Лениградская Правда
28 MARCH 2024, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
ДелуЛужкова верна!
23.07.2004 00:01

Долгих полтора года всем и каждому объясняли: Валентина Матвиенко прислана в Санкт-Петербург президентом, проводит его политику и просто так ничего не делает и не говорит. В том числе и о возможном переселении федеральных учреждений - конкретно, судебной власти РФ - на берега Невы, про которое говорят уже несколько лет. Но неделю назад имидж сработал против питерской градоначальницы.

В речи, обращенной к президенту Американской торговой палаты в России Эндрю Сомерсу, председателю Совета директоров палаты Ричарду Броди, руководителям компаний "Дельта Капитал", "Альфа Капитал", "Юнайтед Текнолоджис", "Хьюлетт Паккард" и др., проблема переноса столичных функций стала только одним из пунктов разговора. Причем далеко не самым главным. Матвиенко говорила с американскими бизнесменами о новой сцене Мариинки, о развитии аэропорта "Пулково", о новом морском пассажирском комплексе, способном принимать огромные круизные лайнеры прямо в центре города, о Западном скоростном диаметре, о платном автобане Москва - Питер и многом другом. И лишь попутно Валентина Ивановна заговорила о статусе города. Дескать, объединение с Ленинградской областью в один субъект Федерации в ближайшие годы неактуально, а вот часть полномочий столицы непременно будет получена Санкт-Петербургом.

Последний тезис и обернулся конфузом - вплоть до официальных опровержений премьера Фрадкова и заявлений самой Матвиенко: "Меня не так поняли". Поняли ее действительно не вполне. Задача ведь стояла - не смущать умы россиян, а убедить американцев в прекрасном будущем Петербурга. Для чего, очевидно, требовалось во что бы то ни стало повысить ранг разговора - создать ощущение, что все либо уже решено, либо вот-вот решится. Отсюда и намек на готовое решение правительства, и другое любопытное заявление губернатора - якобы некая крупная компания в ближайшие две недели перерегистрируется в Петербурге и принесет городской казне не меньше 70 миллионов долларов дополнительной прибыли.

Лови консультанта!

Для Смольного, как ни странно, весьма кстати и сам скандал, и направленность начавшихся разговоров (поедут ли на Север суды, как скоро и поедут ли вообще). На задний план отошла крупная неудача городского правительства, которая, по одной из версий, и обусловила чрезмерную активность Валентины Матвиенко в общении с американцами.

За четыре дня до того, как губернатор Матвиенко появилась на ежегодном заседании торговой палаты США, в Питер заглянул глава Минэкономразвития Герман Греф. Он наведывался на строительство порта в Усть-Луге, но земляки улучили момент и позвали министра взглянуть на главный из упомянутых выше проектов - Западный скоростной диаметр (ЗСД). С помощью этой магистрали Смольный хочет связать северный и южный участки кольцевой автодороги (КАД), действующий Морской порт и новый морской пассажирский комплекс. Фактически речь идет об эстакаде, которая пройдет над водой гораздо ближе дамбы, над самым устьем Невы, и обойдется в 52 миллиарда рублей. 18 из них правительство Петербурга намеревалось взять из федерального бюджета. Причем уже в 2005 году город планировал получить 2,9 миллиарда и еще 5,5 млрд. - в 2006-м.

Герман Греф идею поддержал, но денег не дал. "Даже не просите. Можно говорить об участии федерального центра с 2006 года. В лучшем случае", - отрезал министр. Посоветовал приходить, когда отыщется крупный западный консультант, придумает, как привлечь деньги, и - по выражению Грефа - "пройдет ногами всю трассу". Министр намекнул, что Правительство РФ лучше вошло бы в дело гарантиями, а не средствами, и заметил: "Два объекта одновременно - и Западный диаметр, и КАД - мы не потянем".

Не в характере Валентины Матвиенко мириться с поражением. Через три дня, 14 июля, она вылетела в Москву с "финансовым" вице-губернатором Михаилом Осеевским и направилась прямиком в Администрацию президента. По некоторым данным, хотела пробиться к "самому", однако пришлось ограничиться беседой с главой Администрации Дмитрием Медведевым. Но и у того, судя по всему, управы на правительство не нашла. В противном случае, вернувшись тем же вечером в Питер и отправившись к американцам, не преминула бы похвастаться: "Я только что решила вопрос с финансированием первой очереди диаметра".

Мимо губернатора

Сложно сказать, в самом ли деле хозяйка Смольного рассчитывала выхлопотать для Питера дополнительные миллиарды или же действовала по принципу "просить больше, тогда дадут хоть что-нибудь". Ведь сооружение той же дамбы сейчас застопорилось. Как и прогнозировали "МН" (см. "Стройка особого режима" N 49, 2003г.), из необходимых на текущий год 900 миллионов рублей строители получили отведенные Государственной думой 150 миллионов - и сидят в ожидании средств. Такими темпами комплекс защиты Петербурга от наводнений вряд ли успеют доделать к 2008 году.

Ожидалось, что финансирование федеральных строек и последних задумок питерского правительства станет предметом разговора Президента России и губернатора 16 или 17 июля, когда Владимир Путин приложится к иконе Тихвинской Божьей Матери и посетит раскопки в Старой Ладоге. Однако президент, два дня кряду пересаживавшийся в аэропорту Пулково с самолета на вертолет, не повидался с Матвиенко и не перекинулся с ней даже парой слов. Вкупе с заявлениями пресс-службы Смольного ("В рабочий график Валентины Матвиенко не входит поездка в Тихвин"; "Предполагаемая встреча Матвиенко и Путина может состояться только в том случае, если президент сам инициирует такую встречу") это обстоятельство вызвало множество пересудов. Ведь накануне путинского визита информагентство "Росбалт", близкое к органам власти СЗФО, со ссылкой на пресс-службу главы государства сообщало, что "запланированы встречи президента с губернаторами Петербурга и Ленинградской области" и что "во время беседы с губернатором Санкт-Петербурга речь пойдет об инвестиционных проектах и строительстве КАД".

Для всякого, кто помнит живое участие Владимира Путина в судьбе Валентины Матвиенко, ситуация немыслимая. Если считать, что Матвиенко, рассказывая американцам про столичные функции, поторопилась или проговорилась, имеет смысл полагать случившееся своего рода наказанием. Хотя вероятно, что президенту и губернатору сегодня попросту нечего друг другу сказать.

Предел любви

Когда Петербург выбирал себе губернатора, у сторонников Матвиенко был совершенно убойный аргумент: ей президент деньги даст, а другим - вряд ли. Реакция Грефа (а еще раньше, во время Петербургского экономического форума, губернатор с аналогичной просьбой - и, похоже, с тем же результатом - обращалась к Михаилу Фрадкову) - едва ли не первый случай, когда федеральный центр отказал ставленнице Путина.

Резонов у российского правительства много. Экономические перспективы страны туманны. Затевать стройку в Финском заливе, пока нет работающей дамбы, небезопасно: а вдруг сильное наводнение? Кроме того, появление ЗСД обесценит строительство Западного полукольца КАД. Зачем ехать в объезд через Кронштадт, если город можно пересечь напрямую с ветерком (пусть и за деньги)?

Главное же, что правительство Петербурга сейчас берется одновременно за реализацию огромного количества масштабных и очень затратных проектов. В три ближайших года предстоит достроить кольцевую дорогу и дамбу. Кроме того, Смольный собрался радикально обновить свои инженерные, тепловые и электрические сети (только на реконструкцию и строительство подстанций и прокладку кабелей планируется истратить около 40 миллиардов), реконструировать восемь объектов культуры на средства МБРР (см. "МН" N 21). Плюс ЗСД, плюс Морвокзал на новых землях, намытых в Финском заливе (ориентировочная стоимость около 6 млрд. рублей), плюс ветхое и аварийное жилье, плюс новые станции метро... И почти по каждой позиции городские власти рассчитывали на федеральные субсидии.

Когда-то Путин должен был сказать своей ставленнице "стоп". Похоже, пора пришла. Вполне возможно, что первая встреча в новом качестве для обоих будет нелегкой. Но то, что к новой роли привыкать придется, Матвиенко, видимо, уже поняла.

ОДИН ПЕРЕЕЗД РАВЕН...

Борис Вишневский


Обсуждая очередную волну слухов о якобы неизбежной передаче Петербургу столичных функций, никто не задается простым вопросом: а зачем их, собственно, передавать?

Первый вариант ответа - чтобы перенести Государственный архив, для которого сейчас, по словам министра финансов Алексея Кудрина, "перестраивается здание Сената". При этом Управление делами президента выживает из знаменитого здания Сената и Синода Российский государственный исторический архив (РГИА). С одной стороны, его переезд ставит под угрозу сохранность уникальных документов и на годы парализует работу РГИА, с другой стороны, десятки миллионов долларов собираются потратить на перестройку под новое архивохранилище бывшего здания Банка России на окраине города, которое в принципе не годится под "архивные" цели.

Выходит, один архив будут выселять, чтобы разместить на его месте другой? Но как в этом случае быть с постоянными заявлениями Валентины Матвиенко о якобы "неудовлетворительном техническом состоянии" зданий Сената и Синода и "отсутствии условий хранения" архивных документов, чем традиционно объяснялась необходимость выселения РГИА? Или здание, не подходящее для питерского архива, вполне подходит для московского?

Второй вариант ответа - чтобы перевести в Петербург высшие судебные инстанции страны. Но этот переезд, как не раз заявляло руководство судов, дезорганизует их работу на долгое время: набор нового аппарата, решение жилищных вопросов, оборудование помещений... Наконец, подавляющее большинство дел, рассматриваемых в высших судебных инстанциях страны, связано с действиями других высших органов власти - президента, правительства, парламента. И соответственно требует частого общения с ними, а также присутствия их представителей на заседаниях. Придется им непрерывно путешествовать "меж Москвой и Ленинградом", как в известной песне Александра Городницкого. И платить за все это будут налогоплательщики, а не авторы идеи наделения Петербурга "столичными функциями".

...Помнится, в губернаторской программе Валентины Матвиенко "Семь шагов" было написано: надо "протянуть руку дружбы Москве", чтобы "федеральным ведомствам было легко, удобно и приятно работать в Петербурге". Но результатом этой "дружбы" будет лишь увеличение числа федеральных чиновников, которых придется "пристраивать" на жительство в Петербурге, новые трудности с проездом по городу и дефицит билетов в поезде "Красная стрела".

Да и вообще говорить о наделении "новыми" функциями есть смысл лишь тогда, когда полностью справляешься со "старыми". Разве питерская администрация уже научилась решать проблемы содержания жилья, уборки улиц и дворов, наладила работу общественного транспорта, отремонтировала школы и детские сады и прекратила пресловутую "уплотнительную застройку"? Защитила финансовые интересы Петербурга, которые ежегодно ущемляются Центром? В последние годы налогово-бюджетные новации ежегодно лишают Петербург нескольких миллиардов рублей - но ни прежний, ни нынешний губернатор не осмеливается перечить Кремлю.

МН , 23.07.2004

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
01 02 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru