Rambler's Top100
Лениградская Правда
28 OCTOBER 2020, WEDNESDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Миллионы в тираж
14.02.2005 00:01

Уже не первый год государство выделяет на финансирование своего имиджа за рубежом миллионы долларов. Формирование положительного имиджа России в глазах Запада объявлено государственной задачей, на выполнение которой брошены лучшие силы отечественной государственной журналистики — ИТАР-ТАСС, ВГРТК, РИА «Новости». Результаты не слишком впечатляют. Проверка Счётной палаты в 2004 году показала, что крупные средства и немалая собственность, находящиеся в распоряжении государственных СМИ за пределами России, или не используются вовсе, или тратятся в интересах отдельных компаний и их работников.

Репутация дорогого стоит

В своё время ИТАР-ТАСС, РИА «Новости» и ВГРТК и создавались для производства материалов, сеющих разумное, доброе, вечное о нашей стране в неокрепших умах иностранных потребителей информуслуг. Сегодня ежегодные государственные затраты на поддержку этих СМИ за границей превышают $30 млн. ИТАР-ТАСС обходится налогоплательщику почти в $5 млн., РИА «Новости» — более, чем в $5 млн., ВГРТК — в $22 млн.

Кроме госдотаций все три организации имеют собственные заработки. Это так называемые разрешённые виды деятельности (доходы от подписки, создание и распространение видеоматериалов и печатной продукции, поддержка интернет-порталов и т.д.). Выручка за разрешённую деятельность доходит до половины сумм, выделяемых из госбюджета. На что же тратятся немалые суммы?

Ненужные деньги

Несмотря на многомиллионные суммы, выделяемые бюджетом на содержание сети ИТАР-ТАСС, ряд зарубежных филиалов агентства предпочитал не расходовать их на улучшение имиджа России. Некоторые филиалы решили «от греха подальше» не запускать руку в государственные ассигнования, а самостоятельно зарабатывать для себя. В представительствах ИТАР-ТАСС в Японии и во Франции остатки на счетах ежедневно превышали установленный Банком России лимит в 6—10 раз. В той же Японии финансирование представительства из средств федерального бюджета в 2002—2003 годах вообще не осуществлялось. Но внакладе представительство не оставалось. Деньги на своё содержание зарабатывались «прочими видами деятельности». И деньги немалые: на счетах в Японии остатки валютных средств по состоянию на 1 января 2002 года составили $989,4 тыс., на 1 января 2003 года — $1445,8 тыс., на 1 октября 2003 года — $1800,1 тыс. и так далее.

К сожалению, финансовый успех не сопровождался каким-либо впечатляющим эффектом для внешнеполитического или инвестиционного имиджа России. Неудивительно, деньги государства, заказавшего «имидж», остались неприкосновенными, а после «прочих видов деятельности» на госзаказчика не оставалось ни сил, ни времени.

У ВГТРК с финансированием зарубежных филиалов другие проблемы. С 1992 года по 2001 год телерадиокомпания «Останкино» передала ВГТРК 10 зарубежных корпунктов, 3 из них — в Австралии, Мексике и Сингапуре — были закрыты.

В 2002 году зарубежные корпункты работали в 7 странах мира (в Чехии, ФРГ, Италии, Великобритании, Бельгии, США, Японии) с фактической численностью по состоянию на конец года 14 человек. Все они финансировались за счёт федерального бюджета.

Из него же шли средства на содержание корпунктов в Израиле или Китае: в 2002 году $163,3 тыс., в 2003 году — $265,8 тыс. Однако корпункт в Израиле возобновил работу только в сентябре 2003 года, а корпункт в Китае не открыт до настоящего времени.

У РИА «Новости» зарубежные представительства вопреки нормам валютного законодательства уводили заработанные деньги «своим путём». Хотя должны были перечислять все доходы на счета головной организации с тем, чтобы та в дальнейшем их перераспределяла.

Представительства РИА «Новости» в Аргентине, Индии и Югославии не перечислили в Россию соответственно 9,8 тыс. аргентинских песо, 10,3 млн. индийских рупий и 1 млн. югославских динаров. На счетах загранпредставительств РИА «Новости» по состоянию на 1 октября 2003 года имелись остатки бюджетного финансирования аж с 2000 года (!) в сумме $0,68 млн. Были и другие нарушения. Руководством представительства в Японии в затраты РИА «Вести» за 9 месяцев 2003 года были включены расходы, не подтверждённые первичными документами.

В РИА «Новости» информация о расходовании на территории России и за рубежом средств федерального бюджета и внебюджетных средств представлялась в форме авансовых отчётов с приложением первичных документов. А бухгалтерский учёт в её подразделениях не вёлся, и отчётность не составлялась.

Неузаконенные

С развалом Союза в 1992 году было создано Информационное телеграфное агентство России, которое в 1993 году по указу президента Бориса Ельцина стало правопреемником ТАСС. Его деятельность осуществлялась на основании устава, утверждённого постановлением Правительства России ещё в 1994 году. Устав агентства с тех времён не менялся, хотя принятые позже Гражданский кодекс и федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» предписывали внести в него необходимые изменения. Этого сделано не было, и легитимность существования компании могла быть поставлена под сомнение, а её деятельность — даже полностью ликвидирована, будь у заинтересованных лиц въедливый юрист. Юридические неурядицы ИТАР-ТАСС на этом не заканчиваются.

Согласно уставу компания действовала как центральное государственное информационное агентство, организованное в форме государственного предприятия. Однако фактически агентство функционировало как бюджетное учреждение. Для решения главной задачи — освещать в нужном свете государственную политику и общественную жизнь Российской Федерации — агентство могло создавать, реорганизовывать и ликвидировать за рубежом отделения, корпункты, филиалы, представительства и другие подразделения по своему усмотрению. Но вот незадача, записать свои филиалы в устав и нужным образом юридически их оформить, как того требует Гражданский кодекс, ИТАР-ТАСС не удосужилось. Да и вообще, в агентстве совершенно отсутствовали критерии выбора того или иного региона, где необходимо освещение происходящих событий. Всё делалось наобум или в зависимости от того, куда хотелось бы командировать нужного человечка под видом сотрудника ИТАР-ТАСС.

Сейчас зарубежная корреспондентская сеть ИТАР-ТАСС состоит из почти 130 отделений в 67 странах мира. Трудятся там около 200 человек, и многие из них, как и само агентство, практически находятся на нелегальном юридическом положении, без документов, необходимых для законного функционирования на зарубежной территории. Так, даже представительство ИТАР-ТАСС в Нью-Йорке не имело на месте положения о себе, утверждённого штатного расписания и должностных инструкций сотрудников.

Формирование корсети ВГТРК происходило в 1991—1992 годах путём присоединения к ней части корреспондентской сети бывшего Гостелерадио СССР, Российской государственной телерадиокомпании «Останкино» и Всесоюзной государственной телевизионной и радиовещательной компании. Но документы о переделе корреспондентской сети в ВГТРК отсутствуют. Кроме того, в учредительных документах ВГТРК отсутствует и информация об открытых корреспондентских пунктах, что, так же как и в случае с ИТАР-ТАСС, ставит под сомнение законность функционирования корсети ВГТРК за рубежом.

Беда с правовой базой и у РИА «Новости». В нарушение требований действующего законодательства и собственного устава нормативные документы РИА не содержат сведений о филиалах и представительствах за рубежом, поэтому и в данном случае легитимность их существования под вопросом. Опять-таки в нарушение законодательства и устава используемое зарубежными корреспондентами имущество не учитывалось на отдельных балансах представительств, корпунктов, бюро и отделений. Руководители заграничных подразделений РИА имело фактически недействительные доверенности, сотрудники корсети работали без заключённых с агентством трудовых договоров и утверждённых должностных инструкций.

Подвижная недвижимость

На балансе РИА «Новости» числится до 79 объектов, включая земельные участки, в 34 странах. Их номинальная стоимость составляет 137,8 млн. рублей. Однако до сих пор, по прошествии более 10 лет (!), в 8 странах недвижимость документально оформлена на бывшие посольства СССР. В 12 странах по 16 объектам недвижимости основанием для использования собственности в зарубежных странах являются договоры и соглашения, переоформленные на посольства Российской Федерации, а не на РИА «Новости». В 3 странах 11 объектов недвижимости оформлены на АПН, в 11 странах 15 объектов — на РИА «Новости». Лишь в Монголии недвижимость оформлена положенным образом.

Следует отметить, что в 14 странах мира представительства РИА были закрыты, а объекты недвижимости в настоящее время не используются. В Дели здание представительства РИА «Новости», оформленное на посольство СССР в Индии, было снесено с условием постройки нового комплекса. Когда эта постройка завершится, не знает никто. В 6 странах (Замбии, Индии, Конго, Никарагуа, Перу, Уругвае), где представительства РИА закрыты, собственность сдаётся в аренду юридическим и физическим лицам этих государств. В Конго, где РИА «Новости» не имеет своих представителей, земельный участок и здание арендует местная компания «Эском». Причём арендный договор составлен от лица адвоката, не имевшего полномочий для осуществления сделок от имени РИА.

Но и в тех странах, где представительства РИА «Новости» функционируют, в аренду сдаются 14 объектов. При этом размер арендной платы не определён никаким нормативным документом и устанавливается самим представительством или руководством РИА на только им известных основаниях.

Есть и у ВГТРК кое-какая собственность за рубежом. Например, корпункты в Бельгии, Германии и Италии наряду с арендованными помещениями использовали 4 квартиры, находящиеся на балансе ВГТРК. В Бельгии 2 квартиры приобретены ещё в 1985 году Гостелерадио СССР, а в Италии и Германии в 1995 году ВГТРК прикупила ещё 2 квартиры. Корпункты в Великобритании, США, Чехии, Японии располагаются в арендуемых помещениях. Но вот незадача, нормативные документы, устанавливающие размер платы за аренду помещений, в которых располагались корпункты и проживали сотрудники, ВГТРК не разрабатывала. То есть каждый руководитель корпункта мог снять за госсчёт от ночлежки до роскошной виллы, и никто бы ему и слова не сказал.

Президент России Владимир Путин, другие высокопоставленные лица часто говорят о необходимости формирования позитивного образа России за рубежом. Образ «Верхней Вольты с ракетами» как был, так и остаётся.

Версия , 14.02.2005

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2020, Ленправда
info@lenpravda.ru