Лениградская Правда
19 MAY 2024, SUNDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Действующий питерский резерв
18.11.2006 00:01

Для построения эффективной и самовоспроизводящейся системы подготовки кадров госуправления в России потребуется много времени и изменение принципов распределения власти. Нынешняя система по большому счету клановая, зависит от конкретных людей — и поэтому недостаточно эффективна и стабильна.

Произошедшие на этой неделе кадровые перестановки в топ-менеджменте “Газпрома” и Министерства внутренних дел могут по-разному оцениваться специалистами (например, приход на руководящие должности в МВД людей, никогда не работавших в милиции). У неспециалистов наверняка вызовет удивление (или улыбку) то, что назначены опять выходцы из Петербурга: президент Путин у власти уже шесть лет, и некоторое время назад стало казаться, что он исчерпал список бывших сослуживцев и сокурсников, которые могли бы усилить органы государственного управления и топ-менеджмент стратегических госпредприятий, сообщает газета "Ведомости".

По мнению экспертов, большое количество специалистов недостаточного уровня и опыта управления, но благонадежных с точки зрения карьеры (т. е. условно “питерских”) лет пять назад начали назначать на мелкие должности в госструктуры и компании, потом постепенно повышая, переводя в другие организации и выращивая таким образом управленческие кадры. Так что “путинский резерв” существует и в ближайшее время будет обеспечивать потребности системы управления. Источники резерва хорошо известны — это три круга знакомых нынешнего президента: по учебе на юрфаке Ленинградского университета, по службе в ФСБ и по работе в мэрии Петербурга, а также по рекомендации уже проверенных людей.

Это замкнутая система, в которой нет механизма привлечения талантливых кадров со стороны. Ее очевидные изъяны — зависимость от конкретных людей и их компетенции (при смене власти придется менять и систему), недостаточность образовательной базы (в России нет авторитетного института школ госуправления, которые постоянно готовили бы новых менеджеров).

Парадоксально, но и советский, и западный опыт говорит о важнейшей роли партий в подготовке кадров для управления страной. Партия, имеющая власть (постоянно, как в СССР, или периодически, как в странах развитой демократии), обладает стимулом для талантливого менеджера: повышая свою квалификацию и делая карьеру, он в идеале может достичь вершин управления, получить максимум возможной власти. В западных странах выстроена система, при которой общество заинтересовано в постоянном возобновлении класса управленцев: их готовят элитные школы (в которые отбирают людей с высшим образованием и склонностью к управлению), затем они растут, работая в партийных или муниципальных (в конечном счете — тоже партийных) бюрократических структурах. Качество менеджера при этом неоднократно опосредованно проверяется результатами партии на выборах разного уровня.

Российские партии к управлению не допущены (возможно, на данном этапе это и правильно). Может быть, толчок к развитию новой системы подготовки кадров будет дан тогда, когда президент (кто бы он ни был) наконец вступит в одну из партий, а на выборах развернется реальное партийное соперничество.




Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01 04 05
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru