Rambler's Top100
Лениградская Правда
25 JUNE 2021, FRIDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Переломный момент
30.01.2006 00:01
Согласно предварительным данным Росстата, рост ВВП в 2005 году составил около 6%. Как известно, в 2004 году этот показатель составлял 7,1%, а в 2003 году - 7,3%. Хотя сами по себе цифры не так уж плохи, проявляется тенденция замедления темпов экономического роста в России. Пока, однако, непонятно, удастся ли эту тенденцию переломить.

В последние годы российская экономика демонстрирует немало позитивных результатов. Несмотря на то, что ей за последние 15 лет пришлось пережить отказ от плановой хозяйственной системы, создание основных рыночных институтов, а также кризис 1998 года, ей уже присвоен Евросоюзом и США статус страны с рыночной экономикой. Постепенно стабилизировалась макроэкономическая ситуация, что сформировало основу для возобновления экономического роста в России. И постепенно темпы роста ВВП в России превысили аналогичные показатели ЕС и США.

Объем золотовалютных резервов Центробанка России еще в прошлом году превысил объем государственного внешнего долга и на 1 января 2006 года составил $182.2 млрд. По этому показателю Россия входит в десятку ведущих государств мира. При этом быстрый рост связанных с ТЭК бюджетных доходов постоянно пополняет Стабилизационный фонд, объем которого на 1 января 2006 года превысил $44 млрд. Растущие Стабфонд и золотовалютные запасы служат России защитой от внешних шоков.

В последнее время российские власти активно стараются донести до потенциальных инвесторов мысль о том, что инвестиционный климат в России существенно изменился за последние годы в лучшую сторону. Судя по всему, определенных успехов они достигли. В недавнем докладе ЮНКТАД говорится, что в 2005 году объем прямых иностранных инвестиций в экономику России увеличился в два раза, составив $26.1 млрд.по сравнению с $12.5 млрд. в 2004 году. Таким образом Россия стала крупнейшим получателем иностранных денег в Юго-Восточной Европе и странах СНГ, отмечается в докладе. А по предварительной информации ЦБ РФ за 2005 год впервые в российской истории приток частного капитала превысил отток.

Видимо, инвесторы положительно оценили то, что в 2005 году Россия досрочно погасила более трети своего долга Парижскому клубу, полностью выплатила долг МВФ, и что наконец-то был принят закон о либерализации рынка акций российского газового монополиста "Газпрома". Сыграло свою роль и последовательное повышение кредитного рейтинга России. За последние несколько лет страна получила инвестиционный рейтинг по версии всех крупнейших международных рейтинговых агентств - Moody's, Fitch и Standard and Poor's.

Неплохой рост в 2005 году продемонстрировал российский фондовый рынок: индекс РТС вырос почти в 2 раза - с 614 до 1125 пунктов, обновив исторический максимум. Усиливаются позиции России и на глобальном рынке IPO. Прошедший год стал рекордным по выходу российских компаний на международные биржи. За счет первичного публичного размещения акций отечественные компании привлекли в прошлом году около $6 млрд. Тогда как в 2004 году - только около $700 млн. И немало компаний собирается последовать этому примеру в наступившем году, в частности, государственные "Роснефть" и "Внешторгбанк". Что является важным фактором повышения финансовой устойчивости страны.

Постепенно растет и благосостояние российских граждан, особенно жителей больших городов. По данным Росстата, реальные денежные доходы россиян
выросли по итогам 2005 года на 8,3% по сравнению с 2004 годом.

В то же время, в российской экономике накопилось немало проблем. Нельзя забывать о том, что позитивное влияние на характер экономического развития в последние годы оказывала исключительно благоприятная ситуация на мировых рынках топливных и сырьевых ресурсов. Нефтегазовый комплекс России играет огромную роль в формировании доходов государственного бюджета и активного платежного баланса страны. А основной поток прямых иностранных инвестиций в Россию направляется по-прежнему в сферу энергетики. По данным МЭРТ РФ, высокие цены на топливно-энергетические товары и возможность быстрого наращивания экспорта энергоресурсов объясняют около половины прироста российского ВВП за последние годы.

