Лениградская Правда
24 JULY 2024, WEDNESDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Небесные шахидки
30.08.2004 00:01
В субботу представители ФСБ официально признали терактом катастрофы двух пассажирских лайнеров, на прошлой неделе практически одновременно разбившихся в Тульской и Ростовской областях. В пятницу эксперты, работающие на месте падения самолета Ту-134 под Тулой, обнаружили на его обломках следы взрывчатки. Всего день спустя аналогичный результат получили и специалисты, изучавшие останки пассажирского Ту-154, развалившегося в воздухе под Ростовом-на-Дону. В обоих случаях эксперты обнаружили следы гексогена -- токсичного вещества, используемого при производстве промышленной взрывчатки и которое чеченские боевики уже не раз применяли при изготовлении самодельной взрывчатки. Именно с помощью гексогена, перемешанного с алюминиевой пудрой и сахарным песком, как известно, боевики взорвали жилые дома в Москве и Волгодонске осенью 1999 года.

Таким образом, чеченские сепаратисты вновь, как и пять лет назад, смогли поставить российские спецслужбы в положение человека, пытающегося найти черную кошку в темной комнате. Совершенно очевидно, что никакой упреждающей информации о подобных планах террористов у властей не было, и теперь им приходится судорожно в очередной раз пытаться выяснить, как такое могло случиться и почему боевики вновь смогли обойти все, как считалось последнее время, уже более-менее наработанные меры безопасности. Причем пока даже узнать хотя бы техническую сторону дела -- как именно террористы пронесли в самолеты бомбы и какие именно бомбы -- спецслужбам не удалось. О персоналиях (кто и как организовывал теракты) речи пока вообще не идет. За пять прошедших с момента трагедии дней власти смогли выяснить только то, что заминированы лайнеры были в столичном аэропорту Домодедово, из которого оба «Ту» вылетели с разницей в 40 минут вечером 24 августа. А также то, что общее количество жертв этих трагедий составило 90 человек -- 73 пассажира и 17 членов экипажей.

К воскресенью эксперты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) предварительно расшифровали уже значительную часть записей «черных ящиков», найденных на месте гибели обеих катастроф. Уже в прошлый четверг из МАК просочилась неофициальная информация, что изучение речевых самописцев, регистрировавших переговоры членов экипажей, ничего не дали. Аварии произошли на борту обоих лайнеров столь быстро, что пилоты просто ничего не сумели предпринять или даже сказать. После этого члены госкомиссии по расследованию причин гибели лайнеров рассчитывали подтвердить или опровергнуть версию о спланированном теракте по результатам расшифровки параметрических «черных ящиков», фиксирующих работу основных агрегатов и узлов самолетов. Но они также ничего не разъяснили. По предварительным данным, «черный ящик», найденный на месте гибели Ту-154 в Ростовской области, показал только то, что авария произошла в 22.53, когда самолет находился в горизонтальном полете со скоростью 850 км/ч на высоте около 12 100 метров. Причем произошла она практически моментально и без каких-либо объяснимых с сугубо технической точки зрения причин -- конструкция самолета просто начала стремительно разрушаться, из-за чего прекратилось поступление информации и на сам самописец. «Черный ящик» Ту-134, разбившегося в Тульской области, пострадал довольно сильно, и пока его полностью «прослушать» экспертам не удалось, но сами они полагали, что, вероятнее всего, здесь будет та же самая картина -- моментальный развал лайнера. Кроме того, эксперты Северокавказского центра автоматизированного управления воздушным движением после перепроверки своих данных сообщили, что от Ту-154 в течение минуты перед аварией поступал не один сигнал бедствия, а сразу три. Первый раз кто-то из членов экипажа нажал «тревожную кнопку», означающую возникновение на борту нештатной ситуации, за 40 секунд до катастрофы, еще два раза она была активизирована за 20 и 5 секунд до гибели лайнера. Впрочем, почему и кто именно из летчиков или бортпроводников это делал, скорее всего, уже никогда не выяснится. По результатам же предварительного осмотра обломков обоих лайнеров специалисты по авиационной безопасности однозначно установили, что разрушение и Ту-134, и Ту-154 началось в хвостовой части фюзеляжей.

