Лениградская Правда
29 MARCH 2024, FRIDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
На дороге все равны, но некоторые - равнее других
19.10.2004 00:01

Одна из наиболее неприятных для сотрудников ГИБДД проблем - наведение порядка в сфере уравнивания прав всех участников движения. С одной стороны, пропагандируется борьба с незаконным использованием спецсигналов и проблесковых маячков, с другой (с ведома автоинспекции) - появляются все новые лазейки, позволяющие некоторым водителям чувствовать себя на дороге неприкасаемыми.

 

Им велели...

 

Рассматривать очередную операцию ГИБДД по изъятию незарегистрированных мигалок и сирен у автомобилистов, которая проходит сейчас на питерских дорогах, как мероприятие, способное в корне изменить ситуацию, по меньшей мере, несерьезно. Действительно, маячки время от времени изымают, водителей привлекают к административной ответственности. По официальным данным ГИБДД, за первые восемь месяцев этого года к административной ответственности за неправомерное использование звуковых сигналов, предназначенных для спецтранспорта (милицейских и пожарных автомобилей, карет «скорой помощи»), были привлечены 164 должностных лица.

 

Однако если рассматривать проводимую ГИБДД политику в целом, то окажется, что на общую дорожную обстановку эти меры влияют слабо, поскольку направлена она не на уравнивание прав всех участников движения, а на выделение особой касты автомобилистов и отсечение от нее «самозванцев». Ведь в сущности своей операции типа «Спецсигнал» есть не что иное, как механическая отработка спущенных «сверху» приказов и распоряжений. Создается впечатление, что все происходит предельно просто: машину какого-то высокопоставленного чиновника подрезала машина с мигалкой, тот возмутился и позвонил знакомому генералу из ГУ ГИБДД, который, в свою очередь, спустил директиву в регионы. В регионах берут под козырек и изымают незарегистрированные мигалки.

 

Элитная иллюминация

 

Атрибуты принадлежности к элите существовали во все времена и у всех народов. Скажем, у индейцев таковыми были перья и татуировки, у африканских аборигенов - проколы тела в определенных местах. В России с появлением средств передвижения признаком элитарности стали лошади и экипажи. Позднее их заменили автомобили.

 

Со временем, когда автомобиль перестал быть роскошью, вопрос обозначения статуса усложнился. Поначалу, чтобы обозначить себя VIP-персоной, было достаточно приобрести дорогую иномарку. Позднее, с их широким распространением, и этого стало мало. К примеру, сейчас никого уже не удивляет «Мерседес-600» или «Шевроле-Сабурбан». (Исключение составляют совсем уж экзотические и очень дорогие автомобили - «Ферра-ри», «Роллс-Ройс», «Бентли», «Хаммер»...) И появилась необходимость придумывать что-то новое. Вспомнили об отличительных признаках спецмашин - сиренах и мигалках. Спрос родил предложение, и в свободной продаже появились синие проблесковые маячки, сирены и средства громкой связи (автомобильные «матюгальники»). Последние, кстати, в свое время получили широкое распространение во Владивостоке. Предприимчивые бизнесмены привезли туда из Японии снятые с кораблей громкоговорители. Автомобилистам это устройство пришлось по вкусу, и уже месяц спустя во время поездок водители могли по громкой связи комментировать действия своих коллег. Порой не совсем цензурно.

 

Примечательна история с одним питерским автолюбителем, который часто ездил за город на дачу и которого постоянно останавливали инспекторы на КПМ. В какой-то момент его срочно вызвали в город. Будучи не вполне трезвым (дача все-таки!), водитель понял, что добраться до места у него не получится. Недолго думая, мужчина взял из детской песочницы синее пластмассовое ведерко, прикрепил к крыше «Жигулей» и беспрепятственно миновал КПМ.

 

Вероятно, подобных (может, и не столь курьезных) проявлений наглости становилось все больше, и ГИБДД объявила войну мигалкам. Согласно действующему на сегодня законодательству право на использование проблесковых маяков синего и красного (или комбинированных - сине-красных) цветов имеют только машины «скорой помощи», правоохранительных органов, противопожарной службы, МЧС и высокопоставленных чиновников. При этом в соответствующем ГОСТе подробно расписано, в каких случаях можно использовать спецсигналы и какие преимущества они дают на дороге.

 

Выдает разрешение на мигалку и сирену глава местной автоинспекции (в нашем случае - начальник УГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Сергей Бугров). Правда, в приватных беседах сотрудники автоинспекции признаются, что выдать проблесковый маяк может и один из заместителей Бугрова.

 

Сказать, сколько сейчас в Петербурге автомашин, оснащенных спецсигналами, сложно. Однако, - по мнению специалистов, эта тенденция сейчас идет на спад. Появились новые, более «модные» отличительные особенности неприкосновенных.

 

Буквы круче цифр

 

Одним из признаков элитарности водителя стал госномер его транспортного средства. Среди автомобилистов ходит много слухов о том, что, дескать, если номер состоит из определенной последовательности цифр (например «666», «777», «999»), это гарантирует его владельцу полную лояльность со стороны сотрудников дорожно-патрульной службы. Сами инспекторы эту информацию полностью опровергают. (Впрочем, нельзя исключить ситуацию, когда сотрудник МРЭО за соответствующее вознаграждение выдаст водителю номер с тремя семерками, что, впрочем, никак не защитит последнего от остановок на дороге.)

 

Куда важнее цифр - серия номера (то есть его буквенная часть). Не секрет, что некоторые серии номеров изначально предназначались исключительно для высокопоставленных чиновников. Скажем, серия «000 78» устанавливалась на автомобили Смольного, а когда она закончилась, были введены серии «ООА 78» и «ОАО 78». В то же время номера серии «ООО» можно было встретить не только на машинах чиновников, но и на частных автомобилях. Например, на машине одного из сотрудников телевидения или известного шоумена. Как они их получили, неизвестно. По одной из версий, «неприкосновенные» номера им достались благодаря очень хорошим отношениям с высокопоставленными сотрудниками автоинспекции, по другой - были приобретены за некоторую сумму в иностранной валюте.

 

Наряду с сериями для чиновников особой популярностью год-два назад стали пользоваться бывшие милицейские серии. После приведения милицейских номерных знаков в соответствие с ГОСТом (они стали синего цвета) эти серии стали выдаваться простым автомобилистам. Во всяком случае, так говорят в ГИБДД. Это серии «ОММ 78», «ООМ 78» «ОКО 78» и самые «крутые» - «гаишные» - «ОТТ78» и «ОТТ47».

 

В то же время, если посмотреть машины, на которых сейчас красуются эти номера, появляется впечатление, что они были выданы в МРЭО, которое специализируется только на дорогих иномарках. Во всяком случае, ни «Запорожца», ни «лохматого» «Москвича» с номером серии «ОТТ» корреспондент «ТС» не видел. Как говорят в приватных беседах сотрудники ГИБДД, бывшие «милицейские» серии простым людям не выдавались, а были либо распространены среди приближенных руководства управления, либо распроданы. В то же время, опять же в самых приватных беседах, милиционеры говорят, что инспекторы таких водителей не любят. Правда, сказать точно, наказывают ли они их за нарушения, сложно. Можно лишь предположить, что если и штрафуют, то по минимуму.

 

Непроверяйки и общественный совет

 

Поговаривают, что сегодня уже и номера не являются признаком суперкрутизны. Последним признаком неприкосновенных стало членство в общественном совете при Управлении ГИБДД. Как вспоминают инспекторы ГИБДД, ранее численность петербургского общественного совета составляла примерно пять человек. Люди это были известные и уважаемые (например, один из них - Кирилл Лавров). Но совет разросся. Причем кроме действительно заслуженных людей зачастую инспекторы останавливают на дорогах восемнадцати-двадцатилетних водителей. За какие заслуги им удалось обзавестись «непроверяйкой» (а с такими водителями патрульные ДПС предпочитают вообще не связываться), остается только догадываться. Деньги? Связи? Какие-то заслуги перед обществом?

 

В общем, говорить о равенстве на дорогах не приходится. Просто на смену одним символам «випозности» приходят другие, гарантирующие водителю еще большую неприкосновенность и независимость от инспекторов ГИБДД на дороге.

 

Каков твой номер?

 

Нет у меня машины, не было и не будет, наверное. В четырехколесных делах и проблемах я, честно говоря, полный профан. По планете передвигаюсь на метро или маршрутке. Именно на этих видах транспорта я и добираюсь до автомобильного царства. Путь неблизкий - на перекресток Энергетиков и Блюхера, в салон «Автомир». По дороге вживаюсь в образ или в то, что на шпионском языке называется «легенда». Если опустить лишние подробности, то я - шестерка. Мой босс, некий загадочный бизнесмен, а возможно даже политик, в ближайшее время собирается приобрести новую (и, разумеется, импортную) машину. Но, на мою беду, взбрела в замутненную излишком денежных средств голову шефа блажь. Вынь да положь ему номер особенный, чтобы крутость тачки и ее владельца была, так сказать, официально зафиксирована и подтверждена металлическим прямоугольником над бампером. Как это сделать - вот в чем вопрос. В этом суть поручения моего мифического босса, к счастью совпадающего с моим журналистским любопытством.

 

Люди в форме

 

У ворот «Автомира» стоит будка, обитает в ней охранник. Излагаю историю о богатом и сумасбродном начальнике. Долгий оценивающий взгляд из окошка будки. И видимо, не заметив ничего подозрительного, человек в зеленой форме делится со мной ценными и почти секретными сведениями: «Иди в здание МРЭО ГАИ на второй этаж. Там сидят два милиционера. Спроси: «К кому тут по поводу «блатных» номеров?» Только не громко спрашивай - чтобы посторонние не услышали. Они все сделают». В дополнение общительный страж порядка сообщает, что номера можно сделать любые – «хоть с гербом российским, хоть какие», только деньги плати.

 

МРЭО ГАИ N 4 находится в том же здании, что и автосалон, только с торца. Двери все закрыты. На стук открывает весьма упитанный капитан милиции. Еще один офицер находится в глубине помещения, другой, в патрульной форме и с рацией, как раз в это время выходит из кабинета. Люди в синей форме гораздо менее доверчивы - откровенного разговора не получается. Возможно, капитана не впечатляет мой «неденежный» внешний вид, возможно, мешают посторонние - патрульный и находящиеся неподалеку девушки, которые оформляют кредиты на автомобили. Внутрь меня не пускают, а на расспросы отвечают односложно: «Номера присваиваются по порядку. Какой попадает, тот и достанется. Сделать ничего нельзя».

 

Юрий-первый, или Человек из подземелья

 

Прежде чем вернуться в редакцию, решаю заглянуть в подвальное помещение неподалеку. Вывеска у входа извещает, что данная фирма оказывает автомобилистам различные услуги, в том числе и в оформлении документов. Сотрудник по имени Юрий (не путать с «автомировским») сообщает, что помочь моему шефу они могут, «блатной» номер стоит 150 долларов. В том случае, если нужного номера (то есть собственно металлического прямоугольника с нужными цифрами) нет в наличии, придется подождать дней семь-десять - это время изготовления вожделенного автоатрибута: Если есть - никаких проблем.

 

Спросом у приблатненных петербуржцев пользуются «зеркальные» номера (например, «040», «020» и т. п.) и особенно «блатные» с одинаковыми цифрами («777», «111»). Выбор цифр на стоимость заказа не влияет - 150 долларов, и все.

 

На вопрос о гарантиях мне поясняют, что сомнения напрасны: «Вы поедете вместе с нами в МРЭО, и все сделают при вас». Деньги после стульев. Прикидываюсь полным лопухом и интересуюсь, почему мне отказали в самом МРЭО. Сотрудник фирмы по-отечески просвещает: «Конечно, без налитого стакана ничего не бывает. Нужны знакомства - просто человеку с улицы никто ничего не сделает». Как оказалось, тут оформляют номера не в МРЭО-4, а в МРЭО-5, на Казанской. Там, как поясняет Юрий, ставят на учет автомобили из всех районов города, причем по знакомству без очереди.

 

Вопрос о конкурентах из «Автомира» Юрия не удивляет. Похоже, об этой сфере деятельности автосалона наш собеседник осведомлен, а разницу в ценах объясняет так: «У всех свои расценки. Это же рынок».

 

Юрий-второй, или Человек, который решает вопросы

 

Несмотря на демпинговые цены в полуподвальной фирме, мой интерес к «Автомиру» не ослабевает. По телефону человек, который занимается «блатными» номерами, говорить отказывается и предлагает встретиться. Судя по голосу, он явно уступает в обаянии симпатичной брюнетке, но тем не менее я с удовольствием соглашаюсь.

 

Юрий в салоне «Автомир» занимает отдельный кабинет под номером 8. Путь туда ведет через другую комнату, где сидит миловидная секретарша. Девушка сообщает, что Юрий сейчас занят и просит подождать. Сажусь на мягкий кожаный диван и пытаюсь выяснить, с кем придется иметь дело. Интересуюсь для начала отчеством босса, на что секретарша отвечает: «Просто Юрий». По поводу должности с улыбкой сообщает «Решает всякие вопросы». Любопытство мое все растет, а попутно выясняется, что в данный момент Юрий решал вопросы с представителем правоохранительных органов. Когда в кабинет попытался войти еще один человек, девушка его тоже остановила. «Этот мент все еще там?» - спросил он и, получив утвердительный ответ, стал ждать.

 

Наконец появляется и сам хозяин кабинета. По внешнему виду Юрия сразу понятно -он действительно решает вопросы. Он больше напоминает представителя «крыши», чем сотрудника солидной фирмы. Короткие черные волосы, двух-трехдневная щетина, на руке золотой браслет в виде массивной цепи. Высокий, атлетического сложения, похож на бывшего борца. Говорит коротко и по делу. Автономерную сферу бизнеса в «Автомире», похоже, почти не скрывают. Кто я и от кого, Юрий даже не интересуется. С ходу вопрос: «Какой номер нужен?»

 

В последующей непродолжительной, но откровенной беседе, выясняю - автомировцы номер могут сделать любой. Прайс-лист, если бы он был, мог бы выглядеть следующим образом. Попроще, «зеркальный», - 100 долларов. Покруче, например, «111» - 300 долларов, «777» - 700.

 

Говорят, можно сделать и такой номер, чтобы «никто не останавливал». Но расценки на порядок выше. Государственный номер обойдется в 5000 долларов, синий ментовский - 8000 долларов. Оплата, разумеется, наличными. Но этот вопрос мы обсуждали не с Юрием, а с человеком, который как бы случайно подошел к нам на выходе из «Автомира».

 

Саму процедуру «ономерения» Юрий со свойственной людям его склада лаконичностью описывает следующим образом: «Все при вас сделают. Пригоняешь тачку, в течение часа оформляем документы, здесь же во дворе тебе прикручивают номер, платишь бабки и с новым номером уезжаешь». Двор, напомню, у автосалона и МРЭО N 4 - общий.

 

О том, что вся эта автодеятельность с точки зрения закона дурно пахнет, говорить, наверное, излишне. Также, как и о том, что оба Юрия своими доходами делятся с сотрудниками ГАИ - без помощи людей в погонах подобные коммерческие операции невозможны. Только аппетиты везде разные.

Тайный советник , 19.10.2004



Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
01 02 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru