Rambler's Top100
Лениградская Правда
31 OCTOBER 2020, SATURDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Пояс тихого саботажа
1.11.2004 00:01

Как и следовало ожидать, Госдума России дружно одобрила законопроект о назначении губернаторов. Руководитель профильного комитета по делам Федерации и региональной политике Виктор Гришин в ходе дискуссии в парламенте заявил, что президентские инициативы получили полное одобрение на местах, то есть в региональных законодательных собраниях. Мол, все шагают в ногу, из 71 присланного отзыва нет ни одного отрицательного. Куда пропал отзыв из Чувашии, парламент которой признал законопроект неконституционным, депутат не пояснил. И, судя по всему, ситуация не столь благостная.

Во-первых, часть местных парламентов вообще не сочла нужным обсуждать законопроект. И таких, получается, почти треть. Во-вторых, в ряде регионов поддержали документ без обсуждения, путем «опросного голосования». «Председатель Новгородской областной Думы Анатолий Бойцев заявил мне, – рассказал «НГ» новгородский депутат Валерий Гайдым, – что времени нет, а Кремль выкручивает руки, поэтому воспользовались опросом. Вроде бы большинством поддержали, хотя я лично был против». А главное, практически все региональные парламенты, даже те, что одобрили реформу, требуют лишить президента права распускать местные думы, курултаи, госсоветы и т.п. в случае, если они не утвердят предложенную главой государства кандидатуру главы региона.

Наиболее резко в этом плане выступил Татарстан, который поддержали Башкирия и Ярославская область (про Чувашию уже говорилось). Астраханская Дума не набрала голосов при принятии нужной Кремлю резолюции. Не поддержали законопроект на Сахалине – так и не смогли прийти к общему знаменателю. «Не совсем конституционной» назвал норму о роспуске местных парламентов обычно осторожный председатель Саратовской облдумы Сергей Шувалов, потребовав перенести реформу на год.

Яркий пример региональной фронды – принятие Законодательным собранием Челябинской области первого в истории Южного Урала закона о губернаторе. Документ, принятый только в минувший четверг (то есть после того, как местные парламентарии одобрили президентские инициативы), предусматривает 5-летний срок полномочий «избранного путем всенародного голосования губернатора». На всякий случай, впрочем, в законе идет речь и о материальном обеспечении губернаторов, уже сложивших полномочия.

Похоже, регионы медленно, не спеша и обстоятельно выстраивают оборонительные редуты против инициатив федерального Центра. И уже можно смело говорить о том, что на смену знаменитому в середине 90-х годов «красному поясу» приходит «пояс тихого саботажа». Традиционно оппозицию Центру возглавили национальные республики. Татарстан, Башкирия и Чувашия, можно сказать, построили «Приволжско-Уральский укрепрайон» и сдавать своих позиций не собираются. Президент Татарстана Минтимер Шаймиев, без сомнения, полагается при этом не только на свой политический вес, но и на многолетний опыт борьбы с федеральным Центром, из которого он всегда выходил победителем.

Именно поэтому Шаймиев позволил себе наиболее жесткое заявление: «Не важно, каким образом избраны депутаты – по партийным спискам, по-другому, но они избраны народом, и мы не должны соглашаться ни в какой форме, ни при каких условиях с возможностью роспуска нашего парламента». Некуда отступать и президенту Башкирии Муртазе Рахимову. Он слишком много сил и средств вложил в прошлогодние выборы. И для Рахимова преданный ему Госсовет (курултай) – единственная гарантия остаться на своем посту. В минувшую пятницу глава Башкирии встречался в Кремле с президентом России. И, конечно же, на словах одобрил планы Путина: «У нас в республике эта система уже работает, мы назначаем глав городов и районов». Правда, как заявил башкирский лидер, в связи с новыми инициативами «есть вопросы, которые нужно обговорить». Обговаривали эти вопросы уже за закрытыми дверями. Видимо, речь шла все о том же – о роспуске или нероспуске местных парламентов.

И тут, конечно же, есть о чем поговорить. Чувашские парламентарии определили пробелы законопроекта наиболее четко. Во-первых, в Конституции четко прописаны права президента РФ и там о роспуске региональных парламентов ничего не сказано. Поэтому чувашские законодатели предложили норму, предполагающую роспуск местного законодательного органа в случае двукратного отклонения предложенной президентом кандидатуры на пост губернатора, дополнить следующим условием – «если эти действия повлекли массовые и грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности РФ, национальной безопасности РФ и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства РФ». Перечень сколь обширен, столь же и недоказуем. Как, впрочем, и используемый в президентском законопроекте для отставки главы региона термин «утрата доверия». И хотя президент Чувашии Николай Федоров скромно заметил, что не вмешивался в работу своих законодателей, чувствуется рука опытного юриста (Федоров был министром юстиции в правительствах Силаева и Гайдара).

Эти поправки, заметим, практически полностью выхолащивают президентский законопроект. Как, впрочем, и предложения Ярославской государственной Думы: в случае двукратного отклонения местными законодателями президентского кандидата не распускать парламент, а проводить всенародные выборы губернатора. Кроме того, ярославцы считают, что раз уж президент имеет право отстранить губернатора за ненадлежащее исполнение обязанностей, то и местные парламентарии должны иметь аналогичные полномочия.

Региональных парламентариев понять можно – они не для того боролись за свои кресла, чтобы их сгоняли с них по мановению президентской руки. И, похоже, протест регионов смутил даже верного Сергея Миронова. На днях спикер верхней палаты заявил, что его «смущает возможный механизм возможного роспуска представительного органа власти в случае, если он не поддержит предлагаемую кандидатуру на пост главы соответствующего региона».

Если этот механизм смущает Миронова, что уж говорить о региональных парламентариях. В наиболее строптивых субъектах Федерации, как известно, депутатское большинство подконтрольно главам регионов. Оно является гарантом благополучия находящихся у власти и прикормленных «кланов». И вряд ли региональные бароны пожелают менять с таким трудом выстроенную в своих субъектах структуру политической и финансовой власти.

У федерального Центра в этой ситуации есть два пути. Или пойти на попятную, предложив регионам «отступного», либо же продолжать катиться по стране танком. Последнее после того, как население вскоре ощутит последствия монетизации льгот и прочих социальных реформ, особенно на фоне проблем в ЖКХ (а синоптики обещают холодную зиму), может привести к региональному бунту, по сравнению с которым памятный «парад суверенитетов» покажется всего лишь невинной шуткой



Логин
Пароль

Архив Ленправды
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2020, Ленправда
info@lenpravda.ru