Исходя из этого единственными доступными способами восстановления картины гибели самолетов теперь станут «наземная» кропотливая экспертиза их обломков и оперативная работа спецслужб по поиску тех, кто мог перед вылетом пронести бомбы. Но поскольку экспертиза требует массы сложнейших и длительных исследований с сотнями и тысячами предметов, найденных на месте катастроф, ее результаты начнут появляться в лучшем случае через недели и месяцы. Так что основными «поставщиками» информации для следователей в ближайшее время будут только оперативники спецслужб -- МВД, ФСБ и даже Минобороны, в которых в первых же часы после катастроф по поручению президента Путина были созданы спецгруппы.

Насколько известно, сбор оперативной информации о катастрофах самолетов уже несколько дней в массированном порядке ведется по всем направлениям -- в самой Чечне, в Москве, собственно в аэропорту Домодедово. Однако пока единственной реальной зацепкой для следствия остаются личности двух женщин из числа погибших пассажиров тех двух роковых рейсов. Это жительница Чечни Аманта Нагаева, купившая билет до Волгограда на погибший под Тулой Ту-134, и некая Джебирханова, летевшая в Сочи на борту погибшего под Ростовом-на-Дону Ту-154. Обе они вызвали подозрения тем, что оказались единственными из всех жертв трагедии, о ком после трагедии никто не интересовался -- ни родственники, ни знакомые. И именно их личности установили по «остаточному» признаку -- после того, как родственники других погибших в катастрофах опознали своих близких. По предварительным данным, 30-летняя Нагаева родилась в Веденском районе в селе Киров-Юрт, где поначалу жила с родителями, а потом перебралась в Грозный. Однако была ли она связана с боевиками и как оказалась в Москве, пока так и не ясно. Так, в администрации Веденского района вчера сообщили, что Нагаевых в их селе зарегистрировано несколько семей, но об Аманте никогда не слышали. С Джебирхановой вообще толком не ясно, что это за человек -- где родилась, жила и кто вообще такая. В списках пассажиров Ту-154 не указано даже ее полное имя -- только инициал «С». Причем некоторые оперативники в чеченских спецслужбах даже сказали, что Джебирханова -- это вообще не чеченская фамилия. В результате и здесь у спецслужб пока были только одни гипотетические подозрения и никакой определенной информации.

В связи с этим единственное, что пока смогло предпринять руководство российских спецслужб в связи с трагедией 24 августа, -- ужесточить меры безопасности в российских аэропортах. Уже на следующий день после катастроф президент Путин поручил правительству принять меры по скорейшей смене служб безопасности аэропортов подразделениями МВД. Однако поскольку этот вопрос оговорен в Воздушном кодексе, пока вместе с сотрудниками местных служб безопасности проводить досмотр пассажиров перед вылетом, контроль при продаже билетов и предполетную подготовку самолетов будут и милиционеры. Кроме того, как сообщил вчера замглавы МВД Александр Чекалин, рассматривается вопрос и создании спецподразделений для сопровождения авиарейсов наиболее опасных направлений сотрудниками милиции.
Время новостей , 30.08.2004


Принадлежащая Андрею Павлову компания «Крым шуз» в рамках заключенного в 2016 году с правительством республики инвестиционного договора взяла на себя обязательства вложить 1 млрд рублей в строительство обувной фабрики и создать в регионе сотни рабочих мест. Но ничего из обещанного не исполнила. Зато все эти годы «Крым шуз» благополучно торговал на полуострове импортной обувью и минимизировал налоги, пользуясь статусом резидента СЭЗ. Республиканское минэкономразвития подало в суд на расторжение инвестиционного договора с «Крым шуз», и в 2023 году компания была лишена статуса. В настоящее время Департамент имущественных и земельных отношений Евпатории судится с Павловым за земельный участок в 2,5 га, на котором так и не было построено крупное производственное предприятие. В срыве мегапроекта владелец Zenden традиционно обвинил местные власти. Последние несколько лет «Крым шуз» практически прекратил торговлю и регулярно фиксирует в отчетности убытки.

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru