Rambler's Top100
Лениградская Правда
1 MARCH 2021, MONDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Объекты федерации
20.07.2005 00:01
В понедельник вечером в Москве полномочный представитель президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак сообщил, что полпредство готовит поправки в действующее законодательство, чтобы самостоятельность российских регионов в рамках федерации определялась их финансовой независимостью от центра. Принцип прост: чем более дотационный регион, тем меньше полномочий у местных властей. Фактически речь идет о жестких правилах внешнего управления регионами. В том числе политически неблагополучными. Потому что все наши горячие точки прочно сидят на дотациях федерального бюджета. А дотации порождают тотальную коррупцию и криминальные разборки с применением оружия.

Чем глубже г-н Козак погружается в реалии Северного Кавказа, тем больше убеждается в актуальности и целесообразности этой идеи. Свои новые законодательные инициативы полпред уже обсуждал в экспертном режиме с некоторыми руководителями регионов. И нашел не только дополнительных сторонников этой идеи, но, что важнее, дополнительные аргументы в ее пользу. В частности, ряд губернаторов считают, что у территорий появится дополнительный стимул стремиться к собственной социально-экономической успешности. Сейчас многие региональные элиты, по крайней мере на Северном Кавказе, чувствуют себя весьма комфортно, раскассируя федеральные дотации. А работа полпредских ревизоров показала, что деньги федерального центра республики используют, мягко говоря, неэффективно.

Как заявил "Времени новостей" источник в полпредстве Южного федерального округа, инициатива г-на Козака даст центру еще один инструмент укрепления вертикали власти. Ведь, задавая конкретные пропорции перераспределения налоговых поступлений между Москвой и регионами, федеральный центр в состоянии регулировать степень самостоятельности конкретных территорий. Допустим, заберет себе федерация 70% всех налогов, и число регионов с большой долей федеральных дотаций увеличится.

Если говорить о регионах самого Южного округа, нововведения должны коснуться в основном северокавказских республик, бюджетные расходы которых сегодня на 80--90% оплачиваются за счет федеральной казны. В полпредстве бытует мнение, что если отодвинуть региональные элиты от использования этих средств, накал борьбы за власть в республиках автоматически снизится. Пойдет на убыль и количество криминальных терактов вокруг местных чиновников. Ведь зачастую те или иные происшествия, трактуемые региональными руководителями как проявление борьбы с террористами и экстремистами, возникают на почве распределения и перераспределения бюджетных средств.

Как пояснили «Времени новостей» в Министерстве экономического развития России, ведомство в подготовке подобного законопроекта не участвует. Но вообще-то, считают там, такой принцип уже предусмотрен действующим законодательством -- федеральными законами 95 и 131 о местном самоуправлении и разграничении полномочий между регионами и центром. По этим законам регионы-доноры вправе самостоятельно определять, на какие цели они будут расходовать свои средства, а реципиенты обязаны тратить деньги, получаемые из федеральной казны, только на целевое финансирование. Также законами предусмотрены процедуры банкротства региона и введения в нем внешнего управления. Правда, пока эти нормы не действуют. По мнению источника в МЭРТ, возможно, г-н Козак планирует добиться немедленного введения таких норм.

По словам генерального директора Экономической экспертной группы Александра Андрякова, для реализации предложений Дмитрия Козака нужно принимать специальные законы. "Это будет означать, что у нас есть хорошие регионы и плохие, субъекты первого сорта и второго, что, на мой взгляд, противоречит Конституции", -- заявил г-н Андряков "Времени новостей".

Эксперт полагает, что идея может быть реализована именно на Северном Кавказе: "Дмитрий Козак -- полпред Южного округа. Там самостоятельность у некоторых регионов совершенно мизерная. Бюджеты Ингушетии, Чечни, Дагестана на 90% зависят от финансовых вливаний из центра. К ним, может быть, и нужен особый подход. Может быть, там и требуется более весомое присутствие центра".

Директор департамента по взаимодействию с регионами Центра стратегических разработок Иван Огнев относится к плану Дмитрия Козака более позитивно: "Есть такое выражение «по Сеньке -- шапка». Поэтому саму идею я считаю правильной. У нас зачастую регионы-реципиенты при полном отсутствии доходов назначают зарплату своим чиновникам выше, чем в регионах-донорах. Надеюсь, что угроза потери самостоятельности заставит региональных лидеров быть и ответственнее, и инициативнее. Они должны понять, что если у тебя в кармане только рубль, надо рассчитывать только на него или идти зарабатывать. Региональные власти привыкли сваливать всю ответственность на федеральный центр. Но меня беспокоит один вопрос -- достаточно ли у нас компетентных кадров, чтобы всеми руководить из центра. Все-таки регионов-доноров пока очень мало", -- сказал г-н Огнев "Времени новостей".

«В целом я поддерживаю идею о дифференцированном подходе к самостоятельности субъектов федерации, -- заявил "Времени новостей" вице-спикер Думы Владимир Катренко, возглавляющий думскую комиссию по проблемам Северного Кавказа. -- Передача ряда полномочий федеральному центру могла бы стать компромиссным решением. Любые подачки расслабляют. Постоянные дотации приводят в некоторых субъектах к отсутствию инициативы, желания зарабатывать самим. Поэтому введение внешнего финансового управления для регионов, где уровень дотаций из федерального бюджета превышает 80%, вполне оправданно. Я считаю, что центр не только вправе, но и обязан контролировать, как расходуются выделяемые им средства. В то же время федеральный центр должен исполнять свои обязательства перед регионами».

С г-ном Катренко категорически не согласен руководитель фракции «Родина» в Госдуме Дмитрий Рогозин: «Я отношусь к этой идее плохо, потому что Козак предлагает реализовать ее в условиях абсолютного экономического феодализма. Сначала нужно поправить межбюджетные отношения, потому что многие регионы, которые могли бы самостоятельно финансировать самих себя и поддерживать достойный уровень жизни своих жителей, сегодня благодаря политике федерального центра оказались в отвале. Фактически российская экономика, будучи перекошенной, дает возможность развиваться только тем регионам, на территории которых находится либо добыча полезных ископаемых, либо их переработка. Я считаю, что в этой ситуации абсолютно несправедливо говорить, что именно эти регионы, на территории которых находятся полезные ископаемые, могут претендовать на большие права по отношению к федеральному центру, чем другие регионы, где самим же федеральным центром загублена, скажем, оборонная промышленность, машиностроение, сельское хозяйство. Поэтому я считаю, что революционная идея господина Козака лишь усугубит противоречия между регионами и федеральным центром».

На другом политическом фланге инициативу южного полпреда встретили более благосклонно. Секретарь федерального политсовета партии «Союз правых сил» Борис Надеждин считает: "Есть регионы, которые более-менее самодостаточны, есть регионы, у которых дотационность связана в первую очередь с налоговой системой, а есть регионы абсолютно безысходно дотационные. Например, Калмыкия, Северный Кавказ. Естественно, у этих типов регионов должен быть разный уровень самостоятельности".

В свою очередь директор Института региональных проблем, политолог Максим Дианов считает предложение г-на Козака "естественным продолжением всех намерений власти об укреплении вертикали". По мнению политолога, идея укрепления вертикали нашла свое отражение в процессе укрупнения регионов, который хоть и медленно с точки зрения власти, но идет. Однако этот процесс сталкивается с определенными проблемами. У нас чуть больше десятка регионов-доноров. Значит, нужно или укрупнять количество регионов до 20--30, чтобы было большое количество самодостаточных областей, где губернаторы могли бы контролировать экономические процессы, либо соподчинять дотационные регионы федеральному центру.

"Это тупиковый путь, его проходили многие страны. В том числе и Советский Союз. Думаю, что идея Козака не панацея от всех бед. Но, учитывая проблемы Южного федерального округа, можно предположить, что в итоге федеральный центр не просто ограничит функции губернаторов, а вообще назначит глав областей. И желательно не экономистов и политиков, а военных. Если это произойдет, то мы будем иметь военную структуру на юге страны", -- полагает г-н Дианов.

Таким образом, у плана Козака есть две сверхзадачи: экономически победить терроризм на Северном Кавказе и поставить на четкую правовую основу процесс укрупнения регионов. Однако реализация такого плана может оказаться и игрой с огнем. Слишком велики социальные, экономические и культурные различия российских регионов. А необходимость единого экономического пространства в России, как и одинаковых гарантий прав и свобод человека на всей ее территории, еще никто не отменял.
Время новостей , 20.07.2005

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2021
01 02
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2021
01 02
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2021
01 02
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2021, Ленправда
info@lenpravda.ru