Лениградская Правда
29 MARCH 2024, FRIDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Безоружный «Александр Невский»
25.12.2013 15:53
Начало недели ознаменовалось для военных редчайшим по нынешним временам событием – приемом в боевой состав флота нового атомного подводного ракетного крейсера стратегического назначения (РПКСН) «Александр Невский» проекта 955 «Борей». Почти за четверть века, прошедшие со дня крушения СССР, наш ВМФ получил всего второго сошедшего со стапелей «стратега». Первый – «Юрий Долгорукий» — встал к причалам 31-й дивизии Северного флота в Гаджиево в январе нынешнего года.

Однако «Долгорукому» не дождаться собрата-«князя» в Гаджиево. Приказомглавнокомандующего Военно-Морским флотом адмирала Виктора Чиркова «Александр Невский» передан Тихоокеанскому флоту. Его база – город Вилючинск на Камчатке. Скорее всего, пробираться туда из Северодвинска новому кораблю придется подо льдами Арктики и далее – через забитый тем же льдом мелководный Берингов пролив. В советское время за столь рискованные походы командирам подводных атомоходов гарантированно вешали на тужурки звезды Героев, а экипажи щедро осыпали орденами. Но форсирование Берингова пролива – лишь малая толика трудностей, которая ожидает личный состав «Александра Невского».

Главная проблема в том, что на Камчатку новый корабль отправится налегке, без своего основного оружия — пресловутых межконтинентальных баллистических ракет «Булава». Несмотря на то, что еще прежний министр обороны Сердюков пару лет назад объявил, что испытания этого оружия успешно завершены и подписан акт его приема на вооружение флота, в надежности комплекса существуют серьезные сомнения. И именно с борта «Невского» в сентябре нынешнего года состоялся последний на сегодня пуск «Булавы». Завершился, как и 40 процентов предыдущих, – неудачей.

Самое неприятное, что в море грохнулась не просто очередная «Булава», а первая серийная ракета, выпущенная Воткинским машиностроительным заводом. Таким образом, под подозрение попали и остальные ракеты первой серии.

Напомним: разъяренный министр обороны Сергей Шойгу в тот же день приказал приостановить госиспытания не только атомного подводного крейсера «Александр Невский», но и уже построенного следующего «Борея» — «Владимира Мономаха». И ничего не предпринимать до той поры, пока не будут проведены пять кряду дополнительных успешных пусков «Булавы».

Тут же выяснилось, что ни «Юрий Долгорукий», ни «Александр Невский» отстреляться в нынешнем году уже не успеют. Если стрельнуть серийными «Булавами» и удастся – то не ранее следующего лета.

Картина и для Вооруженных сил, и для «оборонки» нарисовалась крайне неприятная. Перевооружение стратегических сил флота снова срывалось. А о том, в каком они у нас состоянии, наглядно свидетельствуют данные аналитиков FAS (Federation of American Scientists) (наши сведения такого рода по соображениям секретности не публикуются никогда). Так вот, оценки американцев, которые наверняка близки к истине, шокируют: российские стратегические подводные ракетоносцы за весь 2012 год совершили всего пять боевых патрулирований в Мировом океане. Меньше, чем когда-либо прежде.

Хотелось бы ошибиться, но статистика боевых походов наших РПКСН за 2013-й точно лучше не будет. Просто не с чего ей стать лучше, ежели, скажем, на весь Тихий океан у российского флота в строю осталось всего два таких корабля – К-223 «Подольск» и К-433 «Георгий Победоносец». Оба – устаревшего проекта 667 БДР «Кальмар». Оба флот получил еще при Брежневе (в 1980 и 1981 годах соответственно).

Эти ракетоносцы, да еще атомная подводная лодка К-44 «Рязань», еще в 2011 году вставшая в бесконечный ремонт, — вот и весь состав базирующейся на Камчатке 25-й дивизии ракетных атомных подводных лодок. Ее-то и собиралась срочно пополнить «Бореями». Но после приказания Шойгу все повисло в воздухе. Если с новыми контрольными пусками ждать до следующего лета, а лишь затем возобновлять госиспытания «Александра Невского» и «Владимира Мономаха», тогда и к 2015 году можно не уложиться. А вопрос на контроле у президента. Совсем недавно он публично потребовал, чтобы к 2020 году у ВМФ РФ было аж восемь новеньких «Бореев». И попробуй ослушаться.

Поэтому неудивительно, что дальше с распоряжением министра обороны стали происходить удивительные вещи. Общий смысл последовавших высказываний высоких должностных лиц различных ведомств был таков: «Зачем тянуть с «Бореями»? И так сойдет. Акты госприемки подмахнуть можно и безо всякой дополнительной проверки ракетного вооружения».

Первым зондаж начал некий высокопоставленный чин из Генштаба, пожелавший остаться неназванным. 1 ноября он заявил информационному агентству: «Стратегические подводные лодки «Борей» в рабочем порядке могут выполнять функции многоцелевых лодок за счет другого штатного оружия на борту — торпед и ракето-торпед. Ведь доктор технических наук может преподавать в школе арифметику».

