Rambler's Top100
Лениградская Правда
15 JUNE 2021, TUESDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Отключение, как и было сказано
20.01.2006 00:01
Кирилл Каллиников
Случилось то, о чем предупреждал в ноябре Анатолий Чубайс -- морозы ниже 26 градусов держатся в Москве более трех суток, и идут ограничения потребителей. Вчерашний вечер стал самым трудным для энергосистемы Москвы, а значит, и всей России (так как это крупнейшая энергосистема страны): ограничения потребителей по мощности превысили 500 МВт -- 3% от потребления в столице. Впрочем, энергетики полагают, что сегодня и в выходные хуже уже не будет: в пятницу у многих короткий день, а значит, вечером нагрузка будет ниже, чем в предыдущие дни. Суббота и воскресенье -- выходные, так что потребление электричества промпредприятиями будет снижено. Тем не менее в таких экстремальных условиях российская энергетика еще не работала -- таких морозов, причем столь продолжительных и по всей стране, еще не было. Поэтому правительство впервые решило, что настало время "Ч" и распаковало стратегический запас нефтепродуктов, которые будут поставляться на ТЭЦ вместо газа. Однако если сейчас есть все предпосылки к тому, что никаких ЧП не произойдет, то следующей зимой в случае повторения длительных морозов энергосистема уже не выдержит. Ибо энергопотребление в России из-за роста экономики растет весьма быстро, в Москве прирост может составить более 10%.

Ситуация в энергетике сложна тем, что электростанции центра России, в том числе и атомные, работают уже на пределе. И в ближайший год-два существенных изменений не предвидится. Пока энергетики справляются -- основным методом их работы все чаще становится ввод резервных мощностей, а сейчас, в период холодов, и ограничение второстепенных потребителей. Однако беда пришла откуда не ждали -- из «Газпрома». Концерн не сразу смог пережить резкий рост потребления газа в регионах из-за морозов и сократил давление в газопроводе. В итоге многие электростанции вынуждены были перейти на сжигание резервного топлива -- мазута и угля (в частности, на некоторых московских электростанциях доля газа сократилась до 50%). Однако запасы мазута не настолько велики, чтобы гарантировать длительное энергоснабжение в чрезвычайных условиях, а для организации закупок на рынке времени нет. Поэтому, как сообщил вчера министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, государство было вынуждено изъять часть запасов топлива у «Росрезерва»: «В среду обсуждалась такая возможность по поставкам в Санкт-Петербург по просьбе губернатора Валентины Матвиенко», -- отметил министр. При этом он указал, что отгрузка уже началась, и добавил, что топливо может быть направлено и в другие регионы.

Как сообщили «Времени новостей» в «Росрезерве», федеральное агентство уже начало поставку 60 тыс. тонн мазута в Санкт-Петербург. По словам помощника руководителя «Росрезерва» Сергея Бушуева, из госхранилищ в ближайшее время будет выделено еще 30 тыс. тонн мазута и 390 тыс. тонн угля для предприятий Дальнего Востока. «По другим регионам пока решений никаких не принято, но наверняка некоторые присылали запросы на поставки топлива, и у нас есть возможность обеспечить их необходимым объемом», -- говорит г-н Бушуев. Он напоминает, что размер резервов является государственной тайной, однако уверяет, что агентство сможет покрыть запрашиваемые РАО «ЕЭС России» объемы. «Если нужно, можем и больше, -- заявляет чиновник. -- Как только из правительства поступит соответствующее распоряжение, «Росрезерв» в максимально короткие сроки готов поставить топливо из своих запасов». Изъятые из госхранилищ запасы должны быть компенсированы к началу следующего отопительного сезона -- до 1 октября.

Впрочем, испытание нынешними холодами -- это испытание на прочность Анатолия Чубайса как главы РАО «ЕЭС России». Именно он первым поднял эту тему и именно он, как обычно, взял на себя ответственность за надежность энергоснабжения. Любая крупная авария скорее всего будет стоить ему должности. Именно поэтому в РАО чуть ли в круглосуточном режиме следят за каждым показателем и оперативно рапортуют об отсутствии сбоев.

Такая позиция энергохолдинга тем не менее довольно рискованна. И может привести к проблемам следующей зимой. Дело в том, что правительство, убедившись в нормальной работоспособности энергосистемы в период аномально высоких нагрузок, вполне может удовлетвориться ситуацией. А эта ситуация, как уже говорил Анатолий Чубайс, лишь на первый взгляд неплохая. Однако износ оборудования уже настолько высок, что продлевать его ресурс уже почти невозможно. Необходимы деньги на модернизацию. РАО «ЕЭС» традиционно полагает, что их можно найти только за счет роста тарифов. «Мы научились издержками управлять, хотите, чтобы были тарифы ниже инфляции? -- говорил два месяца назад Анатолий Чубайс. -- Можно и еще ниже. Но грохнется так, что никому мало не покажется. Рано или поздно. В разных местах в разное время». Эксперты советовали главе РАО активнее лоббировать в правительстве выделение денег из инвестфонда на модернизацию оборудования. Анатолий Чубайс пока в этом себя не проявил.

Зато по такому пути пошел мэр Москвы Юрий Лужков. Он направил на днях письмо премьеру Михаилу Фрадкову с просьбой выделить в течение пяти лет 45 млрд руб. из инвестфонда: "На период до 2010 года в Москве в целях обеспечения надежной работы городской энергосистемы необходимо внедрение генерирующих мощностей на ТЭЦ в объеме 2 тыс. МВт, строительство электроподстанций суммарной мощностью около 4 тыс. МВт, реконструкция кабельных линий 110--220 кВт протяженностью около 50 км", -- говорится в заявке.

Самолеты не мерзнут

Гражданская авиация оказалась едва ли не единственным видом транспорта, на деятельность которого нынешние холода не оказали заметного влияния. Директор департамента Минтранса России Карл Руппель подчеркнул вчера на пресс-конференции, что для авиаторов такие температуры не являются чем-то чрезвычайным, поскольку «отечественные воздушные суда рассчитаны на эксплуатацию в диапазоне от плюс 45 до минус 50 градусов Цельсия». По его словам, препятствием для полетов может стать не столько негативное воздействие мороза на технику само по себе, сколько появление «морозного тумана», из-за которого ухудшается видимость в аэропортах. Такое явление, по словам г-на Руппеля, в последние дни было отмечено в некоторых населенных пунктах Камчатки. Аэропорт Елизово (Петропавловск-Камчатский) вчера не принимал и не выпускал самолеты.

В Хабаровске самолет Ту-214 авиакомпании «Дальавиа» не смог вылететь вчера в Москву, потому что обледенела крышка багажного отделения. Ее пришлось отогревать, рейс задержали на два часа.

На остальной территории страны, включая Сибирь, как сообщил г-н Руппель, самолеты летают по расписанию. В целом отношение работников отрасли к холоду директор департамента сформулировал так: «Всех хочу поздравить с настоящей российской зимой. Дышать легче при таких морозах: вся гадость вымерзает».

В Москве все аэропорты работали вчера в штатном режиме. Как сообщило агентство РИА Новости со ссылкой на Центральную диспетчерскую службу (ЦДС) Москвы, видимость во всех аэропортах в светлое время дня была хорошая, более 1000 метров. «Погода не повлияла на расписание аэропортов, все взлеты и посадки осуществляются строго по графику, без ограничений", -- сказал представитель ЦДС. По его словам, утром в четверг во Внуково температура воздуха составляла минус 30--32 градуса, в Домодедово и Шереметьево -- около минус 30 градусов. Однако на нормальную работу столичных аэропортов это никак не повлияло
.

Николай Горелов, Денис Ребров, Михаил Кукушкин, Время новостей , 20.01.2006


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2021, Ленправда
info@lenpravda.ru