Rambler's Top100
Лениградская Правда
19 SEPTEMBER 2019, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Россия больше не является "великой державой"
15.07.2008 22:52
Около полудня Дмитрий Медведев прибыл в дом приемов российского Министерства иностранных дел на Спиридоновке. Здесь его встретили почти все руководство МИДа и 250 российских послов, специально вернувшихся ненадолго домой. Дипломаты ждали от Медведева программной речи. Традиционно президент каждый год выступает в таком формате, однако для нового главы государства это первое мероприятие.

Медведев начал с того, что сообщил послам о подписанной им концепции внешней политики России (спустя недолгое время текст был выложен на сайте Кремля). Документ с таким или чуть измененным названием подписывали все российские президенты, причем Борис Ельцин дважды: в 1993 году документ за подписью президента назывался «Основными принципами внешней политики», а в 1997 году – «Концепцией национальной безопасности».
 
Последним домедведевским базисным документом внешней политики РФ была путинская концепция от 10 января 2000 года. И хотя нынешний текст на 80% копирует предыдущий, различия бросаются в глаза. По мнению экспертов, в отдельных местах нововведения призваны оттенить «более либеральную природу» нового курса, в других местах изменения показательно антизападные.

Во-первых, это первая внешнеполитическая концепция, не именующая РФ «великой державой». Такое словосочетание встречалось и в концепции внешней политики РФ 1993 года, и в концепции национальной безопасности РФ 1997 года. В путинской версии обеспечение безопасности, суверенитета и территориальной целостности, равно как и «прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам РФ как великой державы как одного из влиятельных центров современного мира», являлось основной целью российской внешней политики.

В нынешнем варианте цель осталась той же, но «прочные и авторитетные позиции в мировом сообществе» отвечают теперь интересам РФ лишь только как «одного из влиятельных центров современного мира». Понятие «крупнейшей евразийской державы», выступавшее в синонимическом ряде, когда речь шла о геополитической роли России как постоянного члена Совбеза ООН, перешло из одной концепции в другую нетронутым.

Выпадение этого многозначительного термина из текста концепции выглядит логично, если учитывать, что в утвержденной в марте «Концепции социально-экономического развития России до 2020 года» указаны сроки становления России как «великой державы» – до все того же 2020 года.

«Понятие «великая держава» не относится к юридической или документальной сфере, и его использование хоть и широко распространено, но является несколько устаревшим. Оно в гораздо большей степени четко привязано к XIX–XX векам, нежели к современному миру», – трактует новшество главред журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов.

Как будто вместо упоминания о величии в медведевском тексте впервые применяется термин «Новая Россия», органично вписывающийся в картину «фундаментальных и динамичных изменений», которые переживает современный мир. Восемь лет назад в Москве могли лишь констатировать, что наша страна – «активный участник этого процесса» трансформации. Сейчас же авторы концепции отказываются говорить о российском «потенциале» или «ресурсах», развитие которых, как подразумевалось, должно было упрочить статус России как «великой державы».

«Использование понятия «Новой России», конечно, необходимо для четкого разграничения между советским периодом истории и постсоветским», – говорит Лукьянов.

Глава Института стратегических оценок Александр Коновалов видит в отказе от термина «великая держава» позитивный реализм нынешнего документа: «Эта концепция пропитана не свойственным МИДу реализмом. «Великая держава» остается всего лишь ярлычком, не привязанным к реальности. Если мы говорим о своей возможности уничтожить планету – мы, конечно, великая держава, если о неспособности бороться с бедностью – то не такая уж великая», – говорит эксперт.
 
Второе важное отличие новой редакции документа состоит в исчезновении в полном объеме главки о готовности РФ «идти на новое сокращение ядерного потенциала».

Такой пункт в 2000 году значился как едва ли не основной в разделе «Укрепление международной безопасности». Теперь РФ «готова вести переговоры в целях сокращения стратегических наступательных вооружений».

Полностью исчезло обещание Москвы добиваться соблюдения договора 1972 года о сокращении средств противоракетной обороны. Также не упоминается и договор ДОВСЕ, в отношении которого Москва ввела мораторий.

«Отсутствие упоминаний готовности Москвы и дальше сокращать ядерный потенциал говорит об одном: Россия не собирается этого делать, – говорит Лукьянов.– Во многом из-за того, что ядерный щит стал очевидным ключевым элементом обеспечения безопасности и гарантирования суверенитета». «Это результат опыта последних восьми лет, когда некоторые государства продемонстрировали произвольное использование силы. Я имею в виду, конечно, вторжение в Ирак, которое подвигло многие страны пересмотреть отношение к ядерному оружию как гарантии неприменения против них силы», – считает эксперт.

В-третьих, авторы документа несколько раз возвращаются к теме несовпадения мировых взглядов на суть демократического строя. В главе, посвященной правам человека, Россия называется приверженной не «демократическим ценностям» (2000 г.), а «универсальным демократическим ценностям» (2008 г.). Там же отдельно подчеркивается роль Москвы в «недопущении двойных стандартов, уважении национальных и исторических особенностей каждого государства в процессе демократических преобразований без навязывания заимствованных систем ценностей».

Части текста, посвященные отношениям России с приграничными странами, США и мировыми институтами подверглись почти незаметной правке. Россия по-прежнему выступает против расширения НАТО на восток за счет Украины и Грузии. В части, посвященной отношениям с ближайшими соседями, исчезла уже привычная формулировка о необходимости формировании вокруг РФ «пояса добрососедства». А в вопросе о реформе ООН появился новый нюанс: вместо фразы о возможности увеличения числа постоянных членов СБ ООН в 2000 году теперь появилась многозначительная формула «статус пяти постоянных членов должен быть сохранен».

Кроме того, в тексте было увеличено число типично «медведевских» тем: таковы развитие России по инновационной модели или усиленное внимание к гражданскому обществу и правам человека.
Газета.Ру , 15.07.2008

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2019, Ленправда
info@lenpravda.ru