Rambler's Top100
Лениградская Правда
21 NOVEMBER 2019, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Тайная концепция
7.12.2004 00:01

Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) представила президенту проект национальной стратегии борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. В службе содержание документа сделали тайной до тех пор, пока его не утвердят правительство и президент. Но обозревателям ГАЗЕТЫ Андрею Литвинову и Наталии Бияновой удалось выяснить, какие идеи предлагали члены рабочей группы, готовившей документ. В первую очередь речь идет о серьезном расширении полномочий Росфинмониторинга. Служба может получить право замораживать "подозрительные" активы и расследовать до сих пор неподведомственные ей налоговые преступления. Как утверждают авторы концепции, это поможет успешнее бороться с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма. Но эксперты считают, что финразведка может просто не справиться с новыми полномочиями.

По поручению президента

В понедельник в Москве впервые прошел семинар Международной группы по борьбе с финансовыми злоупотреблениями (FATF) и MoneyVal - комитета Совета Европы, курирующего вопросы противодействия отмыванию 'грязных' денег. По мнению главы Росфинмониторинга Виктора Зубкова, само это событие свидетельствует о международном признании российской финансовой разведки - только в прошлом году Россия благодаря принятию закона о борьбе с отмыванием нелегальных доходов была исключена из черного списка FATF. Но останавливаться на достигнутом Зубков не собирается и с отмыванием намерен бороться всерьез: «Завершена работа над национальной концепцией по борьбе с отмыванием доходов, полученных преступных путем, и финансированием терроризма. Концепция находится в правительстве и, я думаю, будет в ближайшее время доложена президенту'. Именно президент в октябре прошлого года дал поручение разработать этот документ. Зубков, чье майское заявление о том, что Росфинмониторинг «подозревает» в отмывании денег около десяти банков, стало одним из толчков к банковскому кризису, на этот раз был осторожнее.

О содержании концепции он ничего не сказал, подчеркнув лишь, что Росфинмониторинг предлагает внести «несущественные» изменения в законодательство в сфере борьбы с отмыванием, которое в целом «уже адаптировано к международным стандартам».

При этом Зубков заверил, что перечень организаций, которые обязаны информировать службу о крупных или просто подозрительных сделках, расширяться не будет. Перечень этот и так уже весьма обширен: в него входят банки, профессиональные участники фондового рынка, инвестиционные фонды, страховые и лизинговые компании, организации Федеральной почтовой связи, ломбарды и даже игорные заведения и организаторы лотерей. Все они обязаны сообщать в Росфинмониторинг информацию о любых сделках на сумму свыше 600 тыс. рублей.

Лишь два дела дошло до суда

Но перемены в организации финансового мониторинга планируются. По словам Зубкова, концепция предусматривает меры, «которые должны быть приняты, чтобы система работала более эффективно». Не исключено, как стало известно ГАЗЕТЕ, что речь идет о расширении полномочий Росфинмониторинга. Финансовая разведка уже накопила огромный массив информации, ежедневно туда поступает до 10 тыс. сообщений о конкретных сделках. К середине года в службе была собрана база данных об 1,6 миллиона операций на общую сумму 14,5 триллиона рублей. В соответствии с требованиями FATF в России сформирован свой список организаций и физических лиц, подозреваемых в сотрудничестве с террористами, - в него внесено 124 юридических лица и около тысячи фамилий.

Но до сих пор в Росфинмониторинге были не вполне довольны тем, как правоохранительные органы используют добытую информацию. За первые два года работы служба направила в Генпрокуратуру, МВД и ФСБ 250 материалов по выявленным фактам отмывания, но в итоге по ним было возбуждено лишь 20 уголовных дел, из которых только 2 дошло до суда. Поэтому в рабочей группе по подготовке концепции разрабатывалась идея придания Росфинмониторингу полномочий головного ведомства в деле борьбы с финансовыми преступлениями.

Мало полномочий

Дополнительные полномочия предлагалось предоставить Росфинмониторингу по трем направлениям. Во-первых, служба может взять на себя подготовку квалифицированных кадров, отвечающих за финансовые расследования в правоохранительных структурах. 'Сейчас в правоохранительных органах мало квалифицированных специалистов, они не умеют работать с экономическими преступлениями', - считает эксперт рабочей группы Александр Васильев.

Во-вторых, может быть резко расширен перечень преступлений, которыми занимается Росфинмониторинг. Сейчас у службы есть одна «профильная» статья УК - 174-я: 'Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем' и 174.1 - 'Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления'. Уклонение от уплаты налогов, невозвращение из-за границы валютных средств и уклонение от уплаты таможенных платежей не считались преступлениями, связанными с отмыванием. Поэтому разработчики концепции предлагали исправить это 'упущение'. Кроме того, не исключено, что Росфинмониторинг может получить дополнительные рычаги административного воздействия на нарушителей. Сейчас служба имеет право приостанавливать операции с деньгами и имуществом на срок до пяти рабочих дней, если у нее есть обоснованная информация о том, что хотя бы одна из сторон участвует в террористической деятельности. Эти возможности также могут быть расширены - вплоть до замораживания выявленных в ходе проверок 'грязных' финансовых активов. При этом эксперты Росфинмониторинга опираются на рекомендации FATF. 'Главная задача борьбы с преступными доходами - возможность конфискации этих доходов, - пояснил ГАЗЕТЕ Александр Васильев, - а у нас нет отлаженной системы борьбы с такими преступлениями. Даже если суд выносит решение о конфискации преступно нажитых средств, как их конфисковать?! Если человека посадили в тюрьму, но его счета в заграничных банках не нашли, то весь смысл такой конфискации? Человек заплатит лишь то, что он заработает в местах лишения свободы, то есть нуль!' Поэтому эксперт считает обоснованным предоставление Росфинмониторингу дополнительных полномочий. 'У службы налажен механизм взаимодействия с органами финансовой разведки других стран. Очень мало офшорных зон, куда Росфинмониторинг не мог бы попасть и получить информацию, поэтому объективно у службы возможностей для борьбы с преступными доходами больше', - считает Васильев.

'Все, у кого есть преступные деньги, могут успокоиться'

Вот только независимые эксперты считают, что дело обстоит как раз наоборот. 'Если Росфинмониторинг действительно пролоббирует такое решение, то все, у кого есть преступные деньги, могут успокоиться, - уверен управляющий партнер юридической фирмы 'Вегас-Лекс» Альберт Еганян. - У Росфинмониторинга нет ни сил, ни технических возможностей, какие есть у такой мощной разветвленной структуры, как МВД. На международном уровне Росфинмониторинг, возможно, выглядит лучше. Но его самостоятельная деятельность, скажем в Калмыкии или Адыгее, технически невозможна. А между тем именно в этих республиках регистрируются компании - первичные звенья «отмывочных» схем'.

Впрочем, не факт, что все эти идеи будут реализованы в окончательном варианте концепции. В самом Росфинмониторинге в понедельник не стали комментировать содержание внесенного в правительство документа. 'Концепция должна еще получить заключение правительства, а потом ее представят президенту. Пока документ не одобрен и раскрывать содержание предлагаемых изменений было бы неправильно', - пояснил ГАЗЕТЕ руководитель пресс-службы Росфинмониторинга Михаил Виницковский.

Как Россия начинала отмывать

Международная группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег - ФАТФ (FATF - Financial Action Task Force on Money Laundering) была учреждена 'семеркой' ведущих индустриальных держав (США, Японией, Германией, Великобританией, Францией, Италией, Канадой) и Европейской комиссией в июле 1989 года. В настоящее время в ФАТФ входит 31 страна и 2 международные организации. С 2000 года ФАТФ формирует черный список стран, не сотрудничающих в деле борьбы с отмыванием капиталов. До 2003 года туда входила и Россия. Покинуть черный список России удалось лишь после принятия закона о борьбе с легализацией доходов, полученных незаконным путем, и создания Комитета по финансовому мониторингу, позднее преобразованного в Федеральную службу по финансовому мониторингу. В соответствии с требованиями ФАТФ Россия внесла поправки и в ряд других законов, которые обязали практически все причастные к финансовым операциям организации (от банков до казино) сообщать в органы финразведки о всех крупных сделках. В итоге Россия даже стала региональным лидером по борьбе с отмыванием. В октябре 2004 года она создала и возглавила Евразийскую группу по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), куда вошли Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Китай, Россия и Таджикистан. По состоянию на июль 2004-го в черный список входят острова Кука, Гватемала, Индонезия, Мьянма, Науру, Нигерия, Филиппины.

Газета , 7.12.2004

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2019, Ленправда
info@lenpravda.ru