Rambler's Top100
Лениградская Правда
25 SEPTEMBER 2020, FRIDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Второе место четвертой власти
23.05.2006 00:01
Александр Миридонов
Высокий уровень доверия средствам массовой информации в современной России во многом определяет ее политическую жизнь. Позиция СМИ влияет на настроения и мнения граждан не в меньшей мере, чем сама окружающая их реальность. СМИ во многом заменяют или подменяют собой другие институты гражданского общества -- политические партии, профсоюзы, объединения по интересам. Электронные СМИ обеспечивают реальное единство ценностного и информационного пространства россиян, объединяя их в виртуальную политическую нацию.

Как показывают исследования ВЦИОМ, проведенные в 2005--2006 годах, россияне, достаточно критически относящиеся к большинству институтов власти и общества, в качестве главных своих авторитетов называют президента России и средства массовой информации (СМИ). Если рейтинг одобрения деятельности Владимира Путина в последний год держится в пределах 72--77%, причем последние месяцы ближе к верхней планке этого «коридора», то СМИ -- в целом как институт общества -- стабильно занимают второе место, одобрение их деятельности колеблется в еще более устойчивых пределах 53--55%.

Далее идут главы субъектов федерации с совокупным рейтингом 42--52%, местные власти (36--42%), правительство (32--34%), обе палаты Федерального Собрания (в среднем чуть более 20%). Гораздо ниже уровень доверия политическим партиям (17--19%) и профсоюзам (12--14%). В отличие от партий и профсоюзов именно СМИ, в первую очередь электронные, стали важнейшим механизмом, объединяющем общество, и приводным ремнем, связывающим общество и власть. Правда, скорее эта связь носит односторонний характер.

Обращает на себя внимание тот факт, что уровень доверия СМИ теснейшим образом коррелирует с поддержкой Владимира Путина и связываемого с его именем политического режима в целом. Так, среди тех, кто одобряет деятельность президента, уровень доверия к СМИ составляет 61,8%, а среди противников Путина -- только 28,4%. Среди электоратов ведущих политических партий самый высокий уровень доверия к СМИ среди сторонников «Единой России» -- 62,4%. Молодые и материально обеспеченные граждане доверяют СМИ значительно больше, чем пожилые и бедные.

Главный потребитель СМИ -- это новый средний класс, поддерживающий нынешнюю власть, состоящий из людей, приспособившихся к современным экономическим и социальным реалиям. Этот средний класс ориентирован скорее на позитивную, оптимистическую информацию, на развлекательные передачи, чем на серьезную аналитику, скорее на современную массовую культуру, чем традиционную и элитарную. Нынешние СМИ полностью соответствуют данному запросу.

Сегодня потребители СМИ -- это более чем на 75% телевизионная аудитория, и прежде всего зрители его основных каналов, "Первого" и "России". Доля радио в информации, поступающей к большей части граждан, составляет около 15%, и лишь около 10% остается на остальные виды СМИ -- газеты, журналы, книги, Интернет. Чем же привлекают электронные СМИ сегодняшних россиян?

Современное телевидение -- это практически единственная реальная сеть, способная объединить российских граждан, удаленных друг от друга территориально, принадлежащих к разным социальным «полюсам», живущих разными экономическими и социальными укладами и измерениями. Если в 90-е годы прошлого века различия в информационной политике каналов создавали вокруг них как бы «политические клубы» или «протопартии», то сегодня подобных различий не найти. Одни и те же информационные «блюда», изготовленные по сходным информационным технологиям, потребляют все слои общества. Телевидение, как и другие СМИ, во многом заменяет традиционные ниши политических партий, так как большей части граждан нет никакого дела до партийных кухонь, числа выданных партбилетов и проведенных партмероприятий. Массовая поддержка и массовые настроения определяются позицией электронных СМИ. Именно это обстоятельство оказалось адекватно понято нынешними властями, которые, осуществляя контроль над ведущими СМИ, в значительной степени контролируют и общественные настроения.

Итак, что же первично? Поддержка россиянами существующей власти связана не столько с позитивной оценкой ее реальных дел, сколько с ее имиджем, создаваемым электронными СМИ? Или, напротив, одобрение деятельности нынешних СМИ является составной частью общего улучшения социально-экономической ситуации в стране? Здесь сложно найти первопричину. Важно, что ценностной и культурной унификации большей части общества вполне соответствуют ценностно и культурно унифицированные СМИ.

Основа этой унификации -- с одной стороны, такие политические ценности, как стабильность, патриотизм, доверие власти, которые объединяют около двух третей россиян. А с другой стороны, массовая развлекательная культура, которая притягательна для тех же двух третей россиян, независимо от их социального положения и достатка. Именно поэтому электронные СМИ обеспечивают гораздо в большей степени, чем другие институты общества, реальное единство ценностного и информационного пространства россиян, объединяя их в виртуальную политическую нацию.

Всероссийские опросы ВЦИОМ проводились 2005--2006 годах. Опрашивались 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%
Леонтий Бызов, Время новостей , 23.05.2006


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2020, Ленправда
info@lenpravda.ru