О том, что российская промышленность не достаточно диверсифицирована и конкурентоспособна, говорилось немало. Однако сейчас уже очевидно, что возможности роста российской экономики, основанного на высоких нефтяных ценах, исчерпаны. Постепенное замедление экономического роста в России третий год подряд, несмотря на продолжающийся колоссальный рост мировых цен на нефть, хорошо это демонстрирует. По прогнозам МЭРТ, если зависимость экономики от экспорта
топливно-сырьевых ресурсов в ближайшие годы не сократится, российская экономика не сможет выйти на устойчивые темпы роста ВВП выше 4-5% в год даже при высоких мировых ценах на нефть.

Факторами, которые тормозят экономический рост, остаются технологическое отставание российской экономики и невысокий уровень инновационной активности. Кроме того, положительный эффект девальвации рубля в 1998 году постепенно себя исчерпывает, в результате чего возрастает конкуренция на внутренних рынках. Возможности стимулирования экономического роста путем дополнительного снижения налоговой нагрузки, по оценкам специалистов, тоже близки к исчерпанию. Малый и средний бизнес развивается недостаточно активно и не может стать локомотивом развития всей экономики.

Также, согласно ежегодно рассчитываемому индексу коррупции Transparency International, в 2005 году коррумпированность в России возросла. В прошлом году страна занимала в этом рейтинге 90 место, сегодня же она опустилась на 126-е, оказавшись, таким образом, на последнем месте среди стран с инвестиционным рейтингом. Наконец, существенные темпы роста инфляции - вместо запланированных 8,5% уровень инфляции в 2005 году составил 10,9% - остаются головной болью для властей.

Поэтому российская экономика переживает сейчас переломный момент, когда власти активно ищут возможные точки роста российской экономики. По словам Андрея Шаронова, замминистра экономического развития и торговли РФ, в настоящее время необходимо осуществлять продвижение институциональных реформ, значительно повышать качество человеческого капитала, а также реализовывать систему стратегических проектов развития, которые опираются на активную организационную и финансовую поддержку государства.

Позиция Правительства РФ по вопросам экономического роста наша отражение в "Программе социального экономического развития на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы)". Приоритетными направлениями экономической политики на ближайшие годы здесь выступают, во-первых, создание условий для повышения конкурентоспособности человека, в том числе, повышение эффективности систем здравоохранения, образования, пенсионной системы, социальной защиты, жилищно-коммунального комплекса и последовательное преодоление бедности. Поэтому четыре приоритетных национальных проекта - развитие здравоохранения, образования, жилищной сферы и сельского хозяйства, которые выдвинул президент Путин осенью прошлого года, можно рассматривать как принципиально иной, комплексный, подход к управлению хозяйством страны. Однако достаточно ли для реализации всех заявленных целей выделенной суммы в 138 млрд. руб. (около $5 млрд.) - вопрос.

Во-вторых, по "Программе", власти намерены сосредоточиться на работе по усилению гарантий прав собственности, включая интеллектуальную, и развитие конкуренции. В-третьих - на стимулировании инновационного развития экономики, повышении роли научных исследований и разработок в экономическом развитии страны, их вклада в диверсификацию экономики. Как отдельное направление выделяется повышение конкурентоспособности российских компаний, развитие малого и среднего бизнеса, что является также и фактором привлечения инвестиций и модернизации экономики.

Ведется активная работа над созданием Инвестиционного фонда. Его основным назначением станет развитие крупных инвестиционных проектов общенационального значения. Предполагается реализовывать эти проекты на основе софинансирования с частным сектором и выделить на эти цели в 2006 году около $2.5 млрд. Наконец, вводятся новые инвестиционные инструменты - особые экономические зоны и частно-государственное партнерство, которые должны создать механизмы привлечения частных инвестиций в конкретные проекты, а также способствовать диверсификации российской экономики и региональному развитию.

Таким образом, заявленные меры российских властей по уходу от сырьевой модели развития российской экономики, в принципе, предлагают решения существующих проблем. И в совокупности эти меры могут привести к благоприятным изменениям в российской экономике. Вопрос только в качестве выполнения.
Известия.ру , 30.01.2006


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2021, Ленправда
info@lenpravda.ru