Rambler's Top100
Лениградская Правда
21 FEBRUARY 2020, FRIDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Премьера министров
18.05.2006 00:01
Скоро такие надписи могут стать для России привычными.<br>Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
Скоро такие надписи могут стать для России привычными. Фото: В. МАШАТИН
Обстановка вокруг театральной реформы в России, о которой неоднократно писали «Новые Известия», снова накалилась до предела. На этой неделе Союз театральных деятелей России (СТД) собрал театральную общественность на Второй всероссийский форум. Около пятисот руководителей театров со всей страны в течение двух дней кряду обсуждали предложения государства по реформированию этой сферы и пытались вступить с государством в диалог.

Государство ответило театральным деятелям, как террористам, – не вступая в дискуссии и даже не замечая столь представительного съезда. В понедельник глава Роскультуры Михаил Швыдкой сообщил, что Минэкономразвития отказалось рассматривать вопрос о внесении изменений в «закон о тендерах», и театры по-прежнему вынуждены объявлять конкурс даже на собственные юбилеи (подробнее см. «НИ» от 22 марта 2006 г.). А комиссия законопроектной деятельности при правительстве России, несмотря на протесты руководителей театров, передала закон «Об автономных учреждениях» для первого чтения в Госдуму.

Развитие событий на форуме, озаглавленном «Театр – время перемен», напоминало настоящий детектив: с острой завязкой, драматическими перипетиями и неожиданной развязкой. Открывая собрание, глава СТД Александр Калягин начал с высокой ноты: «Мы вынуждены признать, что отечественный театр находится в трагическом состоянии. Последние пять лет были для нас особенно тяжелыми, и государство все больше усиливает экономическое давление на творчество. Казначейская система, исполнение бюджета, тендеры, угроза бюджетозамещения, то есть когда у нас будут отнимать заработанные деньги, – все это связывает творчество. Художественные откровения не возникают в плановом порядке. Творческая жизнь театров угодила под колеса жестких финансовых правил, а это оказывается губительнее идеологической цензуры. Набрала силу порочная практика, когда законы, мешающие творчеству, проходят с лету, а те, что призваны нам помочь, годами пылятся на полках».

Форум пытался не только обсудить ключевые проблемы сегодняшнего театра, но и сформулировать предложения законодателям. Одной из главных бед, по мнению выступающих, являются вступивший в силу с 1 января сего года закон № 94 ( «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»). По мнению выступающих, он «полупарализовал» деятельность театров. Для иллюстрации абсурда, к которому приводят положения этого закона, руководитель театра-фестиваля «Балтийский дом» Сергей Шуб привел пример из собственной практики. Недавно ему было предложено заказать костюмы в... ателье по пошиву военной одежды «Звездочка» (представители власти, контролирующие исполнение закона, заявили: «У них же так дешево!»), а не звать дорогого и профессионального художника по костюмам Аллу Коженкову. Все это смешно в качестве рассказанного анекдота, но жить в анекдоте – это почти трагедия.

Как положено в настоящем детективе, после выступления ряда участников к собравшимся вышел Михаил Швыдкой (глава Федерального агентства по культуре и кинематографии России). Он сообщил, что накануне открытия форума Министерство экономического развития и торговли отказалось внести поправку о тендерах, касающихся культуры, и тем самым признать театр, кино и другие виды искусства штучным товаром, в создании которого конкурс невозможен. Без тендера, уверены в МЭРТе, деньги будут разворовываться.

Таким образом, чиновники довольно наглядно продемонстрировали свое отношение и к деятелям культуры, и к их решениям, и к рекомендациям. Что стало наглядной иллюстрацией тезиса худрука Малого театра Юрий Соломина: «Люди, принимающие законы, никогда не заглядывают за кулисы». «Я все время прошу, – кипятился на форуме Соломин, – а кто это придумал эту реформу-то? Покажите этого человека! Он все время скрывается! Давайте спросим их: «Родненькие, вы в театр-то ходите? Нет! Так какого рожна вы нам все советуете?!». И закончил слегка видоизмененным призывом: «Не надо ничего изобретать. Никаких реформ, я считаю, пока в театре не нужно!». Призыв, без сомнения, напоминает знаменитого героя Александра Островского генерала Крутицкого с его трактатом «О вреде реформ вообще». Но, положа руку на сердце, какой из граждан нашей страны не убедился на собственном опыте в том, что «все, что не делается, все делается к худшему»? И понятен страх театральных деятелей перед близящимся реформированием бюджетной сферы и готовящимся законом об автономных организациях, страх, сравнимый с ужасом перед грозящей чумой или холерой.

Заместитель председателя комитета по культуре Госдумы, актриса Елена Драпеко нарисовала страшную картину будущего, когда Российская государственная библиотека будет брать с каждого посетителя по 6 тыс. рублей за вход, а иначе она просто не выживет как автономное учреждение. Кроме того, непроработанные положения закона грозят всевозможными злоупотреблениями чиновников: могут давать или не давать заказы, а стало быть, выделять или нет финансирование, а могут счесть, что театру достаточно иметь сцену, и отберут мастерские и репетиционные помещения и так далее.

Но главная проблема, по мнению Союза театральных деятелей и Министерства культуры (на форуме выступал министр Соколов), в том, что экономические законы, касающиеся правовой и финансовой сферы культуры, должны были приниматься единым пакетом с поправками в законодательстве о культуре. А иначе они грозят разрушить само существование культурных учреждений.

И тут, как положено в хороших детективах, сюжет делает крутой поворот. Вышедшая на трибуну форума советник министра культуры Тамара Гудима проинформировала, что параллельно форуму заседала Комиссия законопроектной деятельности при правительстве России, которая рекомендовала этот проект к первому чтению в Государственную думу. При этом к закону были приложены различные замечания различных ведомств, которых этот законопроект касается, в том числе и замечания Министерства культуры и массовых коммуникаций. Но возражения учтены не были, а министру культуры Александру Соколову просто не дали слова.

Естественно, что у собравшихся немедленно возникли вопросы: во-первых, зачем они, собственно, собирались обсуждать нечто, уже принятое? А во-вторых, следует ли считать этот демарш чиновников демонстрацией нового витка взаимоотношений искусства и власти?

В результате вместо подготовленной резолюции рабочая группа во главе с Александром Калягиным удалилась писать гневное письмо президенту Российской федерации. Форум, собравшийся для выработки «замечаний и рекомендаций», выразил свое глубокое возмущение действиями министерств и ведомств, чьи решения «могут привести к гибели русского театра».

На заключительной части встречи Александр Калягин вспоминал, как отцы обороняли страну от захватчиков, и выразил надежду, что и русский театр от чиновников удастся отстоять.

Р. S. Как положено в хорошем детективе, развязка интриги с законом об автономных учреждениях оказалась абсолютно неожиданной. Как стало известно «НИ» из информированных источников, администрация президента отозвала проект закона из Государственной думы даже раньше, чем послание форума дошло до главы государства. Дальнейшее развитие интриги будет отслеживаться «Новыми Известиями».

КОММЕНТАРИИ

Юрий Соломин, художественный руководитель Малого театра:
– Мне иногда кажется, что чиновники обращаются с нами, как с детьми-дебилами из детского сада: они считают, что им виднее, что нам надо. А здесь собрались люди, которые знают театр изнутри. И работают в нем не один десяток лет. Почему-то считается, что когда театральные деятели что-то просят, то они хлопочут за себя. Но как-то забывается, что в понятие театра необходимой составной частью входит зритель. Это его интересы отстаивает театр. Сейчас идет юбилейный год. В августе мы будем праздновать 250-летие создания русского театра. Распоряжением императрицы государство взяло на себя заботу о русском театре, создало государственный русский театр. И как мы встречаем эту дату?

Сергей Арцибашев, художественный руководитель Театра имени Маяковского и Театра на Покровке:
– Мы еще раз высказали свои волнения по поводу перемен, но насколько это будет эффективно, не знаю. С позиции руководителя театра я против этих реформ, поскольку государство снимает с себя помощь или ограничивает ее. Театр сам не сможет выжить, тем более русский, реалистический, психологический театр, театр серьезный. Сейчас время такое, когда много развлечений, и нарушается баланс: театр тоже должен идти по пути развлечений, заманивать зрителя и выживать на этом рынке, но тогда теряется суть. Русский театр всегда ставил перед собой нравственную планку, классики всегда были выше публики и призывали к чему-то, к каким-то идеалам. Старались так ставить вопрос, чтобы человек задумывался над своей жизнью, своей судьбой, происходила духовная работа. А теперь встает вопрос выживания, а выживание – это значит ставить надо легче, веселее, красивее: чтобы содержание не корябало, не нервировало зрителя, а успокаивало. Не хочется верить, что закон будет принят на самом деле. Но раз на этом стоит государство, наверное, это случится. Многие маленькие коллективы не смогут выжить, их выбросит, как щепки, в открытое море, и их маленькие суденки разобьются о рифы.

Анатолий Смелянский, ректор Школы-студии МХАТ:
– Наша жизнь так устроена, что все, кровно нас касающееся, решается где-то наверху, без нашего участия и, как говорят, для нашей же пользы. Так возник закон № 94. Я бы задал вопрос чиновникам: как выяснилось, у нас в течение пяти лет таможня была отдана на откуп частным структурам, а теперь вы хотите контролировать вывоз мусора по тендерам (а они сейчас контролируют вывоз мусора)? То есть этот закон ставит людей в тяжелейшие условия. Это абсолютный бред. И благодаря таким законам возникает боязнь реформ вообще. Каждая реформа только ухудшает положение. И тогда возникает мысль о том, что реформы вообще не нужны. Страшно, что закон об автономных учреждениях, который чрезвычайно существенен, выйдет в том странном флюсообразном виде, в каком он подготовлен чиновниками, просто не знающими специфики театрального дела.
Сейчас решением чиновников приравнивают театральные вузы к любым другим вузам страны, вместо того чтобы приравнять их к учреждениям культуры. Скажем, сейчас мне приходит распоряжение о том, что я могу набрать студентов на первый курс, только имея договоренности с театрами о том, что они через четыре года возьмут их на работу. А это в принципе невозможно. Театр берет студента, когда становится понятно, что он из себя представляет. А на момент поступления только господь Бог знает, что получится из того или иного абитуриента?
Ольга Егоршина, Новые известия , 18.05.2006


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2020
01 02
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2020
01 02
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2020, Ленправда
info@lenpravda.ru