Доктор технических наук со школьным курсом арифметики справится наверняка. Только будет ли это самым рациональным применением его сил и знаний? Стратегический атомный подводный ракетный крейсер может, допустим, еще и доставлять свежие булочки с изюмом оленеводам на арктическом побережье. Только для этого ли народ угрохал на корабль десятки миллиардов?

Воткинский завод попросил не вешать за него вину за проваленную стрельбу. Генеральный директор завода Виктор Толмачев сообщил: «Самое главное для нас — это качество изготавливаемой продукции. Неприятность была по «Булаве». Государственная комиссия закончила работу, дала заключение, что на Воткинском заводе все работы ведутся в соответствии с конструкторской и технологической документацией. К нам не было претензий. Но на этом останавливаться нельзя, конечно. Нам качество нужно».

Дальше в отпихивание от заводского причала обезоруженного, по сути, «Александра Невского» включились и создатели корабля. В частности, Сергей Суханов, руководитель группы ЦКБ «Рубин», отвечающей за проектирование атомных подводных лодок. Он, в частности, заявил: «Действительно, Минобороны приостановило испытания второго и третьего «Бореев». Но сейчас, с учетом выводов комиссии, эти решения корректируются. Сколько будет пусков — это будет определено отдельно. И, по крайней мере, не с «Александра Невского». «Задача «Невского» сейчас – поднять флаг и в этом году уйти к основному пункту базирования».

Ну, понятно. Отстреливать попавшие под подозрение серийные ракеты придется «Юрию Долгорукому», который остается на Севере. А «Александра Невского» хорошо бы поскорее спровадить подальше от этих мест.

Впрочем, своя логика была и у Суханова. Ракета из шахты крейсера, находившегося в подводном положении в Белом море, вышла? Вышла. Пусковая установка подлодки сработала безотказно, подводный старт был выполнен штатно, ракета вышла на поверхность и легла на курс. А в воду рухнула только потом? Да, на третьей минуте полета. Тогда какие претензии к детищу ЦКБ «Рубин»? Никаких. Ну и все, до свидания. Вот с тех, кто создавал «Булаву» и спрашивайте.

А как же аксиома, что ракетный корабль и его основное вооружение – единый комплекс? И одно без другого существовать просто не может? Спрашивать г-на Суханова об этом, видимо, в тот раз было некому. А он скромно промолчал.

Итог дискуссии о поиске виновных подвел вице-премьер России Дмитрий Рогозин. Он заявил, что беспокоиться, вообще особо не стоит: «Причиной неудачного запуска «Булавы» мог стать разовый технический сбой при производстве ракеты, не затронувший всю серийную партию».

И, конечно, Дмитрий Олегович тоже прав. Мог быть и разовый отказ. И не затронувший всю партию. Только чтобы удостовериться в этом и перестать, наконец, сомневаться в «Булаве», министр обороны и приказал произвести дополнительные пять пусков. Хотя понятно, что это сильно затянет дело, обрушит все и без того незавидные графики и уничтожит чеканность очередного рапорта о том, что страна встает с колен. Нет, пусть лучше отказ будет одноразовым.

В результате комиссия сошлась, вроде, на том, что всему виной сопло двигателя второй ступени рухнувшей «Булавы». Оно выдвигается после того, как ракета оказывается в воздухе. Возможно, решила комиссия, сопло вышло лишь частично, вследствие чего двигатель не смог выйти на номинальную тягу. Тогда получается, прав Рогозин? Дело в конкретном изъяне в конкретной ракете? Устраним и дело пойдет?

С эти можно было бы согласиться, если бы не одно обстоятельство. Такое же же сопло уже было причиной другого отказа «Булавы», случившегося в 9 декабря 2009 года, когда испытательный пуск производил атомный подводный ракетный крейсер «Дмитрий Донской». Оно, как и нынешнее, изготовлено пермским научно-производственным объединением «Искра».Гендиректора завода Владимира Шатрова в тот раз попытались уволить за производственные просчеты, но помиловали. На этот раз может и не пронести.

Однако ведь все это не отменяет главного вопроса: если и вправду дело лишь в соплах, то как с ними у остальных ракет первой серии? Проверить это можно лишь новой практической стрельбой. Которую и приказал провести Шойгу. Но, похоже, и министр обороны здесь не всесилен.

Вот и получилось, что Тихоокеанский флот получил на вооружение атомный подводный ракетный крейсер, с борта которого основное оружие стартовало всего два раза. Один из них – аварийно. Теперь будем наблюдать за судьбой «Владимира Мономаха». С него вообще «Булава» не взлетала ни разу. Но в день торжественного подъема флага на «Невском» и с аналогичной процедурой на «Мономахе» военные пообещали не затягивать. Вне зависимости от обещанных Шойгу внеочередных проверок «Булавы».

Свободная пресса , 25.12.2013

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
01 02 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru