа мелких госпакетов акций (менее 5% акций), еще 5 млрд. должно поступить от приватизации земельных участков. Остальной доход должны дать аукционы по продаже госпакетов крупных предприятий. В "зачет" 2005 года пойдут средства, вырученные от продажи пакетов акций Магнитогорского металлургического комбината и Новороссийского морского торгового порта, которые кабинет намерен продать в четвертом квартале 2004 года. За акции Магнитогорского металлургического комбината правительство рассчитывает получить примерно 8 миллиардов. Пятнадцатипроцентный пакет Новороссийского порта может, по словам Гречухина, дать еще около 900 миллионов рублей. Как выручить еще 20 с небольшим миллиардов рублей, правительство решит сегодня.

С чего начинать - с "Аэрофлота" или со "Связьинвеста"

По сведениям ГАЗЕТЫ, "набор" предприятий, которые будут выставлены на продажу, напрямую зависит от того, решатся ли правительство и президент продать госпакет акций телекоммуникационного холдинга "Связьинвест". Правительство обсуждает три варианта его продажи: пакетом 25% минус 2 акции, 50% минус 2 акции и весь пакет в размере 75% минус 1 акция. Любой из вариантов, по оценкам аналитиков, позволит выполнить госзадание по наполнению бюджета средствами от приватизации. Пакет в 25% они оценивают в 1 млрд. долларов, и МЭРТ с ними согласно. Но правительство пока не уверено, будет ли вообще "Связьинвест" выставлен на продажу - отмашку на это должен дать сам президент, поскольку холдинг находится в списке стратегических предприятий Совета безопасности. Если в Кремле скажут "нет", правительство готово продать другие крупные госпакеты акций, прежде всего 51,17% акций "Аэрофлота". Источники в аппарате правительства ставят продажу "Аэрофлота" в прямую зависимость от решения по "Связьинвесту". По мнению аналитиков, при самом удачном стечении обстоятельств продажа "Аэрофлота" даст лишь 10 миллиардов рублей. Совладелец НРБ (банк является одним из акционеров "Аэрофлота") Александр Лебедев опасается, что государство получит даже меньше: "С первого января "Аэрофлот" может лишиться своего основного источника доходов - средств, поступающих в качестве роялти от иностранных авиакомпаний за перелеты по транссибирским маршрутам. Таким образом, государство будет продавать пакет акций по сути банкрота".

Так что, если решение по "Связьинвесту" не будет принято, государству придется расстаться не только с "Аэрофлотом". В список на продажу в этом случае могут попасть 75% Транскредитбанка, 25% + 1 акция "Росгосстраха", 51% авиакомпании "Красноярские авиалинии" и 50% "Домодедовских авиалиний". К тому же в продаже "Аэрофлота" в кабинете министров уверенности тоже нет. По сведениям ГАЗЕТЫ, в первоначальном плане приватизации, который отправило в правительство Минэкономразвития, этого госпакета нет, и правительство, по словам замглавы департамента имущественных отношений МЭРТ Евгения Дитриха, включило этот пакет в план "условно".

Виктор Плескачевский: "начинать надо с привокзальных ресторанчиков"

Впрочем, глава комитета по собственности Виктор Плескачевский считает, что государству надо начинать не со "Связьинвеста" и других крупных пакетов. Это имущество надо оставить "на черный день", пояснил он ГАЗЕТЕ: "Продавать надо огромное количество привокзальных ресторанчиков, ФГУПов в торговле и общественном питании". Но, по словам Евгения Дитриха, в 2005 году ФГУПы лишь будут акционированы и станут предприятиями со 100-процентным госучастием. Процедура займет 7-9 месяцев, и продать хотя бы часть ФГУПов до конца года государство не успеет. Да и в том, что пакеты акций бывших госпредприятий будут пользоваться спросом, есть сомнения: большинство из них находится не в лучшем финансовом состоянии.

Что правительство хочет продать в 2005 году

"Росгосстрах" (25% + 1 акция)

На продажу будет выставлен находящийся в собственности Федерального агентства по управлению федеральным имуществом пакет акций ОАО "Росгосстрах" в размере 25% плюс одна акция. Владельцем 75% минус одна акция является консорциум инвесторов во главе с инвестиционной компанией "Тройка Диалог". В 2001 году в ходе трех аукционов консорциум приобрел 49-процентный пакет акций "Росгосстраха" более чем за 40 миллионов долларов. В июне 2003 года состоялся аукцион по продаже пакета в 26% минус одна акция страховщика, который без борьбы за 661 миллион рублей (около 22 миллионов долларов) при стартовой цене в 651 миллион рублей приобрели представители "Тройки". Исходя из этих цифр, последний госпакет "Росгосстраха" может быть оценен в сумму около 20 миллионов долларов.

"Росгосстрах" получил в наследство крупнейшую филиальную сеть в стране. Компания является преемником "Госстраха" и сегодня выплачивает возмещения по полисам еще советских времен. Комментируя появление в плане приватизации "Росгосстраха", вице-президент компании Игорь Игнатьев рассказал ГАЗЕТЕ, что согласно концепции развития страхования в России, одобренной правительством, государство должно выйти из капитала всех страховых организаций. "Но более детально обсуждать эту тему (продажи госпакета "Росгосстраха". - ГАЗЕТА) мы пока не готовы", - заявил Игнатьев.

РИА "Новости"

Агентство "Интерфакс" сообщило в среду о грядущей приватизации своего конкурента - Российского информационного агентства "Вести" (РИА "Новости"). По данным "Интерфакса", РИА должно быть акционировано в 2005 году. Позднее "Интерфакс" опроверг сведения о приватизации со ссылкой на источники в правительстве и Кремле.

Входящее в тройку ведущих российских информагентств РИА переживает в последнее время серьезные изменения. Полтора года назад на должность председателя правления была назначена Светлана Миронюк - жена главы "Компании развития общественных связей" Сергея Зверева, бывшего заместителя главы администрации президента. В декабре прошлого года РИА вышло из-под ВГТРК и перешло в подчинение Минпечати.

После административной реформы агентство осталось подведомственным Федеральному агентству по печати и массовым коммуникациям - преемнику Минпечати, - которое возглавляет бывший заместитель Лесина Михаил Сеславинский.

Руководство РИА отказывается от комментариев на тему приватизации. Однако один из бывших руководителей РИА не склонен верить этим данным. На агентстве до сих пор висит долг в 100 миллионов немецких марок, сообщил он ГАЗЕТЕ. Эти средства были заняты в 1996 году на нужды агентства по линии Siemens у немецкого правительства. Самая большая ценность РИА - около 30 загранбюро, которые, в отличие от ИТАР-ТАСС, имеют собственные здания. Их стоимость оценивается в 50 миллионов долларов, однако все они находятся на балансе Управления делами президента. Приблизительно во столько же оценивается и другой актив - здание на Зубовском бульваре, находящееся на балансе Федерального агентства по управлению федеральным имуществом. "Если агентство приватизируют со всеми зданиями, то надо звать Счетную палату", - считает источник ГАЗЕТЫ. Планам по приватизации может помешать необходимость введения госзаказа на информобеспечение госинтересов за рубежом. В этом случае агентство может проиграть тендер: по мнению источника, "те же условия смогут предложить и частные PR-структуры, и "Интерфакс", и ИТАР-ТАСС".

Другой источник ГАЗЕТЫ полагает, что если РИА и будет приватизировано, то владельцем может стать структура, близкая либо Михаилу Лесину, либо Сергею Звереву.

"Связьинвест" (75% акций)

ОАО "Связьинвест" - крупнейший телекоммуникационный холдинг России. В него входят 7 межрегиональных компаний, 6 открытых акционерных обществ электросвязи, не вошедших в межрегиональные объединения, оператор междугородной и международной связи ОАО "Ростелеком" и отраслевой институт ОАО "Гипросвязь". Компании холдинга имеют лицензии на оказание услуг местной, междугородной и международной телефонной связи, передачи данных, оказывают услуги ISDN, беспроводного абонентского доступа и мобильной связи в стандартах GSM, NMT450, AMPS и DAMPS.

Основным акционером ОАО "Связьинвест" является государство в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (50% плюс 1 акция) и Российского фонда федерального имущества (25% минус 2 акции). Блокирующий пакет (25% плюс 1 акция) принадлежит кипрскому консорциуму Mustcom Ltd.

Существуют три возможных варианта продажи госпакета акций компании: 25% минус 2 акции, 50% минус 2 акции и 75% минус 1 акция.

Заинтересованность в покупке акций "Связьинвеста" в разное время выражали "Альфа-Групп", АФК "Система", ОАО "Телекоминвест", и до сих пор ни одна из этих компаний от своих намерений публично не отказалась.

По мнению старшего аналитика "Уралсиб-НИКойла" Константина Чернышева, вопрос о размере пакета будет оставаться открытым до утверждения программы приватизации президентом РФ. На начало июля 25-процентный пакет акций холдинга стоил примерно 900 млн. долларов. Как изменится цена к моменту приватизации, сейчас судить сложно. Чернышев полагает, что она может достигнуть 1 млрд. долларов за 25-процентный пакет, 50% акций могут стоить 2 млрд., а 75% - 3 млрд. долларов. В апреле этого года совладелец Access Industries и акционер нефтяного холдинга ТНК-BP Леонард Блаватник заплатил Джорджу Соросу за консорциум Mustcom, владеющий 25% акций "Связьинвеста", 625 млн. долларов. Сам Сорос в свое время купил эти акции за 1,85 млрд. долларов.

Магнитогорский металлургический комбинат (23,7% акций)

Попытки приватизировать госпакет (23,7% голосующих) акций Магнитогорского металлургического комбината (ММК) государство предпринимало начиная с 2001 года. Однако до сих пор эти бумаги находятся на балансе Минимущества. Главной причиной такой задержки является позиция губернатора Челябинской области Петра Сумина и менеджмента Магнитки во главе с генеральным директором ММК Виктором Рашниковым: руководство предприятия в 2001-2003 годах опасалось, что эти бумаги могут достаться структурам Уральской горно-металлургической компании (УГМК, подконтрольна Искандеру Махмудову) и "Южного Кузбасса", которые в конце 90-х годов вели скупку акций комбината. В настоящее время подконтрольные Виктору Рашникову компании владеют 57% голосующих акций комбината, 23,7% принадлежит государству, а 15,5% - угольной компании "Южный Кузбасс", входящей в "Стальную группу Мечел" (подконтрольна бизнесменам Игорю Зюзину и Владимиру Иориху).

Стоит учесть, что ММК до сих пор находится в списке предприятий, имеющих стратегическое значение, и комбинат может быть исключен из него только указом президента. Доля ММК в общем производстве стали составляет свыше 15% (11,5 млн. т), проката - 18% (10 млн. т). В прошлом году выручка комбината составила 88 млрд. рублей, а чистая прибыль - 29 млрд. рублей. По неофициальной информации, менеджмент Магнитки последние три года занимается аккумулированием средств для участия в предстоящем аукционе и, по оценкам аналитиков, уже имеет не менее 350-450 млн. долларов. Как заявил в среду директор департамента имущественных и земельных отношений, экономики и природопользования Минэкономразвития Игорь Гречухин, сейчас цена госпакета составляет около 8 млрд. рублей. По мнению аналитика ИК "Тройка Диалог" Василия Николаева, "это все равно ниже рыночной оценки ММК". Напомним, что в начале текущего года акции комбината были ненадолго выведены по инициативе башкирского фонда "Берлек" на RTS Board. Тогда общая стоимость комбината была оценена рынком в 2,8-3,1 млрд. долларов, а, соответственно, его госпакета - в 550-600 млн. долларов.

Новороссийский (20% акций) и Туапсинский (20% акций) морские порты

О продаже 20-процентного пакета акций ОАО "Новороссийский морской торговый порт" (НМТП) государство заявляло еще в 2003 году. Кроме государства акционерами НМТП выступают Русский генеральный банк и "НИКойл", которым на паритетных правах принадлежит чуть более 60% акций НМТП. Аналитики полагают, что включение госпакета НМТП в план приватизации на 2005 год говорит о том, что государство не удовлетворено темпами и качеством развития крупнейшего на юге России транспортного узла. По данным проверки Счетной палаты, управление госпакетом НМТП ведется неэффективно. По мнению аналитиков, государство от продажи 20-процентного пакета акций порта может получить около 3 млрд. рублей (около 100 млн. долларов).

Интерес к покупке акций могут проявить ЛУКОЙЛ и "Роснефть", для которых контроль над портом обеспечит стабильный экспорт нефти (на порт приходится 30% российского экспорта нефти).

ОАО "Туапсинский морской торговый порт" - еще один серьезный актив, от продажи 20% акций которого государство может получить не менее 900 млн. рублей. Чистая прибыль порта по итогам 2003 года составила 478 млн. рублей. Месяц назад у порта сменился основной акционер. 60% акций было выкуплено у ЗАО "Северстальтранс" Новолипецким металлургическим комбинатом (НЛМК). Сейчас основным акционером порта является НЛМК, который консолидировал 69,4% акций.

Байкальский ЦБК (49% акций)

Доля государства в АО "Байкальский ЦБК" составляет 49%, а 51% бумаг БЦБК принадлежит компании "Континенталь Менеджмент" (подконтрольна Олегу Дерипаске), управляющей лесными активами "Базового элемента", и "Банкирскому дому "Санкт-Петербург" (подконтролен банкиру Владимиру Когану). Реальное управление БЦБК находится у менеджеров "Континенталь-Менеджмента". Помимо этого предприятия компания управляет также Енисейским ЦБК, Селенгинским ЦКК, Омской картонной фабрикой "АВВА+2", Кондровской бумажной фабрикой и Лузским ЛПК.

БЦБК является не самым крупным игроком на рынке товарной целлюлозы: в прошлом году комбинат произвел 178,3 тысячи тонн товарной целлюлозы (около 7,1% от общего объема ее производства в России). Выручка предприятия составила около 2 млрд. рублей.

Между тем пока БЦБК остается проблемным активом: предприятие нуждается в модернизации производства и крупных инвестициях. Учитывая же то, что до 2003 года производство на БЦБК постоянно снижалось, по мнению аналитиков, этот актив вряд ли будет интересен кому-либо еще кроме "Континенталь-Менеджмента". "Вряд ли российские инвесторы заинтересуются 49% акций БЦБК, которым управляет "Континенталь-Менеджмент", - считает генеральный директор ИТС "Леспром.Ру" Марина Павлова. По данным экспертов, стоимость госпакета акций БЦБК составляет около 30-50 млн. долларов. Примечательно, что пока никто из российских лесных компаний не заявил о своем интересе к БЦБК. В "Континенталь-Менеджменте" в среду вопрос о своем участии в торгах по продаже госпакета акций обсуждать отказались.

ТрансКредитБанк (75% акций)

Российское правительство планирует приватизировать 75% акций опорного банка РЖД - ТрансКредитБанка (ТКБ). "Этот вопрос обсуждается с 2003 года, так что это не является неожиданностью", - заявил источник в правительстве. Президент ТрансКредитБанка Сергей Пушкин рассказал ГАЗЕТЕ, что менеджмент банка будет реализовывать стратегию любого собственника, который приобретет акции ТКБ. "Вместе с тем, учитывая тесную экономическую, финансовую и технологическую взаимосвязь РЖД и ТрансКредитБанка, было бы логично предположить, что "Российские железные дороги" будут основными претендентами на выкуп у государства контрольного пакета реализуемых акций", - сообщил Пушкин. По мнению руководителя банковского направления рейтингового агентства "Интерфакс" Михаила Матовникова, цена 75-процентного пакета акций ТКБ составит порядка 75 миллионов долларов.

ТрансКредитБанк в рейтинге "100 крупнейших российских банков по размеру собственного капитала" (на 1 июня 2004 года) занял 32-е место (размер собственного капитала - 4 259 401 тысяча рублей с учетом субординированного кредита). В рейтинге "100 крупнейших российских банков по размеру чистых активов" (на 1 июня 2004 года) ТКБ занял 27-е место (размер чистых активов - 29 367 790 тысяч рублей). В рейтинге "Самые прибыльные банки" (на 1 июня 2004 года) ТрансКредитБанк занял 25-е место (размер прибыли - 295 583 тысячи рублей).

"Аэрофлот" (51,17% акций)

Государству принадлежит 51,17% акций авиакомпании, около 28% акций контролирует Национальная резервная корпорация (НРК), чуть более 10% - работники авиакомпании. Рыночная стоимость госпакета "Аэрофлота", выставляемого на продажу в 2005 году, может составить 300 млн. долларов. Но продать такой большой пакет целиком одному стратегическому инвестору государству вряд ли удастся. "Скорее всего его придется делить по частям", - считает аналитик "Ренессанс Капитала" Наталия Загвоздина. По мнению начальника аналитического отдела ИК "Проспект" Натальи Одинцовой, госпакет может заинтересовать как Национальную резервную корпорацию, которая уже является миноритарным акционером "Аэрофлота", так и "Альфу", пытающуюся сейчас поделить с авиакомпанией управление аэропортом Шереметьево. По словам депутата Госдумы и совладельца НРБ Александра Лебедева, интерес у корпорации к покупке госпакета акций "Аэрофлота" есть. "В свое время мы выкупили 26% акций этой авиакомпании у Millhouse Capital примерно за 140 миллионов долларов. Но нынешняя капитализация "Аэрофлота" сильно переоценена. Может получиться так, что в 2005 году государство будет продавать акции компании-банкрота. Российское правительство и Евросоюз практически договорились об отмене с января 2005 года выплат "Аэрофлоту" роялти за перелеты по транссибирским маршрутам самолетов иностранных авиакомпаний. Сейчас это основной источник доходов авиакомпании", - говорит Александр Лебедев.

В 2003 году воздушные суда "Аэрофлота" перевезли 5,8 млн. пассажиров (или 20% от всех авиаперевозок в России), чистая прибыль составила 126,7 млн. долларов. Авиапарк компании насчитывает 93 самолета, в том числе 27 - иностранного производства.

Газета , 29.07.2004


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2019, Ленправда
info@lenpravda.ru