- Дело ведь даже не в концерте Пола, - считает директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, как говорят, большой поклонник “битлов”, - дело вообще в рок-концертах на Дворцовой. Здесь нельзя устраивать подобные массовые мероприятия, числом собравшихся в 50 тысяч человек, из-за сохранности бесценных экспонатов музея. Конечно, к концерту мы тщательно готовились, вышли из положения, перенаправили звук (он был обращен в сторону от Зимнего), но тем не менее стены здания тряслись! В Главном штабе Эрмитажа несколько раз срабатывала сигнализация! В залах Зимнего появились трещины на штукатурке.
Работники Эрмитажа говорят, что особенно гибельна вибрация для картин - на них могут образовываться микротрещины, которые, возможно, проявятся не сразу, а гораздо позже. Из-за этого бесценные экспонаты стараются даже не перевозить самолетами, их возят на специальных машинах, а тут мини-катастрофа в родных стенах!
Несмотря на предупреждения сотрудников Эрмитажа относиться к картинам бережно и не проводить подобных мероприятий на Дворцовой, концерт легендарного “битла” прошел в Северной столице еще с большим размахом, чем в Москве на Красной площади. Была установлена аппаратура (ее привезли огромные грузовики из Хельсинки, которые, кстати, основательно подпортили внешний вид Дворцовой). Чтобы доставить декорации, понадобилось 250 человек и 32 грузовика. Поставили огромные экраны, чтобы сцену было видно со всех точек площади. Концерт, сотрясавший стены, продолжался два с половиной часа.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ
Мы обратились за комментариями к официальному российскому представителю крупнейшего мирового производителя звуковой аппаратуры - компании “Электровойс” питерской компании “Рутон С”. В ее послужном списке поставка оборудования для клуба “Метелица” (Москва), разработка и инсталляция постоянных звуковых систем Ледового дворца, Государственного Эрмитажа, “озвучка” питерских Игр доброй воли, акустическое проектирование и поставка оборудования для большого числа кинотеатров.
“Давайте сразу оговоримся: наши ответы являются сугубо неофициальными и не могут рассматриваться как экспертное заключение, - предупредили нас в компании. - Мы не имеем никакой технической информации о звуковой системе, ее составе и параметрах, у нас нет планов сцены, схемы размещения кластеров громкоговорителей на концерте Маккартни. Навскидку можно сказать, что 75 киловатт - это умеренный звук для открытой площадки. Обычно мощность систем на концертах супергрупп бывает 150 кВт и более. Есть опыт проведения подобных концертов с близкой мощностью и на Дворцовой площади, и на Красной площади в Москве. Фактов вредного воздействия на окружающие здания там не отмечено. Но вероятность для разных случайностей не исключается. Например, если где-то что-то плохо закреплено, то воздействие высокого уровня низкочастотного звука может способствовать ослаблению крепления. Нельзя полностью исключить срабатывание различных чувствительных датчиков. Концентрация звуковой энергии в нужном направлении, о которой говорят организаторы концерта Маккартни, достигается в основном для средних и верхних частот. К низким частотам, где сосредоточена наибольшая часть акустической мощности, это - увы! - относится в меньшей степени”.
Руслан Кравцов, Марина Суранова., Газета "Комсомольская правда" ,
24.06.2004