Rambler's Top100
Лениградская Правда
30 OCTOBER 2020, FRIDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Гексоген идеален для терактов в самолетах
30.08.2004 00:01

Российские спецслужбы официально признали очевидное: катастрофы российских самолетов Ту-134 и Ту-154 в минувший вторник - результат террористических актов. Уже сейчас можно утверждать, что диверсии - дело рук специально подготовленных в лагерях боевиков террористок-смертниц. В пользу этого говорит и то обстоятельство, что заявление малоизвестной экстремистской группировки "Бригада Исламбули", взявшей на себя ответственность за падение самолетов, российские спецслужбы лишь "приняли к сведению". Теперь остается ответить на три важнейших вопроса: кто организатор терактов; сколько всего шахидок было направлено для проведения этой операции в Москву - от этого зависит, нужно ли ждать в ближайшие дни новых диверсий; что смогут сделать власти, чтобы остановить террористов.

Взрывные устройства могли собрать и в самолетах

Вначале следы мощного взрывчатого вещества гексоген нашли на обломках Ту-154, разбившегося в Ростовской области, чуть позже - на Ту-134, потерпевшем крушение в Тульской.

После этого сомнений (если они у кого-то и были) в том, что унесшие жизни 90 человек катастрофы самолетов -результат тщательно спланированного террористического акта, не осталось.

Уже сейчас можно с большой долей вероятности восстановить картину подготовки и проведения этой масштабной диверсии.

Установлено: оба взрыва произошли в хвостовых частях лайнера, по-видимому, в туалетных комнатах. Судя по всему, смертницы пронесли на борт составные части бомб - гексоген, батарейки и детонаторы, а затем в условленное время - около 23.00 - собрали компоненты, после чего и привели взрывные устройства в действие. При этом взрывчатка, скорее всего, находилась в пресловутых 'поясах шахидов' под одеждой (личный досмотр в российских аэропортах практикуется редко, а безоболочную взрывчатку практически невозможно определить имеющимися в аэропортах средствами), батарейки - в мобильных телефонах, а детонаторы могли быть смешаны с ключами, брелоками, монетами и прочей металлической мелочью, на которую при досмотре особого внимания обычно не обращают. Нельзя, впрочем, исключать, что террористки воспользовались химическими взрывателями, которые металлоискатель не обнаруживает.

Гексоген был выбран не случайно. По словам офицера штаба химических войск России полковника Михаила Васильева, для уничтожения воздушного лайнера при полете достаточно взрыва 50 граммов гексогена, эквивалентного по мощности более чем 100 граммам тротила: 'Особенность гексогена - полное отсутствие запаха, характерного для тротила, и при тщательной упаковке его не могут обнаружить служебные собаки. Это значительно облегчает террористам возможность пронести его на борт воздушного судна'. При этом нужно отметить, что самих пассажиров не проверяют служебные собаки.

Взрыв на Каширке изменил планы шахидок

Подозреваемыми по-прежнему являются Аминат Нагаева, летевшая в Ту-134 и С. Джебирханова - пассажирка Ту-154. В отличие от других погибших пассажиров, об этих женщинах до сих пор не спрашивали ни родственники, ни знакомые, также никто не приехал на опознание. Кроме того, на останках Нагаевой в субботу эксперты обнаружили следы взрывчатки. Джебирханова и Нагаева приобрели билеты в кассах Домодедово незадолго до вылета, причем последовательность их действий была весьма примечательной.

Сначала 24 августа, около 19.00, Джебирханова купила билет на Ил-86, который должен был вылететь из Москвы в Сочи на следующий день, 25 августа, в 9.20. По словам сотрудников авиакомпании «Сибирь», это один из самых популярных рейсов в Сочи, который заполняется обычно на 100% (около 300 пассажиров).

Но спустя всего лишь час Джебирханова неожиданно поменяла билет на ближайший рейс на Сочи, который должен был вылететь в 21.25. Этот рейс менее привлекателен для пассажиров из-за позднего времени прилета, и обменять билет в момент, когда уже началась регистрация на самолет, труда не составило.

Примерно в 21.15, когда Ту-154 с Джебирхановой на борту готовился к вылету, Аминат Нагаева - последняя из пассажиров - в срочном порядке приобрела билет на рейс 22.10 Москва -Волгоград, на который также началась регистрация. Эту странную поспешность можно объяснить, если предположить, что взрыв на автобусной остановке на Каширском шоссе (основная трасса на Домодедово), происшедший в 19.45, и последующие через несколько часов теракты на самолетах - звенья одной цепи.

Только вот похоже, что взрыв у метро 'Каширская' явно не входил в планы организаторов диверсий и, более того, спутал им все карты. Как уже сообщала ГАЗЕТА, сработавшее в Москве взрывное устройство было начинено металлическими дюбелями, что значительно усиливало поражающий эффект, и предназначалось, скорее всего, для многолюдного места.

Но взрыв, по неустановленным пока причинам, произошел раньше намеченного.

Понимая, что реакция правоохранительных органов последует незамедлительно, причем под особый контроль попадут аэропорты и вокзалы, террористы резко изменили план. Джебирханова и Нагаева, словно по команде, тут же приобрели билеты на ближайшие вечерние рейсы.

Нужно отметить, что рейс на Сочи (на котором в любом случае оказалась бы одна из шахидок), видимо, был выбран не случайно - именно там проводил отпуск Владимир Путин. Организаторы теракта, очевидно, рассчитывали, что СМИ обратят на этот факт особое внимание (так и произошло) и взрыв будет расценен как некое 'предупреждение' российскому президенту со стороны боевиков.

Похоже, что и сыщики придают особое значение взрыву на Каширке. Они уже распространили фотороботы подозреваемых - девушки и молодого человека, которых видели в иномарке темно-салатового цвета рядом с местом взрыва.

В правоохранительных органах не исключают, что для исполнения взрывов в самолетах в Москву были направлены несколько смертниц и некоторые из них, исполнявшие роль 'дублеров', сейчас все еще находятся в городе. Примеры подобных 'двойных ударов' уже были. В 1999 году с интервалом в несколько дней взорваны дома на улице Гурьянова и Каширском шоссе, а летом прошлого года Зарема Мужахоева пыталась совершить теракт на Тверской улице - через десять дней после того, как на рок-фестивале в Тушино взорвались две смертницы.

В списках не значатся

Тем временем в силовых структурах Чечни ГАЗЕТЕ сообщили, что оперативникам ФСБ и МВД республики поручено проверить личности Нагаевой и Джебирхановой. В региональном оперативном штабе (РОШ) уже получены предварительные данные на 27-летнюю Аминат Нагаеву, уроженку селения Киров-Юрт Веденского района, а также С. Джебирханову. Правда, информация о них крайне скупая: Нагаева значится по картотеке спецучета как прошедшая подготовку в группе террористок-смертниц. Установлено, что один из ее родственников является активным участником незаконных вооруженных формирований. Правда, оперативники пока не могут однозначно сказать, та ли это Нагаева, что погибла при крушении Ту-134 в Тульской области. 'Необходимо найти ее родственников, допросить их, провести тщательное опознание', - подчеркнули представители спецслужб. Чекисты также не исключают, что документами Нагаевой могла воспользоваться другая женщина или же они просто были поддельными.

В МВД республики отметили, что о результатах проверки говорить пока рано. Интересно, что в избиркоме Веденского района ГАЗЕТЕ сказали, что в поселке Киров-Юрт действительно проживает несколько семей Нагаевых, но Аминат в списках избирателей нет. По словам чеченских милиционеров, фамилия Нагаева действительно чеченская, хотя и не очень распространенная. 'Что касается фамилии Джебирханова, то я ни разу такой не встречал', - сказал офицер МВД Чечни.

В спецслужбах также отметили, что сейчас шахидок готовят уже не только в самой Чечне, но и в сопредельных республиках. Наибольшую активность в последнее время эмиссары Шамиля Басаева из 'батальона шахидов' 'Риядус-Салихин' проявляли в тех регионах, где компактно проживают беженцы из Чечни. В частности, смертниц, участвовавших в захвате «Норд-Оста» и прошлогодних взрывах в Москве и Моздоке, обучали в Ингушетии и Северной Осетии приближенные Басаева Рустам Ганиев, Абубакар Висимбаев и Магомед Хашиев. Несколько месяцев назад все они были обезврежены.

Поисковые работы завершены

Между тем поисковые работы в Тульской и Ростовской областях завершены. Как сообщил ГАЗЕТЕ и.о. начальника Тульского облуправления ГО и ЧС Сергей Бородкин, местность в радиусе почти 10 километров тщательно прочесана. «В настоящее время все найденные фрагменты самолета собраны в одном месте, предстоит работа по их изучению», - сказал Бородкин. По его словам, около недели фрагменты разбившегося лайнера эксперты будут изучать на месте трагедии, а затем вывезут в Москву. Как уже сообщала ГАЗЕТА, найдены тела всех 44 человек, погибших при падении самолета. Необходимо отметить, что спасатели долго были уверены, что в самолете летели 43 человека, а указанные в списках 44 фамилии - ошибка. Однако в конце поисков, когда подняли хвост лайнера, обнаружили левую женскую ногу. Стали вновь прочесывать местность, и в 2,5 километра от места катастрофы нашли верхнюю часть тела - судя по всему, Нагаевой. Ее отправили в Москву. Все погибшие - 35 пассажиров и 9 членов экипажа - уже опознаны, их тела (кроме Нагаевой) забрали родные.

В Ростовскую область на опознание погибших приехало свыше 100 человек. Их встречали не только представители местных властей, но и врачи «Скорой помощи», кардиологи, психологи и психиатры. В поселке Глубокое прибывших разместили в местной больнице и школе № 1, где для них было организовано трехразовое питание и постоянное медицинское наблюдение. Опознание происходило в больнице. На сегодняшний день опознаны 45 из 46 погибших в авиакатастрофе. Осталось неопознанным лишь одно женское тело - С. Джебирхановой. Сейчас взрывотехники исследуют ее останки с целью выявить частицы гексогена и характерные травмы от сработавшего взрывного устройства. Когда будут известны результаты обследования, никто сказать не может. Обломки Ту-154 отправлены в Миллерово и Ростов-на-Дону для дальнейшего изучения.

Чем известны 'Бригады Исламбули'

«Бригады Исламбули» названы в честь Халеда Исламбули, человека, под руководством которого боевики группировок «Египетский исламский джихад» и «Аль-Джамаа аль-Исламийа» убили египетского президента Анвара Садата во время военного парада 1981 года. Сам Исламбули и его четверо приспешников вскоре были арестованы и казнены. По некоторым данным, «Бригады Исламбули» возглавляет брат Халеда - Мохаммед Шауки Исламбули, который покинул Египет в 1988 году и был заочно приговорен египетскими властями к смертной казни за попытку государственного переворота. 31 июля 2004 года в Интернете появилось заявление «Бригад Исламбули», в котором группировка брала на себя ответственность за покушение на только что назначенного, но еще не вступившего в должность премьер-министра Пакистана Шауката Азиза. Примечательно, что это заявление было подписано так: «Бригады Исламбули аль-Кайеды». По другим данным, «Бригады Исламбули» - филиал группировки «Египетский исламский джихад», которая организовала взрыв египетского посольства в Исламабаде (Пакистан) в 1995 году. Несколько дней назад лондонская компания World Markets Research Center в исследовании о мировом терроризме заявила, ссылаясь на данные Госдепартамента США, что в 1990-х годах «Бригады Исламбули» соединились с «Аль-Кайедой». Специалисты компании также утверждают, что группировку возглавляет Мохаммед Шауки Исламбули. Стоит упомянуть и журналистское расследование пакистанских репортеров, заявивших, что основная база «Бригад Исламбули» располагается в Джалабаде, восточном афганском городке, расположенном практически на границе с Пакистаном.

Газета , 30.08.2004


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2020, Ленправда
info@lenpravda.ru