В субботу в Санкт-Петербурге в собственной квартире был застрелен ведущий научный сотрудник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН 64-летний Николай Гиренко. Он был известен как специалист, без участия которого не обходилось ни одно громкое судебное разбирательство, касавшееся разжигания межнациональной розни.
Г-н Гиренко работал в Музее антропологии и этнографии (более известном как Кунсткамера) с начала 70-х годов. Он окончил Восточный факультет ЛГУ и изначально специализировался на этнографии Африки, несколько лет прожив в Танзании и Занзибаре. В 1990-м г-н Гиренко был избран депутатом Санкт-Петербургского городского Совета народных депутатов от партии «Демократический выбор». Тогда же, одновременно с работой в Кунсткамере, вступил в должность заместителя директора Института этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая. Однако пост этот он вскоре оставил, вплотную занявшись вопросами межнациональных отношений. По запросу правоохранительных органов он занимался анализом текстов националистической литературы, давал экспертные заключения по многим нашумевшим уголовным делам. В частности, г-н Гиренко привлекался в качестве эксперта при расследовании в 2002 году убийства скинхедами торговца арбузами Мамедова, а уже в этом году -- зверской расправы над таджикской девочкой. Благодаря его работе, кстати, на прошлой неделе судом были признаны несостоятельными обвинения в адрес организаторов выставки «Осторожно, религия». При его участии в Петербурге в здании ДК имени Кирова был создан так называемый Дом этническо-культурных организаций -- место, где бесплатно расположились организации национальных меньшинств Петербурга, не имевшие возможности арендовать свои помещения.
Естественно, занимаясь такими скользкими вопросами, ученый не раз переходил дорогу различным националистическим партиям и нацистским движениям, и оперативники и его коллеги склоняются к версии, что нападение на г-на Гиренко может быть связано с его работой. В пользу этого говорит и способ покушения. Убили Гиренко через дверь его собственной квартиры в доме №11 по улице Подковырова. Около 11 часов утра кто-то позвонил в квартиру ученого. Когда он подошел к двери, из-за нее тут же раздался выстрел. Единственная выпущенная пуля угодила хозяину в плечо, но из-за того, что, по данным экспертов, она была со смещенным центром тяжести, ранение оказалось смертельным. Милицию и «скорую» вызвала дочь г-на Гиренко, которая также находилась в квартире, но к их прибытию ученый уже скончался.
В скором будущем Николаю Гиренко предстояло участие в судебном процессе над издателями новгородской газеты «Русское вече», которую сам он называл «откровенным черносотенным памфлетом». Также несколько последних лет он продолжал работу над материалами о крупной питерской нацистской группировке «Шульц-88».
Время новостей ,
21.06.2004