Лениградская Правда
19 APRIL 2024, FRIDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Российская авиация медленно умирает
1.09.2022 18:05
До 24 февраля летал 1101 борт. За вычетом самолетов украинского производства, остается 801, из которых 78 были арестованы, значительная часть остальных — стоит на приколе и ждет своей очереди пойти на запчасти. Исправность парка российской техники составляет 51%, иностранной — 87%.

В этой ситуации смешно и бредово выглядят предложения Минпромторга по замене второго пилота виртуальным интеллектом за 3 млрд рублей. Десятки, если не сотни пилотов сидят без работы, и удваивать это количество было бы большой глупостью. Кроме того, второй пилот нужен не для управления самолетом, а как элемент политики дублирования систем. Две-три гидравлики, два-три бортовых компьютера, два пилота, если один выйдет из строя.

А вот у авиакомпаний запасных руководителей нет. И это приносит свои плоды — развал отрасли из-за выдающейся некомпетентности руководителей начался задолго до 24 февраля.

Бизнес S7 разваливается

Всего полгода назад это была одна из самых амбициозных авиакомпаний России. Расширяла географию и флот, готовила к запуску новый лоукостер Citrus, занималась космическими разработками — легкой ракетой-носителем.

Но проверку временем задумки не выдержали. Глава компании Татьяна Филева раньше отвечала в группе за маркетинг, поэтому S7 занималась не столько развитием бизнеса, сколько упаковкой своих проектов в красивые фантики. 

Неудивительно, что теперь компания пришла в упадок. Ядовито-зеленые самолеты, конечно, не потускнели, но от космических амбиций компания отказалась. Оказалось, что своих ресурсов для разработки и производства ракет у S7 Space особенно и не было. 

Следом приказал долго жить мертворожденный лоукостер Citrus. Компания сделала ставку на иностранные самолеты, не учла рисков, и ошиблась. Оказалось, что условно-российские Суперджеты не обладают достаточной дальностью для полетов из базовых аэропортов — Омска и Казани. А зарубежные борта никто не даст.

Сейчас компания продолжает вместо дела заниматься не то маркетингом, не то популизмом. Недавно разрешила бортпроводникам красить волосы в яркие цвета и надевать обувь на плоской подошве. 

Другими новостями компания похвастать не может. Потому что они еще более спорные. Например, S7 подрядилась возить психически больных заключенных вместе с остальными пассажирами. Видимо, нужда в деньгах настолько острая, что выбора нет. У компании огромные долги перед банками — 15 млрд рублей. Власти активно поддерживают только Аэрофлот, а крупнейшей в России частной авиакомпании предлагают выкручиваться самостоятельно. Так что она вполне может повторить судьбы Трансаэро — огромный кит рынка, рухнувший в один день.

Падение пассажиропотока у S7 за январь-май составило 10%. И вряд ли будет расти. Так то недавний лидер отрасли может оказаться кандидатом на поглощение тем же Аэрофлотом — ведь ему скоро понадобится больше запчастей.

Впереди у Победы ничего, кроме каннибализма

В середине августа главой авиакомпании Победа назначен Дмитрий Тыщук, раньше работавший замдиректора другой «дочки» Аэрофлота — Авроры. А старый директор Андрей Калмыков сбежал на пост гендиректора сети Перекресток. 

На этом рассказ о Победе можно заканчивать — впереди у компании ничего, кроме каннибализма и крушения бизнес-модели. Но она попила столько крови из пассажиров, что заслуживает более обстоятельного рассказа.

Победа — уже давно стала законодателем моды в авиамире, планкой качества. Планкой низкого качества — отрезая одну за одной привычные пассажирам услуги, компания показала всему рынку, что так можно. В итоге почти на всех самолетах пропало питание, багаж и бесплатный выбор мест.

Раньше услуг было мало, но они оказывались. А теперь перевозчик не может и этого. Лоукостер оказался не готов переходить с американской системы Navitaire на российскую платформу Леонардо. Из-за этого пассажиры остались без личного кабинета и онлайн-регистрации. 

К тому же Победа резко кинула свой базовый аэропорт Внуково, откуда вылетала много лет. Компания переехала в Шереметьево, чтобы поддержать объем перевозок в аэропорту группы «Аэрофлот». Но теперь она будет терять 1 млрд в год на тарифах, а еще около 2 млрд выплатит Внуково в качестве неустойки. 

Учитывая трудности с обслуживанием самолетов, бизнес-модель лоукостера рискует развалиться из-за банального роста издержек. Но плата за каждый чих — часть философии авиакомпании, от которой она вряд ли откажется.

Так что скоро будем летать с сервисом уровня лоукостера, а ценами как на премиальных авиалиниях.

Utair стал лидером по снижению пассажиропотока

Компания потеряла 35% клиентов по сравнению с июнем 2021. При этом господдержка почему-то обходит ее стороной — пока дают деньги Аэрофлоту и даже компаниям второго эшелона вроде Уральских Авиалиний и Авроры, до Ютейра помощь не доходит.

Вероятно, государство решило, что спасать Андрея Мартиросова бессмысленно. Трудности компания испытывает уже лет семь, периодически показывая грандиозные убытки. В 2019 году кредиторы, постоянно спасавшие компанию, отказались дать отсрочку, и по рынку поползли предположения о скором банкротстве авиакомпании. Сам Ютейр перед этим допустил дефолт по своим обязательствам.

Но решили перевозчика удержать на крыле. Основные акционеры компании — «Сургутнефтегаз», Тюменская область и ХМАО. Им всем нужен в первую очередь вертолетный флот авиакомпании, которая обслуживает месторождения полезных ископаемых. 

А государство исходит из того, что СНГ с ХМАО сами разберутся со своей авиакомпанией и помнит 2019 год — то, что мертво, умереть не может.

Аэрофлот умудряется извлекать выгоду даже из кризиса

В июле акционеры Аэрофлота одобрили допэмиссию 5,4 млрд обыкновенных акций на сумму около 186 млрд рублей. Капитал компании размывается в три раза, а выкупает акции ФНБ. Аэрофлот со своей стороны получает море халявных денег, и это без учета того, что перевозчик перетягивает на себя большую часть субсидий. Из 100 млрд, выделенных авиакомпаниям, он получит 49,9, а потом еще 50 млрд. И мы даже не вспоминаем отраслевые субсидии в пандемию, от которых Аэрофлот откусил треть.

В результате, пока остальные авиакомпании будут буквально доедать в овраге лошадь, нацпер быстренько подберет еще летающие российские самолеты и отправится на них за границу, куда еще можно.

А на монополии на заграничные перевозки компания под руководством Сергея Александровского заработает столько, что отобьет любые потери. А какие не отобьет, покроет за государственный счет.

Вот только будут ли россияне рады, когда у них останется один перевозчик? Невероятно успешный, лидер по пассажиропотоку, выручке и всему такому — потому что второго нет.

Можно будет смело возвращать советский логотип.
@nebrexnya , 1.09.2022



Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01 04
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru