Лениградская Правда
19 APRIL 2024, FRIDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Обратно дороги нет?
14.12.2004 00:01
На минувшей неделе чиновники неожиданно снова заговорили о строительстве высокоскоростной магистрали Москва - Петербург. Посол Испании Франсиско Хавьер Элорса Кавенгт на встрече с министром транспорта Игорем Левитиным заявил, что испанцы готовы выделить 1,3 млн евро на предпроектные работы. Общая стоимость прокладки новой железнодорожной трассы оценивается в 150 - 200 млрд рублей.

Появление испанцев объяснить можно: именно в Испании современные железные дороги строятся сейчас наиболее активно. Причем при финансировании работ используется "концессионная" модель. То есть государственная собственность передается на длительный срок частной управляющей компании. Впрочем, по какой схеме будет идти финансирование ВСМ, в правительстве пока не говорят.

Примечательно, что с предложением по ВСМ выступил Минтранс, а не железнодорожное ведомство. Эту нестыковку Российские железные дороги никак не комментируют. Но источник "Города" в РЖД пояснил: "Нам этот проект по большому счету не нужен и невыгоден. Мы готовы в нем участвовать только при условии, что ВСМ поддержит государство".

Идея первой российской ВСМ появилась еще в 1991 году. Тогда ею вдохновился Борис Ельцин. При его поддержке было создано РАО "Высокоскоростные магистрали", и под правительственные гарантии компания получила многомиллионные кредиты. Возведение скоростной трассы Москва - Петербург по тогдашнему курсу оценили в 5 млрд долларов. Идеологи ВСМ утверждали, что дорога на поезде до столицы займет лишь 3 часа, а стоимость билета не превысит 40 долларов. РАО "ВСМ" освоила полученные транши, погорела на дефолте, после чего ее деятельность стали изучать компетентные органы.

Инициатива Игоря Левитина о реанимации ВСМ в целом экспертами воспринята положительно. "Этот проект, конечно, со временем обязан быть реализован. Но когда появится высокоскоростная магистраль и при чьем участии - это большой вопрос", - говорит Юрий Федоров, начальник отдела перспективного развития ж/д транспорта Института "Гипротранстэи", одного из НИИ, который в 90-х занимался ВСМ.

Хотя специалистов смущает, что министр в качестве основного аргумента надобности трассы приводит высокий пассажиропоток между двумя столицами - до 6 млн человек в год. Сейчас на маршруте Москва - Петербург востребованы лишь две пары скоростных экспрессов. Есть вопросы и по заявленной смете проекта. Из нее выходит, что километр полотна обойдется примерно в 10 млн долларов.

- Мировой опыт показывает, что срок окупаемости подобных проектов 25 - 30 лет. При этом строительство одного километра трассы стоит 9 миллионов долларов, - объясняет Юрий Федоров. - Но при учете параметров, принятых в Европе, надо учитывать, что на Западе города-миллионники расположены гораздо ближе друг к другу и уровень жизни в мегаполисах примерно одинаков. Поэтому там и востребованы скоростные поезда, которые отправляются с интервалом 8 - 10 минут. У нас же на линии Москва - Петербург пока вполне достаточно 4 - 5 пар скоростных поездов.

Если ВСМ начнут все-таки проектировать, то, скорее всего, за основу возьмут прежний вариант трассы - то есть параллельно действующей железной дороге, в обход населенных пунктов. Однако у новых проектировщиков могут возникнуть проблемы. Если 10 лет назад земля под ВСМ жаловалась указом Ельцина, то теперь придется договариваться с десятками собственников. "Согласование проекта отнимет сейчас гораздо больше времени. Те наработки, которые мы готовили для РАО "ВСМ", уже полностью устарели. К тому же изменилось законодательство. Поэтому, по сути, весь проект придется писать заново", - объяснили "Городу" в НИИ "Ленгипротранс".

Есть и другая проблема, которую придется решать новым вдохновителям ВСМ. Котлован у Московского вокзала, который изначально предназначался для возведения вокзала, был изъят у РАО "ВСМ" за долги, и теперь там должны построить деловой комплекс. В Смольном "Городу" сказали, что догадываются о намечающейся проблеме и соответствующим структурам уже дана команда искать из нее выход.

- Проект ВСМ никто не отменял, но пока это не означает, что строительство продолжается в настоящий момент, - говорит Максим Соколов, председатель комитета по инвестициям и стратегическим проектам Смольного. - Сейчас комитет по градостроительству и архитектуре совместно с ВСМ должны найти альтернативный вариант размещения вокзального комплекса. В случае реализации - в неопределенном будущем - проекта ВСМ часть вокзального комплекса Московского вокзала, обслуживающая пригородные поезда, может быть переориентирована для обслуживания ВСМ.

Эксперты сходятся в том, что при стабильном финансировании ВСМ реально построить за пять лет. А если вести стройку синхронно с возведением автобана Москва - Петербург, то, по мнению Левитина, удастся сэкономить до 20% средств. Вопрос только в том - хватит ли заинтересованных инвесторов на два мегапроекта сразу.
Город , 14.12.2004



Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01 04
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru