Лениградская Правда
29 MARCH 2024, FRIDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Морской вокзал тонет без поддержки
19.05.2003 00:01
15 мая после капитального ремонта вновь открылся Морской вокзал в Гавани - детище Петербурга, испытавшее на себе все прелести трудных родов. В 1982 году он строился как гостиница для моряков, но по решению тогдашнего главы города Григория Романова, был перепрофилирован еще в ходе строительства.

Архитектурно при этом он мало изменился со всеми вытекающими отсюда последствиями. Тем не менее сегодня вокзал - единственное место в городе, куда могут прибывать грузопассажирские паромы, перевозящие и пассажиров и автомобили, однако... они туда не прибывают.

Вокзал долго не мог обрести собственников. Однажды он даже был продан иностранным инвесторам, но очень ненадолго, а в 1997 году перешел в собственность города за долги Балтийского морского пароходства.

В июле 2002 года решением городской администрации вокзал передали в аренду на 49 лет (с сентября 2002) некоему ЗАО "Морской вокзал", которое обязалось только в течение первых трех лет вложить в реконструкцию 7 миллионов долларов, а в обозримом будущем - 41 миллион. К 300-летию города арендаторы обещали выполнить большую часть работ.

На прошлой неделе комиссия Управления делами президента приняла вокзал. Семиэтажное здание капитально отремонтировано, введена в строй трехзвездочная гостиница на 130 номеров, два этажа (пятый и шестой) превращены в бизнес-центр, оснащен новым оборудованием для таможни и пограничников зал прибытия. Отчищен алюминиевый фасад - финская фирма, выполнившая эту работу, дала гарантию, что цвет сохранится в течение 50 лет.

Потрачено 5 миллионов долларов, так что инвестиционный план даже перевыполнен. Тем не менее вокзал пока имеет очень ограниченные возможности. Одновременно он может принимать лишь четыре судна средних габаритов.

В конце этого - начале следующего года начнется проектирование нового причала для пассажиров. В дальнейших планах ЗАО "Морской вокзал" - расширение вокзала на несколько километров, до самой южной точки Васильевского острова, которая находится сейчас на территории Балтийского судостроительного завода.

В череду благоустроенных причалов должен превратиться весь южный берег острова, параллельный Кожевенной линии. Сейчас это одна большая свалка - останки промзоны, основанной еще при Петре Великом. Как уверяет директор Морского вокзала Владимир Малик, средства на это у компании есть. Первый этап реконструкции на 20% осуществлялся за счет собственных денег, 80% - за счет кредита.

Срок окупаемости проекта - 7 лет. Окупаться на первом этапе он будет в основном за счет бизнес-центра и гостиницы. Вместо кошек, которыми принято обновлять в России новые строения, туда запустят иностранных туристов. Причем уже в ближайшее время - в дни юбилея города.

Однако сам по себе вокзал проблемы не решает. Для того чтобы Петербург мог серьезно зарабатывать на туристах и бизнесменах, прибывающих морским путем, предстоит решить еще как минимум три проблемы: углубление Финского залива, строительство нового транспортного канала в обход Васильевского острова (Морской вокзал предлагает тоннель) и, наконец, привлечение паромов.

Сегодня морским путем в наш город прибывает всего лишь 200 тысяч пассажиров ежегодно. Для сравнения: в Хельсинки и Таллин - по 5 - 7 миллионов. Эти 200 тысяч на сто процентов - пассажиры круизных судов.

Распределяются они так - 70% сходит на берег в совершенно неприспособленном для этих целей грузовом порту на Гутуевском острове, а оставшиеся делятся между плавучими причалами на Английской набережной и Морским вокзалом. Последний ежегодно обслуживает лишь 30 тысяч пассажиров.

Основная проблема - мелководность Финского залива. Суда, за счет которых развивается сейчас морской туризм, относятся к классу "миллениум" - 250 - 300 метров длина, максимальная осадка - 10 метров. Лайнеры длиннее 200 метров могут сейчас швартоваться только в грузовом порту, к которому ведет глубоководный Морской канал, прокопанный по дну Финского залива еще в начале XX века по инициативе промышленника Путилова. Принимая пассажиров, грузовой порт вынужден приостанавливать разгрузку, из-за чего теряет по 7 миллионов долларов в год.

Морской вокзал углубил дно в своей акватории до 9 метров, так что для того чтобы принимать "миллениумы", осталось прокопать всего-то метр-другой. Но нужно еще углубить и расширить Морской канал, идущий по дну залива от острова Котлин. А на это потребуется 100 миллионов долларов.

Впрочем, типовые паромы с осадкой 8 метров, такие, что ходят между Хельсинки и Стокгольмом, можно принимать уже сейчас. Но заманить их сюда не удается на протяжении многих лет. Собственных паромов у России почти нет. Недавно, правда, один запустили - до Калининграда. Но это был, скорее, политический акт. "Георг Отс" - устаревшая модель.

Основные владельцы современных паромов сейчас - скандинавские кампании, а они не хотят уступать пассажиров Петербургу. Для Финляндии и Швеции гораздо выгоднее, чтобы русские бизнесмены гнали автомобили из Европы через Хельсинки и Стокгольм. Переговоры ЗАО "Морской порт" с кампанией "Викинг-Лайн" продвигаются туго. Единственным паромом, который прибудет в Петербург за долгое время, станет "Силья-Лайн".

1 июня он привезет Людмилу Путину. Есть надежда, что по пути она сумеет склонить скандинавскую кампанию к нужному решению (Владимир Путин, как известно, прибывает на праздник отдельно - самолетом).

В принципе, и привлечение паромов и расширение Морского канала - забота общегосударственная. Акватория Финского залива и отношения с иностранными компаниями - епархия Минтранса. Однако на эту госструктуру надежды мало.

Владельцы ЗАО "Морской вокзал" больше рассчитывают на сотрудничество с городом. Для этого на церемонию открытия вокзала пригласили губернатора Владимира Яковлева, председателя ЗакСа Вадима Тюльпанова, городскую бизнес-элиту ну и множество длинноногих красавиц в синей униформе. Играл оркестр. Взрывались дымовые шашки... Какие это даст результаты, мы узнаем в ближайшее время.
Новая газета -СПб , 19.05.2003



Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
01 02 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru