Rambler's Top100
Лениградская Правда
25 FEBRUARY 2021, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Карточные фокусы
23.03.2006 00:01
В качестве доказательства в Европейском суде москвичи смогут предъявить оплаченные, но просроченные проездные билеты.<br>Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
В качестве доказательства в Европейском суде москвичи смогут предъявить оплаченные, но просроченные проездные билеты. Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
На днях Верховный суд России должен дать ответ на вопрос, который напрямую касается миллионов москвичей и гостей столицы: имеет ли право метрополитен ограничивать срок действия проездных билетов? По мнению юристов, руководство столичной подземки грубо нарушает права потребителей. Тем более что ни в одном российском городе, где есть метро, не действует такая кабальная система, при которой проездные билеты на определенное количество поездок, кроме того, имеют ограниченный и притом очень короткий срок действия, в результате чего проездные нередко «сгорают», а деньги, за них заплаченные, не возвращаются.

Вчера руководство столичного метрополитена пошло навстречу льготникам. По словам сотрудника пресс-службы Московского метрополитена Евгении Морозовой, обладатели социальной карты москвича, а это прежде всего пенсионеры и студенты, не раз жаловались на то, что к моменту пересадки из наземного транспорта в метро их проездной не успевает восстановиться. Поэтому было решено отменить семиминутный интервал в работе билетов. Шаг, мягко говоря, рискованный, предоставляющий прекрасную почву для злоупотреблений. Снятие семиминутного ограничения позволит льготникам проводить по одному билету и своих спутников. Более того, обладатели социальной карты москвича могут начать продавать поездки в часы пик, когда очереди в кассы особенно велики. Контролировать такие мелкие правонарушения в огромном пассажиропотоке фактически невозможно. «После отмены интервала между проходами количество несанкционированного использования транспортных карт неминуемо возрастет, – призналась «НИ» Евгения Морозова. – Единственной мерой наказания за это по-прежнему останется изъятие карты милиционером. Владельцу придется оформлять документ заново. Понятно, что этот способ наказания не является стопроцентно эффективным. Но метрополитен согласился пойти на риск ради удобства пассажиров».

Кто не успел, тот потерял

Между тем разговоры об удобстве пассажиров из уст представителей метрополитена звучат по меньшей мере странно. Избавив льготников от небольшого затруднения, руководство общественного транспорта снова проигнорировало куда более серьезную проблему москвичей. Дело в том, что билеты на метро по-прежнему имеют ограниченный срок действия: карточки на 1 и 2 поездки работают только 3 дня с момента продажи, а на 5 и более поездок – всего месяц. Пассажиры, которые не успели исчерпать возможности проездного, в соответствии с правилами метрополитена не могут получить компенсацию за неиспользованные поездки. Это уже не первый год вызывает массовые недовольства.

«Обычно я езжу на машине, но когда на дорогах пробки, спускаюсь в метро, – говорит студент платного отделения Филипп Чернов. – В кассе всегда покупаю карточку на 10 поездок за 125 рублей.

Беру впрок, потому что в часы пик очереди в кассы выстраиваются фантасмагорические. За месяц я успеваю истратить только около 7–8 поездок, а остальные сгорают. Получается, я переплачиваю». «Со мной произошел просто вопиющий случай. Я купил билет на 60 поездок, – добавляет продавец Николай Семенов. – А это, между прочим, почти 500 рублей. 2 раза прокатился, а потом попал в больницу на месяц. Поездки просто сгорели, поменять карточку мне отказались». Особенно негодуют гости столицы, посещающие Москву несколько раз в год. Сойдя с поезда, они должны каждый раз становиться в огромную очередь к кассам метро, чтобы заново купить билет и потратить кучу времени. Система, действующая в Московском метрополитене, неизменно удивляет приезжих, ведь ни в одной другой российской подземке билеты не имеют столь жесткого временного ограничения. Так, в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Екатеринбурге в метро можно попасть по жетону, который, естественно, не имеет срока годности.

Главный «метроборец»

Выступить от имени всех возмущенных несправедливостью несколько лет назад решился адвокат Александр Симанчев. С тех пор он успел пройти все инстанции: получил отказ в Мещанском районном суде, в Мосгорсуде, отправил иск в Европейский суд по правам человека в Страсбурге, а со дня на день ожидает ответа из Верховного суда РФ. «Позиция по делу настолько проста, что отказ удовлетворить эти требования дает весьма нелестную оценку нашим судам, – поделился с «НИ» адвокат. – Покупая карточку на проезд, мы свои обязательства сразу на 100% оплачиваем деньгами. Почему метрополитен считает возможным не предоставить нам 100% оплаченных нами перевозок? Мало того, что мы платим заранее метрополитену, давая возможность «прокручивать» наши деньги, мы не можем воспользоваться уже оплаченными поездками». Подтверждая свой тезис юридическими основаниями, Александр Симанчев ссылается на то, что ограничения на срок действия билетов введены постановлением мэра Москвы, однако они противоречат федеральному законодательству. В частности, статьям 310 и 408 Гражданского кодекса, из которых следует, что после того как обязательство возникло (как мы оплатили наши 1,2, 5 или 20 поездок и т.д.), «должник не может отказаться от его исполнения, и что возникшие и существующие обязательства прекращаются надлежащим исполнением». «Только вот судьи об этих федеральных нормах «забывают», просто не отвечают на этот довод, а видят лишь акты мэра Москвы», – иронизирует г-н Симанчев.

Кстати, подобные кабальные условия действовали у некоторых операторов сотовой связи. Так, при авансовой системе платежей, действовавших в течение месяца, неизрасходованные средства просто сгорали. Правда, спустя некоторое время операторы изменили правила. По истечении срока платежа деньги просто замораживались и при пополнении счета снова попадали на баланс.

То, что столичный метрополитен нарушает права пассажиров, подтверждают и юристы Конфедерации обществ защиты прав потребителей. «Устанавливать сроки действия для карточек на 1 и 2 поездки незаконно, поскольку в этом случае пассажир оплачивает полную стоимость проезда: 15 и 30 рублей соответственно, – пояснил «НИ» председатель организации Дмитрий Янин. – Вы платите не за билет, а за услугу. И если вы по каким-то причинам ею не воспользовались, то можете требовать свои деньги назад, за вычетом стоимости самой картонной карточки. Другое дело, если речь идет о билете на 5 и более поездок, на которые дается скидка. Ведь карточка на 10 проходов стоит не 150, а 125 рублей. В этом случае можно рассматривать ограничения по срокам как условие дисконта, которые по закону устанавливаются организацией, предоставляющей услугу». Исходя из этого, г-н Янин считает, что метрополитен по крайней мере обязан отменить сроки для карточек на одну и две поездки.

Во всем виноваты фальшивобилетчики

Однако даже на такие уступки представители метро, «готовые на все ради удобства пассажиров», пойти не могут. «Все действия метрополитена законны, так как человек, купив билет, соглашается с условиями оплаты проезда, – категорично заявляют в пресс-службе столичной подземки. – На билете указана вся информация о сроках действия и количестве поездок». Более пространное, но еще более абсурдное объяснение дали «НИ» в Региональной энергетической комиссии, занимающейся установками тарифов на проезд: «Основная мотивация постановления – борьба с фальшивыми карточками. К примеру, по билету в одну поездку можно было ездить многократно, залепляя заднюю часть скотчем. Время прохода пробивалось на скотче, потом он аккуратно снимался, и можно было проходить снова. Ограничение срока действия проездных автоматически исключает такую возможность». Но все это похоже скорее на отговорки, за которыми скрывается нежелание метрополитена потерять весомую статью дохода. Ведь, по приблизительным оценкам экспертов, система ограничений срока действия позволяет увеличивать годовую прибыль от перевозки пассажиров, по разным данным, на 5–15%. Это при том, что доходы столичной подземки только за 2004 год составили свыше 11 млрд. рублей. «Точную цифру знают только в Московском метрополитене, – пояснил «НИ» экономист Никита Кричевский. – Но то, что прибыль от этой системы есть, и немаленькая – это можно сказать наверняка. Иначе ее бы так настойчиво не пробивали». Так что, видимо, решения этой проблемы пассажирам удастся добиться еще очень не скоро.

ЗА РУБЕЖОМ ПАССАЖИРЫ МЕТРО САМИ ВЫБИРАЮТ СИСТЕМУ ОПЛАТЫ ПРОЕЗДА

В различных городах мира в метро принята разная форма оплаты разовых поездок. Например, в Нью-Йорке цена разового билета не зависит от дальности и времени поездки, в Лондоне стоимость одной поездки зависит от расстояния (зональная схема), а в Берлине – от времени. Существуют также билеты на несколько поездок. Но они не ограничены сроком действия. В том же Нью-Йорке можно купить билет на пять поездок и расходовать их (поездки) хоть в течение нескольких лет. Есть также билеты с определенным сроком действия. Но без ограничения числа поездок. Можно купить билет на год, на месяц, на неделю и даже на один день – и катайся в течение этого времени сколько душе угодно. То есть у вас есть выбор – либо количество поездок без временного ограничения, либо конкретный период времени без ограничения поездок. Но эти схемы, повторимся, работают в Лондоне, Париже, Берлине, Стокгольме, Чикаго, Нью-Йорке и других городах мира.
Дарья Окунева, Нина Важдаева, Новые Известия , 23.03.2006


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2021
01 02
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2021
01 02
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2021
01 02
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2021, Ленправда
info@lenpravda.ru