Rambler's Top100
Лениградская Правда
8 DECEMBER 2019, SUNDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
400 тысяч абонентов "Билайна" стали историей
12.04.2006 00:01
Вчера "ВымпелКом" (марка «Билайн») объявил о заключении соглашения о взаимном обмене информацией с очередным бюро кредитных историй - БКИ "Экспириан-Интерфакс". Напомним, до этого были заключены аналогичные договоры с другими крупнейшими БКИ - Национальным бюро кредитных историй (НБКИ) и Global Payments Credit Services. "Газета" решила узнать у "ВымпелКома", как продвигается сотрудничество, и получила неожиданный ответ: в НБКИ уже переданы данные о 400 тыс. недобросовестных плательщиков - клиентах сотового оператора "Билайн". В их числе оказались почти все должники оператора за годы его работы, которые не ответили на письменный призыв "ВымпелКома" погасить задолженность. Теперь неплательщики рискуют лишиться возможности брать банковские кредиты или будут получать их на весьма невыгодных условиях. Впрочем, у юристов есть сомнения в правомерности действий оператора.

С Национальным бюро кредитных историй, созданным Ассоциацией российских банков, в рамках проекта D-Telekom с мая прошлого года сотрудничают все три федеральных оператора сотовой связи – МТС, «Билайн» и «МегаФон». В «ВымпелКоме» говорят, что на деле проект заработал с середины сентября – несколько месяцев утрясали юридические вопросы.

Сотовики радуются новому рычагу давления на клиентов

Недолгое сотрудничество операторов и кредитных бюро уже дало первые результаты. По словам пресс-секретаря компании «ВымпелКом» Юлии Остроуховой, на данный момент оператор передал НБКИ данные о 400 тысячах своих недобросовестных абонентов - среди них как подключенные с сентября, так и давнишние пользователи.

«Благодаря D-Telekom наши потери от неплатежей новых абонентов снизились наполовину», - отметила Остроухова. «Эффект от проекта полностью оправдал наши ожидания. Он положительно отразился на лояльности абонентов и экономических показателях», - пояснил советник генерального директора ЗАО «Соник Дуо» (сеть «МегаФон-Москва») Роман Проколов.

«Мы сотрудничаем с НБКИ и «Экспириан-Интерфакс», и запрашиваем у кредитных бюро информацию обо всех подозрительных абонентах. Базы данных по задолженностям для операторов полезны, потому что позволяют предупреждать возможные убытки от недобросовестных абонентов», - уверен пресс-секретарь ОАО «МТС» Кирилл Алявдин.

Чем грозит абоненту попадание в базу кредитного бюро?

Прежде всего, проблемами с получением любых банковских кредитов. К примеру, злостным неплательщикам в кредите могут просто отказать без объяснения причины или выдать его, но на весьма невыгодных условиях.

«Банки, несомненно, будут учитывать наличие у своих потенциальных заемщиков задолженностей перед сотовыми компаниями. Но я уверен, что это не должно приводить ни к повышению ставки кредита, ни тем более к отказу в кредите», - говорит генеральный директор НБКИ Александр Викулин. Однако наиболее заинтересованными в этой ситуации являются даже не банки, а сами сотовые компании, и не только они, но и другие компании. Вполне вероятно, что в скором времени в кредитные бюро будет поступать информация не только о должниках банков и сотовых операторов, но и о гражданах, несвоевременно оплачивающих коммунальные услуги и услуги стационарной связи. По крайней мере, в планах у НБКИ заключение договора с МГТС.

Юристы спорят

Между тем, юристы говорят, что передача данных о должниках без их согласия неправомерна. «В законе о кредитных историях четко установлено, что «источник формирования кредитной истории» представляет информацию в бюро кредитных историй только при наличии на это письменного или иным способом документально зафиксированного согласия заемщика», - говорит сотрудник юридической компании «Линия права» Александр Евстигнеев. Другими словами, банки и компании, предоставляющие услуги, основанные на предоставлении потребителям займов, должны заручиться согласием самого заемщика.

Правда, банки, как и операторы сотовой связи, заручаются таким согласием очень простым способом - новые клиенты этого даже не замечают, когда подписывают договор, не вчитываясь во все его условия. Большинство банков включают в кредитный договор пункт о том, что клиент согласен на предоставление информации о себе в кредитное бюро. Соглашаясь на условия всего договора, заемщик автоматически принимает и это. Так же поступают операторы - все три оператора заверили «Газету», что на сегодняшний день их клиентские договоры содержат оговорку, прописывающую согласие абонента.

Примечательно, что Александр Евстигнеев не видит здесь ущемления прав заемщиков. «Клиента никто не заставляет брать кредит на подобных условиях. Если он не согласен с любым из них, он может попробовать занять деньги в другом месте», - говорит он. Примерно так же могут поступить и пользователи сотовой связи, к примеру, к «Билайну» можно подключиться по предоплате - нет кредита, нет и истории.

Внесение в базу неплательщиков данных старых должников в «ВымпелКоме» считают также законным. Хотя подписанный ими договор слов о согласии на передачу информации третьим лицам не содержит, в нем прописано, что все происходящие изменения компания обязуется пересылать абоненту в письменном виде. Что оператор и делает, направляя должникам по указанным в клиентских договорах адресам письма, в которых просит их оплатить задолженность, и уведомляя, что иначе передаст их данные в кредитные бюро и обратится в суд, и тогда недобросовестному абоненту придется еще и оплачивать судебные издержки. Для внесения оплаты дается срок - от 3 до 6 месяцев.

Встретимся на "Горбушке"

Спорить о том, имеют ли компании право передавать наши данные третьим лицам - с нашего разрешения, выбитого угрозой отказа в услуге, или вообще без него, - можно долго и безрезультатно. До суда дело пока не дошло. Просто интересно - не будем ли мы в скором времени спорить, законна ли система глобального позиционирования (GPS) и вживлять ли RFID-тэги заключенным (а может, и всем поголовно)? Попытки российской власти как можно больше узнать о своих гражданах абсолютно прозрачны. При этом, правда, государство проявляет удивительную недееспособность, когда дело доходит до обеспечения сохранности полученных данных. Любая личная информация в широком ассортименте представлена на "Горбушке".

Юлия Лю, Евгений Мазин, Газета , 12.04.2006


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2019, Ленправда
info@lenpravda.ru