Лениградская Правда
7 DECEMBER 2024, SATURDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Петербург хотят сбалансировать
19.07.2004 00:01

ПРАВИТЕЛЬСТВО Санкт-Петербурга утвердило концепцию Генерального плана развития города до 2025 года. Из нескольких предложенных вариантов избран сбалансированный, при котором увеличение 50 процентов промышленных площадей и 25 процентов жилых будет производиться за счет реконструкции на уже имеющихся территориях, а не посредством освоения новых.

В качестве же общего ориентира рассматривается все тот же, популярный в нынешнем правительстве города, лозунг приведения Петербурга к европейским стандартам. Как пояснил, представляя на правительстве концепцию Генплана, исполняющий обязанности председателя комитета по градостроительству и архитектуре Виктор Полищук, до сих пор не имея четких планов развития многих отраслей городского хозяйства, разработчики документа (а это 70 томов бумаг и 90 квадратных метров графических материалов) .выбирая показатели, которых должен достичь город на Неве за ближайшие двадцать лет, опирались на аналогичные цифры европейских столиц. К примеру, обеспеченность жильем нужно повысить хотя бы в полтора раза, с 20 до 30 квадратных метров на человека, обеспеченность офисными и торговыми помещениями - в 2-4 раза, мощность аэропорта в 10 раз и так далее.

Вообще-то Виктор Полищук, давно уже отвечавший в КГА за разработку Генплана, еще полтора года назад говорил мне, что надо было бы сперва принять конкретный план социально-экономического развития города (а лучше - всего Северо-Западного региона, центром которого является Санкт-Петербург), а уж на основе этого приступать к составлению Генерального плана. При этом он ссылался на опыт Барселоны, в которой в аналогичной ситуации сперва собрались представители всех ведущих экономических элит города сообщили о планах развития своих отраслей и компаний, пришли к компромиссу по тем вопросам, по которым частные планы противоречили друг другу. А уже потом архитекторы стали привязывать эти наметки к реальной местности.

У нас все наоборот. Программа социально-экономического развития Петербурга на правительство до сих пор еще не представлена (как сообщил на заседании правительства заместитель председателя комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Юрий Раков, документ этот в данное время проходит согласование) . Нет общей программы энергетического обеспечения (только частные планы различных участников рынка). Не решено до конца, что делать с землями сельхозназначения, каковых в Петербурге 15 процентов. До сих пор не утверждено строительство таких крупных и важных объектов транспортной сети, как Западный скоростной диаметр, неясно, будет ли наземный скоростной экспресс. И при этом градостроители готовят план развития города вообще, с точки зрения его зонирования.

В итоге возникают разногласия, подобные тому, которое внезапно прорвалось наружу во время заседания правительства, когда выяснилось, что КГА предлагает переместить на окраины промышленные предприятия с почти двух тысяч гектаров земли в центре и в районах старого промышленного пояса. А КЭРППиТ делал программу только для центра (около 500 га). И если для переселения предприятий из центра нужно около 3 миллиардов долларов, то для реализации планов градостроителей, по оценке специалистов комитета экономического развития, 10 миллиардов. Но даже не это главное, а то, что программа переноса промышленности на окраины Петербурга, по признанию Юрия Ракова, буксует. До сих пор не удалось переселить ни одно предприятие. Можно ли в таких условиях закладывать в Генплан глобальную эвакуацию промышленности?

В общем, экономистов понять несложно. Однако градостроители тоже недоумевают. "Мы так и не получили четкого ответа: будет ли объединение двух крупнейших судостроительных заводов и создание вместо них новой современной судоверфи. Но мы же не можем фантазировать на этот счет!" - возмущается Виктор Полищук. Вопрос далеко не праздный. Наличие у федеральных властей программы создания судостроительных холдингов озвучил еще Илья Клебанов, будучи тогда министром промышленности. Даже объяснил механизм государственного воздействия на частные предприятия, чтобы побудить их к такому слиянию. Проект строительства оборудованной по последнему слову техники судоверфи вместо морально устаревших предприятий начал обсуждаться еще в середине девяностых. Но если его реализовывать, надо резервировать огромные территории на побережье (никому не придет в голову закрывать действующий завод и строить новый на его месте). А если никаких перемен не будет, тогда ту же землю можно использовать для других целей. А иначе получится, как с участком для строительства подстанции в Центральном районе. В прошлом Генплане земля была выделена, потом, когда потребность в электроэнергии в городе падала, ее благополучно продали, а теперь в центре нет возможности присоединять новых потребителей и нет свободных мест, чтобы строить подстанцию.
Так что нынешний Генеральный план делается в значительной степени умозрительно. Так, как хотелось бы видеть город градостроителям. Например, рассчитан он будет на население 5 миллионов человек при нынешних 4,7 миллиона и проблематичном росте числа жителей (то есть с запасом). Предполагается резко увеличить число рабочих мест - на 1 миллион. При этом жители должны перемещаться из старых "спальных районов" в центр и в пригороды, и рабочие места планируется создавать в первую очередь там же. Новые места для работы должны быть скорее офисными, поскольку прогнозируется увеличение площади деловых помещений с 40 до 75 миллионов квадратных метров, а промышленных только с 32 до 35 миллионов. Новое жилье - малоэтажным (предлагается построить 40 миллионов квадратных метров многоэтажек и 20 миллионов квадратных метров коттеджей).

Что все это, похоже, пожелания - понимают все. "Ничего, первый Генеральный план тоже не был до конца выполнен", - успокоил участников заседания правительства депутат Законодательного собрания Владимир Гольдман. - Но принимать документ надо, чтобы было можно разрабатывать градостроительный регламент". Так и порешили. На разработку самого генерального плана градостроителям отвели еще год. И не больше, ибо в 2005 году прекращает официально действовать старый генплан, который на деле, как признала губернатор, умер еще лет десять назад.

РГ , 19.07.2004



Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru