Rambler's Top100
Лениградская Правда
18 NOVEMBER 2019, MONDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Сергей Ястржембский: "России надо активнее заниматься своим имиджем"
18.04.2006 00:01
Помощник президента Российской Федерации Сергей Ястржембский
Наступила пора начинать упорядоченную и продуманную работу России с международным общественным мнением. Но осознали ли отечественные государственные элиты важность построения эффективной системы информирования мира о нынешнем дне нашей страны? Или так называемая "внешняя пропаганда" так и останется навсегда принадлежностью лишь советской эпохи? Да и вообще: есть ли в нашем отечестве сегодня инструменты для этой кропотливой, порой даже штучной работы? Об этом и многом другом в беседе с обозревателем "Известий" Кириллом Приваловым рассуждает помощник президента Российской Федерации Сергей Ястржембский.

известия: Сергей Владимирович, как вы - дипломат, политолог и журналист - относитесь к знакомому нам со студенческой поры понятию "внешняя пропаганда"?

Сергей Ястржембский: Вы еще скажете мне, будто внешнюю пропаганду выдумали в Советском Союзе. Нет, она существовала с незапамятных времен, а сегодня этот термин ассоциируется у меня прежде всего с Америкой. Ни одна страна не вкладывала и не вкладывает во внешнюю пропаганду столько сил и средств, как США. Бюджет только Пентагона на эти цели ежегодно составляет порядка 300 миллионов долларов. Свежий пример - огромные ресурсы, потраченные, правда, в основном впустую на информационное обеспечение своих действий в Ираке. И нам надо активно заниматься формированием за рубежом положительного имиджа нашей страны. Очевидно, что в девяностые годы России было не до этого. Груз проблем, который наша страна несла тогда, едва позволял ей дышать. А вот сейчас время пришло: и жизнь вступила в нормальное русло, и средства появились для построения внешнепропагандистской системы, да и предъявить нам - я убежден - есть что. Ни одно сильное, уважающее себя современное государство не имеет права не заботиться о своем внешнем облике. Не секрет: чем больше мы будем рассказывать о себе внешнему миру, что, как и почему делаем, тем лучше за рубежом нас будут воспринимать и - соответственно - понимать. В работе с общественным мнением, в том числе с международным, всегда следует исходить из одного постулата: "Легче рассказать, чем объяснить, и гораздо легче объяснить, чем оправдываться".

известия: Например?

Ястржембский: Да возьмем хотя бы закон о неправительственных, общественных объединениях (НПО). Сколько вызвало, в том числе в мире, его принятие обид, слез, непонимания, критики, и в значительной степени потому, что мы сами недостаточно рассказали, зачем это делается. Не объяснили, что в других странах - скажем, во Франции, Израиле, США - деятельность НПО давным-давно детерминируется законодательством. Не случайно оценка, данная нашему закону о НПО со стороны Совета Европы, была абсолютно корректной и позитивной... И таких примеров много. Наши элиты должны прийти к сознанию того, что в России созрели все предпосылки для создания мощной системы работы с международным общественным мнением.

известия: Но ведь первые шаги в этом направлении уже сделаны. Так, не столь давно появился телеканал Russia today.

Ястржембский: Нам давно был нужен такой канал. Как воздух нужен! Но ни в одной из европейских гостиниц, где я останавливался за последнее время, этого канала не найти. Как известно, Russia today существует как услуга распространителей космической цифровой связи. Но в пакетах, на которые подписано большинство отелей мира, по крайней мере Европы, англоязычного российского канала нет. Иными словами: продукт есть, но он не донесен до потребителя. Очень важно, чтобы это начинание было доведено до победной точки.

известия: Может, имеет смысл делать версии того же самого канала на других мировых языках? Вовсе не весь мир говорит по-английски.

Ястржембский: Безусловно, это нужно делать. Очень важен сейчас вариант канала на арабском языке с учетом борьбы с терроризмом, так называемого конфликта цивилизаций, всех этих "карикатурных войн"... Но, еще раз настаиваю, цепочка должна отрабатываться "от" и "до": от изготовления продукта до его доведения до индивидуального потребителя.

известия: А меняется ли за последние годы в лучшую сторону отношение к России на Западе?

Ястржембский: Меняется, но крайне медленно, и прежде всего в бизнес-элитах. Почему? Причин много. И мы сами, как я уже говорил, не имеем целостной системы, в отличие, например, от Китая, по формированию положительного имиджа нашей страны за рубежом. Да и пробиться через клишированное представление о России, которое доминирует в ведущих западных СМИ, невероятно сложно. В этих СМИ, да и в правящих элитах в целом устойчиво негативно воспринимается все, что имеет хоть какое-то отношение к советскому прошлому.

Добиться успеха мы можем не кавалерийской отчаянной атакой - единоразовой пиар-кампанией, а кропотливой, системной работой. Экономическая конъюнктура способствует нам. За отрезок времени с 2000 года нам удалось убедить крупный западный бизнес в том, что с нами можно иметь дело. Многолетний экономический рост, помноженный на политическую стабильность, решение проблемы внешней задолженности, повышение золотовалютных запасов - разве это не плюсы? Конечно, у нас еще остались зоны для критики. И тем не менее мы видим по последним опросам среди западных бизнесменов, что отношение к России медленно, но меняется. Зондаж, проведенный накануне Нового года в ведущих европейских компаниях, еще отсутствующих на российском рынке, показал, что более трети из них заявили о своем желании прийти в ближайшее время в экономику нашей страны. На этом фоне контрастно выглядит то, что пока нет прорыва в восприятии широким европейским общественным мнением России как нормального, прогнозируемого и понятного партнера.

известия: Не думаете ли вы, что определенным силам на Западе весьма выгодно продолжать малевать нашу страну черными красками? По инерции. А может, и по определенному умыслу...

Ястржембский: Увы, но это так. Посмотрите, к примеру, какими поистине неиссякаемыми препонами обставляется вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Последний пример - недавнее решение совета министров транспорта Евросоюза (ЕС) о наделении Комиссии ЕС (КЕС) мандатом на согласование с Россией схемы поэтапной отмены компенсационных платежей за транссибирские перелеты (ТСМ). КЕС требует, чтобы эти платежи в ближайшее время уменьшились и к 31 декабря 2013 года вообще сошли к нулю. Характерно, что этот по сути дела ультиматум называется "условием присоединения России к ВТО". Как будто бы не было и в помине официального согласия ЕС на вступление России в ВТО, данного еще в мае 2004 года! Пикантность ситуации возрастает от того, что вопросы авиационных перевозок в компетентность ВТО никак не входят. Не говоря уже о том, что чисто юридически проблема ВТО в диалоге Россия-ЕС закрыта тогда же, в мае 2004 года. В протоколе, подписанном в те дни, проблема ТСМ не значилась, ее разумно перевели из контекста ВТО в область транспортной повестки дня РФ-ЕС.

известия: И что же тогда эти интриги значат?

Ястржембский: Видимо, в ЕС почувствовали, что вхождение в ВТО является для России делом принципиальным, и от души принялись использовать это как рычаг давления.

известия: И при этом Россия продолжает выплачивать немалые отчисления за членство в международных структурах. Скажем, в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ)... Не является ли такая "дань" не только обременительной, но и не соответствующей глобальным интересам нашей страны?

Ястржембский: ОБСЕ - это организация, которой в последнее время больше всего достается с нашей стороны. И по делу. Она потеряла свой универсальный характер, односторонне сориентировала себя на отслеживание выборных процедур в странах постсоветского пространства. Не говоря уже о том, что наблюдатели от ОБСЕ приезжали на выборы, проходившие в этих государствах, с заранее сформированным мнением, с готовым вердиктом, естественно - скептическим... И мы, понятное дело, не можем с этим согласиться. Мы потребовали, в частности, честного распределения в системе отчислений в ОБСЕ, выступили за пересмотр потолков взносов от каждой страны. И добились своего. По крайней мере исходя из прошлогоднего решения суммарная экономия по выплатам в бюджет ОБСЕ составит для России около 6,5 миллиона евро... Все, что я сказал, вовсе не означает, что мы критически относимся к ОБСЕ. Напротив, мы убеждены, что при определенном ее реформировании потенциал этой организации еще может быть востребован.

известия: А как развиваются сейчас наши отношения с ПАСЕ, с Советом Европы?

Ястржембский: В целом - положительно. Отрадно, что россияне стали пользоваться услугами страсбургского Европейского суда по правам человека наравне с европейцами. Только в прошлом году в Евросуд поступило 8,5 тысячи жалоб из России - шестая часть вообще всех жалоб. Сотрудничество с Советом Европы (СЕ), убежден, очень много нам дало. Существенным образом помогло в наших внутренних реформах. Скажем, в таких сферах, как судебная: появился институт присяжных заседателей. С опытом и практикой СЕ связаны и наша пенитенциарная система, и федеративные отношения, и муниципальная реформа...

известия: В заключение хотелось бы узнать о положении с так называемым калининградским транзитом.

Ястржембский: Это хороший пример того, как вместе с ЕС мы можем рационально решать трудные вопросы. Сейчас нет никаких проблем с поездками через Литву в Калининградскую область. А сколько опасений высказывалось еще совсем недавно в Евросоюзе и Литве, где боялись наплыва какой-то "черной" иммиграции из России! Хорошо, что обеим сторонам - России и Литве - хватило мудрости и политической воли, чтобы найти устраивающий всех режим пересечения границ. В начале марта был выписан уже миллионный так называемый "упрощенный" документ для проезда по железной дороге по территории Литвы из Калининграда. И - представьте себе! - пока что не было ни одного случая реадмиссии, то есть депортации на российскую территорию людей, которые с нарушением правил въезда находились бы на территории сопредельного государства. Сейчас в Калининграде будет работать миссия экспертов Евросоюза, которая должна дать оценку итогам российско-литовского соглашения по Калининградской области. Литва, как мы знаем, оценивает его весьма позитивно и выступает за сохранение этой схемы. Для нас же принципиально важно, чтобы выстроенная с таким трудом вокруг Калининграда структура визово-транспортных отношений сохранилась и после вхождения Литвы в Шенген, которое ожидается в 2007 году.

известия: Неужто получится так, что, получив "упрощенный" документ, россиянин сможет въехать через Литву в "единое европейское пространство"?

Ястржембский: Нет, этот документ может применяться только для транзита через территорию Литвы. Что касается визового режима, действующего для россиян, въезжающих в зону Шенгена, то в него вскоре будут внесены серьезные облегчения. На майском саммите Россия-ЕС в Сочи ожидается подписание соответствующего соглашения.

Кирилл Привалов, Известия , 18.04.2006

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2019, Ленправда
info@lenpravda.ru