Rambler's Top100
Лениградская Правда
27 MAY 2019, MONDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Что нам скажет президент...
5.05.2006
Аналитики наперегонки гадают, что и как скажет Путин в ближайшую среду. Но большинство из них сходится в одном - послание должно быть гораздо критичнее предыдущих. (фото: AP)

10 мая президент обратится с посланием к Федеральному собранию. С уже седьмым по счету и в каком-то смысле последним - следующее уже не станет повесткой дня на весь грядущий год. Оно будет оглашаться под грузом предвыборной борьбы, и в нем в любом случае будут видеть не руководство к действию, а намеки на исход парламентской и - особенно - президентской кампаний. Пока же аналитики наперегонки гадают, что и как скажет Путин в ближайшую среду. Но большинство из них сходится в одном - послание должно быть гораздо критичнее предыдущих. Собственно, и в Кремле признают: Путин откровенно устал от того, что идеи и цели, провозглашаемые им в посланиях, да и не только в них, так и остаются идеями и целями.

Ежегодное послание, судя по всему, - одна из не самых любимых Путиным президентских обязанностей. И обращаться к парламенту он предпочитает в конце весны, а не в начале года. Еще одна неуклонно продолжаемая путинскими посланиями традиция - закрытость процесса их подготовки.

Учитывая, что в прошлом президент говорил с той же трибуны о политической системе в России и ее историческом пути, вероятнее всего, на этот раз речь пойдет о месте страны в мире. К этому, кстати, подталкивает и председательство в "большой восьмерке". Обоснованными кажутся и ожидания жесткой критики: в последнее время Путин все чаще стал делать публичные замечания в адрес министров, причем с неподдельным раздражением. Причины понятны: по сути, времени до выборов осталось очень мало, а Путину крайне важно, с каким итогом он будет сдавать президентские полномочия. Предстоящий год - последний шанс заставить исполнительную власть работать не на процесс, а на результат. Тем более что целей, в которых результат ощутим не для круга специалистов, а для всех, заявлено очень много - это и все четыре нацпроекта, и программа обеспечения жильем военнослужащих...

Какое значение имеют послания президента?- Исходить надо из того, что это последнее "спокойное" послание, последнее в режиме business as usual, и, наверное, осознавая это, Путин особенно тщательно подходит к этому документу, - считает первый заместитель генерального директора Центра политических технологий Борис Макаренко. - С одной стороны, президент никогда не начинал послание с отчета, как выполнено предыдущее, но какая-то смысловая связь все равно была. Предыдущее послание, очень либеральное по духу и содержавшее конкретные задачи, оказалось выполнено в не очень большой степени. Самый наглядный пример - это налоговое администрирование. Президент много говорил о налоговом терроризме, всесилии бюрократии. И тогда как многие другие частные поручения президента были выполнены в общем нормально, этот, один из главных, его посыл оказался спущен на тормозах. Так что, наверное, главная тема должна быть такой: почему не работает модель развития, как нам сделать так, чтобы пойти вверх.

Элементы отчета, промежуточного итога в путинских посланиях были всегда. Причем статистика (о размерах золотовалютных резервов или же росте ВВП) - лишь малая часть этого отчета. Путин, не особо акцентируя на этом внимание, в посланиях выставляет оценки не только правительству, но и самому себе. "Впервые за долгий период Россия стала экономически и политически стабильной страной", - говорил он, например, в послании 2004 года. Сейчас же вопрос уже в том, какие плоды этой стабильности получены (стали ли граждане ощущать себя именно представителями экономически и политически независимого государства) и каковы гарантии ее сохранения.

- На мой взгляд, послание, во-первых, будет посвящено преимущественно экономике, экономическим угрозам, - считает генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. - А во-вторых, там будут главенствовать два базовых тезиса. Первый - об экономическом суверенитете России, о способах, какими можно его гарантировать. Второй - о выполнении национальных проектов, о связанной с этим неэффективности бюрократии, поскольку реализация национальных проектов показала значительные сложности. Об этих сложностях и первый вице-премьер Дмитрий Медведев говорил, и сам президент. Таким образом, послание будет построено так: международное положение в контексте укрепления экономического суверенитета и внутренняя ситуация в контексте национальных проектов и исполнения бюрократией экономических решений.

Но какие бы именно цели ни ставились в документе, главной проблемой послания все равно остается его исполнение. С оглашением послания бумажная работа над ним не заканчивается, а только начинается. Ведомства и местные власти начинают писать поручения себе и друг другу, затем - требовать отчетов, но бумагой, как правило, все и заканчивается. Например, в прошлогоднем послании, которое сам Путин назвал в первую очередь идеологическим, конкретных целей было названо совсем немного: налоговая амнистия, отмена налога на унаследованное имущество, сокращение с 10 до 3 лет срока исковой давности по сделкам, "дачная амнистия". В итоге через год полностью и без проблем решен вопрос только по наследству.

... и кто его будет слушать

Послание президента адресовано в первую очередь элитам (политической, экономической и бюрократической), а не народу. Вывод этот подкрепляют результаты исследования, которое провел Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Из четырех видов общения первого лица с миром (выступления и интервью, пресс-конференции, ежегодные послания, телемост) наименьший интерес у обыкновенных граждан вызывают именно послания: эта форма нравится только 13% россиян (телемосты с Путиным заслужили положительную оценку 52%). Однако почти половина участников всероссийского опроса заявила социологам, что "будет слушать выступление президента". А вот больше трети россиян (36%) признались, что их данное выступление не интересует.

Какие темы должен затронуть в своем послании Владимир Путин?На седьмой год жизни послание "заработало" в общественном мнении вполне устойчивую репутацию. В зависимости от отношения к нему россиян можно разделить на три большие группы и четвертую - поменьше. В последнюю входят 15% граждан, убежденных, что это выступление Путина "определяет социальный и политический курс страны". Большинство же расколото на тех, кто видит в послании "пустую формальность, ритуал" (27%), полагает, что оно просто обозначает круг актуальных тем (25%), или находит в нем список задач для правительства и местных властей (22%).

Естественно, что сами граждане хотели бы услышать от президента прежде всего то, что волнует их больше всего. Набор тем от года к году практически не меняется. Пункт первый - про деньги (а точнее, про увеличение пенсий, зарплат и прочих массовых материальных поощрений со стороны государства). Пункт второй - про жилье (когда и как им побыстрее Интернет-опрособзавестись или улучшить) и оплату коммунальных услуг. Пункты третий-пятый: образование, здравоохранение, проблемы детей и молодежи (см. диаграмму).

Все остальные темы (ВЦИОМ предложил респондентам выбирать из 20 вариантов) заинтересовали менее 10% опрошенных. Так, проблема коррупции, которой было уделено значительное место в предыдущем послании, в текущих общественных ожиданиях стоит только на 12-м месте. Наверное, потому, что, сколько об этом ни говори, чиновники своих тарифов на взятки не снижают. Слова о борьбе с бедностью от главы государства хотят услышать лишь 6% россиян. И это тоже неудивительно - прошедшие курс капиталистического всеобуча граждане речам предпочитают синицу от Зурабова (известие об очередной индексации выплат) в руке.





Ответы читателей "Известий" на опрос см.
здесь

Екатерина Григорьева, Георгий Ильичев, Александр Латышев

Гражданское общество отдали Чайке

Накануне президентского послания Владимир Путин решил поставить точки в некоторых важных начинаниях. Во вторник он подписал принятый в рекордные сроки закон "Об обращениях граждан", а в среду своим указом расширил полномочия Министерства юстиции и Федеральной регистрационной палаты, как того требует новый закон о неправительственных организациях (НПО).

Указы, в которых содержатся так называемые нормативные поручения ведомствам, окончательно закрепляют новые правила существования НПО в нашей стране, хотя все главные решения по этому вопросу были приняты в начале года. Несмотря на критику Запада и бесчисленные мольбы отечественных правозащитников, закон все-таки был принят. Теперь для того, чтобы его реализовать, президент наделил Минюст "функцией регистрации некоммерческих организаций". Усиленное указом Путина министерство будет по согласованию с Минфином "утверждать формы документов, используемых при госрегистрации НПО". Причем ведомству Юрия Чайки передана важнейшая контрольная функция - "определять порядок проведения проверок соответствия деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами".

Подчиненная Минюсту Федеральная регистрационная служба будет следить за тем, чтобы деятельность НПО "соответствовала заявленным целям и не противоречила российскому законодательству". Ее сотрудникам предстоит вести "федеральный список экстремистских материалов". Чтобы реализовать новые функции, Росрегистрация увеличит штат почти на 5 тысяч человек.

Председатель Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева не понимает, "почему НПО должны отчитываться перед государством в своей каждодневной деятельности". "Теперь нужно создавать условия для выполнения закона, - поясняет Алексеева, - значит, нужны чиновники, которые будут каждый день совать нос в наши дела и выяснять, что мы делаем".

Существует и другое мнение. Член думского комитета по социальной политике Фарида Гайнуллина (фракция "Единая Россия") считает, что "закон своевременен и необходим, нормативные поручения Минюсту и Росрегистрации - это очередной шаг в завершение правового регулирования деятельности НПО".

Закон "Об обращениях граждан" вызвал значительно меньше споров. Исправленный Госдумой во втором и третьем чтении документ "направлен на регулирование порядка рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в органы власти. Закон обязал бюрократов не откладывать на полку письма россиян, принимать по каждому обращению необходимое решение, обязательно поставив в известность авторов письма. Чиновников, которые не любят читать письма, будут привлекать к административной ответственности, а гражданам, чтобы быть услышанными, теперь необходимо обязательно подписывать свои обращения.

Виктория Соколова, Известия , 5.05.2006

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2019, Ленправда
info@lenpravda.ru