Лениградская Правда
19 APRIL 2024, FRIDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Бабочки Набокова могут остаться без крыши
26.01.2004 00:01
"Бабочки Набокова" - так называлась книга, которую в 2001 году сын писателя Дмитрий Набоков привез в дар музею, открывшемуся после реставрации в доме семьи Набокова на Большой Морской.

Сегодня над уникальным музеем одного из самых знаменитых писателей XX века сгустились тучи. КУГИ обратился в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти с целью взыскать с музея арендную плату, которая с 1998 года составила 23 тысячи долларов. Слушания отложены до 1 марта.

Музей должен был платить по 500 долларов в месяц за аренду первого этажа здания, где и расположилась экспозиция, ставшая за эти годы не только культурным центром современного набоковедения, но и местом, где выставляются эмигранты и соотечественники, которых вдохновляет творчество великого писателя. Музей уже пользуется заслуженной славой за рубежом, его постоянно посещает и сын Набокова Дмитрий - известный переводчик, оперный певец и бывший автогонщик.

Писатель провел в доме на Большой Морской первые 18 лет жизни, за которыми последовали долгие годы эмиграции. Умер Владимир Набоков в Швейцарии, а дом на Большой Морской уже при советской власти успела посетить сестра писателя, с трудом проникшая в помещение, отданное разнообразным конторам, среди которых был тогда банно-прачечный комбинат.

Как рассказала "Известиям" директор музея Татьяна Пономарева, в момент организации музея в 1998-м был составлен арендный договор, но его условия оказались для музея невыполнимыми. Кроме того, музей был организован физическими лицами и представителями Фонда Набокова и не получил статус государственного. Однако учредители музея по уставу не несут финансовой ответственности. Ситуация эта довольна уникальна для Петербурга: музей знаменитого писателя не имеет средств на то, чтобы расплатиться с государством, которое, как известно, этот дом незаконно отняло у семьи Набоковых. Дмитрий Набоков поднимал когда-то вопрос о возвращении ему дома отца, однако наши законы пока не подразумевают такого решения проблемы. Теперь ситуация обострилась - музей может просто прекратить свое существование.

"Мы не можем расплатиться потому, что в среднем музей приносит очень небольшой доход - 11 тысяч рублей в месяц, которых едва хватает на оплату коммунальных услуг, - рассказывает директор. - Конечно, мы пытаемся сейчас привлечь спонсоров, но пока нам не удается собрать нужную сумму". Одновременно в комитете по культуре администрации города решается вопрос об изменении статуса музея.

Несмотря на понятный интерес к музею, сын писателя никаких финансовых обязательств никогда не брал, да и музей никогда не предъявлял подобных претензий. Дмитрий Владимирович привез личные вещи отца, которые и составляют основу экспозиции наряду с другими дарами разных лиц: коллекцией бабочек, подписанной Набоковым, семейными фотографиями, книгами... Он также готов переводить музею и гонорары, полученные за переиздание произведений писателя в России, однако эта статья дохода весьма проблематична. Дело в том, что западное и российское законодательства расходятся в понимании авторского права. Дмитрий Набоков считает, что имеет право на гонорары в течение 50 лет после смерти отца. Наши же законы разрешают перепечатку любых произведений, написанных до 1973 года, без всяких финансовых обязательств перед наследниками.

Кстати, пока Дмитрию Набокову не удалось взыскать с издательства "Независимая газета" и редактора Николая Мельникова 720 тысяч рублей в качестве компенсации за нарушение авторских прав. Поводом для обращения в суд стала книга "Набоков о Набокове", выпущенная в 2002 году издательством без разрешения владельца авторских прав.

В основе книги, опубликованной издательством-ответчиком, лежит работа Набокова "Сильные суждения", вышедшая в США в 1973 году. Интервью Набокова и фрагменты его эссе, по мнению истца, оказались в книге также с нарушением авторских прав. К тому же "Независимая газета", по мнению сына писателя, незаконно использовала фотографии Набокова для оформления книги, перепечатав их из других изданий. Недоволен он был и переводами (Дмитрий Владимирович сам занимается переводом произведений отца), и вступительной статьей, которая, на его взгляд, звучит оскорбительно. Правда, составитель книги Николай Мельников утверждал, что "ничего оскорбительного" в его вступительной статье и комментариях нет. "Я пытался объективно показать, как Набоков выстраивал свой имидж", - сказал он.

Все полученные в судебном порядке средства Дмитрий Набоков планировал передать музею в Петербурге. Однако пока доходов, полученных таким путем, не наблюдается.

С 1898-го и до революции семейство Набоковых занимало весь особняк, который безусловно является памятником архитектуры. В особняке стиля ранний модерн сохранились прекрасные интерьеры в стиле рококо, Людовика XV, французского ренессанса. Первый этаж, где и расположен сейчас музей, был, как принято говорить, общесемейным. Здесь располагались столовая, гостиная и библиотека, кухня и так называемая комитетская - комната, где проходили заседания кадетской партии. Второй и третий этажи, где находились будуар, кабинет отца, детская, сейчас занимает газета "Невское время". Сохранились резные деревянные панели, которыми были облицованы стены и камин, элементы декора столовой и библиотеки, а фасад дома до сих пор украшен майоликой и лепными деталями.

В музее постоянно открыта основная экспозиция, а, как известно, образы детства, "Потерянного рая", пронизывают все творчество Набокова. Выставки, семинары, чтения, круглые столы проводятся здесь постоянно. Только что была открыта очередная выставка "Алиса и Аня", посвященная переводу Набокова "Алисы в стране чудес" (он в духе того времени назвал кэролловскую Алису - Аней).

Удастся ли сохранить музей, пока неизвестно. Однако сотрудники не теряют надежды на спонсорскую помощь и доброжелательность КУГИ и комитета по культуре, которые в настоящий момент рассматривают разные возможности решения вопроса. Вряд ли кто-нибудь захочет примерить на себя роль современного Герострата.
Известия-СПб , 26.01.2004



Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01 04
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru