Rambler's Top100
Лениградская Правда
28 FEBRUARY 2020, FRIDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Лавров будет говорить о газе
31.05.2006 00:01
Сергей Лавров

Сергей Лавров
В среду начался двухдневный визит министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Турцию. Как известно, Турция находится на стыке Европы и Азии, занимая ко всему прочему важное место в российском плане по диверсификации направлений экспорта энергоресурсов. Двойственное положение Турции ощущается в ее упорном стремлении усидеть на двух стульях как в политическом, так и в экономическом смысле - стать частью Евросоюза, но сохранить связь с Востоком, быть стратегическим партнером США, но принимать у себя руководство ХАМАС. Важным аспектом переговоров Сергея Лаврова с руководством Турции, которые затронут все аспекты сотрудничества, станет иранская проблематика. Как стало известно Стране.Ru, прямо из Стамбула Сергей Лавров отправится в Вену на совещание "четверки" посредников по Ирану.

В Анкаре, а затем в Стамбуле Сергей Лавров проведет переговоры с министром иностранных дел Абдуллой Гюлем, а затем с президентом Турции Ахмедом Неджетом Сезером, а также премьер-министром Реджепом Эрдоганом. Речь, в частности, пойдет о подготовке намеченного на ближайшее время визита турецкого президента в Россию. В четверг российский министр выступит на совместном заседании рабочих органов Организации Черноморского экономического сотрудничества и в тот же день отправится в Вену, где примет участие в министерской встрече "четверки" по Ирану.

В этом полугодии Россия не только возглавляет "восьмерку" и Совет Европы, но и Организацию Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС), в которую входят государства Черноморья, Закавказья и Балкан: Азербайджан, Албания, Армения, Болгария, Греция, Грузия, Молдавия, Россия, Румыния, Турция и Украина. Как стало известно Стране.Ru, Россия намерена активизировать свое участие в этом объединении и стимулировать его деятельность в соответствии со своими интересами. К слову, одним из главных проектов ЧЭС изначально было создание транспортного кольца вокруг Черного моря с выходом на транспортные сети Центральной и Северной Европы, Центральной Азии, стран Ближнего и Среднего Востока, а также создание новых маршрутов транспортировки нефти и газа. Нефтепровод Бургас-Александропулос стал частью этого глобального проекта.

О том, что отношения с Турцией являются "одним из стратегических приоритетов" для России, говорит и динамика российско-турецких встреч на высшем уровне. Так, за последние полтора года Владимир Путин встретился с турецким руководством шесть раз. Накануне визита главы внешнеполитического ведомства Турцию посетил министр промышленности и энергетики России Виктор Христенко, который принял участие в очередном заседании смешанной межправительственной российско-турецкой комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. По словам Виктора Христенко, довести товарооборот с Турцией до $25 млрд уже в 2008 году ничего не стоит, так как "цифры нашего двустороннего товарооборота и их динамика впечатляют". Для сравнения, по итогам прошлого года товарооборот между Турцией и Россией составил $15,2 млрд.

Около 70% товарооборота "делают" энергоносители: газ, нефть, поставки электроэнергии, а также участие российской стороны в создании новых энергомощностей в Турции, в том числе АЭС. Именно энергетика, по словам Христенко, "определяет возможности для развития самых разных секторов". Правда, все большее значение приобретает сфера услуг, в том числе финансы, транспорт, строительство. Огромные инвестиции были сделаны и в строительство запущенного в действие в ноябре этого года трансчерноморского газопровода "Голубой поток".

Как сказал в интервью Стране.Ru руководитель отдела исследований газовой отрасли Института проблем естественных монополий Алексей Громов, значение Турции как транспортного узла в распределении потоков российского газа особенно выросло в последние два года, когда Россия стала испытывать проблемы с традиционными транзитными государствами - Украиной и Белоруссией. Так, в частности, этой зимой Россия резко увеличила объемы поставок природного газа по "Голубому потоку" для стран Южной Европы с тем, чтобы компенсировать потери в поставках "голубого топлива" из-за несанкционированного отбора газа Украиной.

И в ближайшем будущем транзитная роль Турции может возрасти. Так, по мнению директора департамента топливно-энергетического комплекса министерства промышленности и энергетики РФ Анатолия Яновского, Турция в ближайшем будущем может стать перспективным транспортным узлом новых крупных инфраструктурных проектов для поставок углеводородов в третьи страны. Причем не только в Европу, но и на Ближний Восток, прежде всего, Израиль и Сирию. Израиль уже сегодня готов закупать у России до 6 млрд кубометров газа в год.

По мнению Алексея Громова, Турция прекрасно понимает свое значение транзитной территории и для других стран, стремящихся вывести свой газ на европейский рынок в обход России. Это и Иран, и Азербайджан, и Туркмения. Сейчас, как подчеркнул эксперт в разговоре с корреспондентом Страны.Ru, многочисленные проекты по строительству газопроводных систем через территорию Турции в обход России, фактически, заморожены из-за сложной геополитической ситуации вокруг Ирана и его ядерной программы. Однако ситуация может измениться, и в России это понимают, а потому форсируют совместные проекты с Турцией с тем, чтобы опередить конкурентов. В этом ключе стоит рассматривать и недавно анонсированное заявление зампредправления ОАО "Газпром" Александра Медведева о возможном строительстве второй ветки "Голубого потока". С одной стороны, Россия всеми силами пытается снизить свою зависимость от "неблагополучных" транзитных маршрутов газа через территории Украины и Белоруссии. С другой, перспективы экспорта российского газа в страны Ближнего Востока делают рентабельным строительство второй ветки.

Однако в нефтегазовых отношениях сторон остаются острые углы. Пристально следящие за развитием российских энергетических проектов европейцы, жаждущие допуска к российским нефте- и газораспределительным активам, язвительно замечают, что "Голубой поток" не оправдал затрат, так как загружен всего на 20 %. И не случайно. По словам Алексея Громова, связано это в частности, с тем, что "изначально Турция рассчитывала на самостоятельный реэкспорт излишков российского газа в Европу, однако "Газпром" занял в этом вопросе жесткую позицию и в итоге, в контракте на поставки газа в Турцию был записан пункт о запрете реэкспорта российского газа в третьи страны. Это один из камней преткновения во взаимоотношениях двух сторон и по сей день".

Другой болевой точкой газовых взаимоотношений России и Турции является желание последней вступить в Евросоюз. "Дело в том, - объясняет эксперт Страны.Ru, - что в рамках Стратегии обеспечения энергетической безопасности Европы Турция рассматривается как ключевой альтернативный транзитный канал европейских поставок природного газа. Именно на эту страну Европой возложена ответственность за координацию импортных потоков, идущих с Каспия, из России и, в перспективе, из Ирана". Таким образом, от того, как Россия сумеет договориться с турецкой стороной в сфере газовых поставок, будет зависеть долгосрочное благополучие нашей страны как основного поставщика энергоносителей в Европу.
Ксения Фокина , Страна.ру , 31.05.2006


Дело "Сети"
23.02.2020, Медуза
Логин
Пароль

Архив Ленправды
2020
01 02
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2020
01 02
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2020, Ленправда
info@lenpravda.ru