Лениградская Правда
28 MARCH 2024, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Терминаторы
12.05.2005 00:01

Очередной питерский "проект века", о планах по реализации которого уже рассказывала "Новая газета", набирает обороты. Премьер Михаил Фрадков подписал распоряжение о начале строительства морского пассажирского терминала на западе Васильевского острова, а губернатор Валентина Матвиенко успела даже обсудить вопрос с Владимиром Путиным, назвав проект в числе приоритетных для города. В июле собираются начать работы по намывке новых территорий и по углублению акватории. Уже прошел конкурс среди подрядчиков для "намывки", а в ближайшее время таким же путем определят будущих производителей дноуглубительных работ. Часть затрат профинансирует федеральный бюджет, остальные деньги в этот бесспорно окупаемый проект вложат инвесторы. Пройдет несколько лет - и город получит современный морской вокзал, сотни тысяч туристов, новые жилые кварталы и бизнес-центры, приток налогов в бюджет... В общем, обещания городских властей и управляющей компании "Морской фасад" звучат очень даже заманчиво - правда, стоит вспомнить, что РАО "ВСМ", затеявшее строительство транспортно-коммерческого комплекса на Лиговке, было столь же щедро на посулы.

Общественные слушания, связанные с новым проектом, проходили в два этапа. Вначале жителям Васильевского острова объяснили, что речь идет о намывке небольшого искусственного острова под терминал, пообещав оборудовать нормальную зону отдыха - благоустроить набережную и намыть новый пляж. Через полгода выяснилось, что намывать собираются не 45 гектаров, а в десять раз больше - 450 гектаров. Что набережная, если и будет, то через полтора километра от нынешней береговой линии. И что на новых территориях разместятся не только вокзал и гостиница, но и два огромных жилых квартала общей площадью более миллиона квадратных метров, где будет жить около 27 тысяч человек.

Заметим: информация о вторых слушаниях, на которых жители Морской набережной с удивлением узнали, что их ждут не временные неудобства, а радикальное изменение условий проживания, была опубликована лишь в одной газете. Да и само мероприятие было организовано так, что рядовые граждане высказать свое мнение о проекте не смогли. Хотя нетрудно догадаться, что мнение это у них было, ведь после того как начнется намывка территорий и новое строительство, нынешние квартиры "с видом на залив" начнут дешеветь, а компенсировать убытки их жителям никто не собирается...

Впрочем, в проигрыше окажутся не только они, но и все василеостровцы, проводившие погожие дни и вечера на берегу Финского залива. Зимой - катались на лыжах, летом - гуляли, загорали, купались, пили кофе и пиво в прибрежных кафешках. И надо сказать, что эту стихийную "зону отдыха" пытались спасти - изначально муниципальный совет "Морской", на территории которого предполагается возводить терминал, предлагал строить его южнее гостиницы "Прибалтийская", там, где берег по-настоящему дик. Однако инвесторы отказались - и депутатам выкручивали руки до тех пор, пока они не приняли единственно правильное решение (что характерно: те, кто сопротивлялся всерьез, в новый совет на выборах, проходивших в декабре 2004 года, уже не попал).

Почему нельзя было передвинуть терминал? "Это привело бы к удорожанию проекта", - объяснял на первых слушаниях один из его последовательных лоббистов депутат ЗакСа Владимир Барканов. Впрочем, скорее всего причина в другом: место под терминал изначально выбирали таким образом, чтобы иметь возможность намыть дополнительные участки по обе стороны от него. Стоит напомнить, что после того как были обнародованы планы строительства терминала, эксперты заговорили о том, что подобный проект вряд ли когда-нибудь окупится: специалисты считают, что обслуживание чисто пассажирских перевозок нерентабельно. А вот продажа пятен под застройку (судя по официальным документам, "Морской фасад" не намерен самостоятельно застраивать намытые территории) может принести неплохие доходы управляющей компании.

Заметим: если бы "Фасад" не выступил с идеей строительства терминала, а добивался права намыть территории исключительно под жилье, ему бы это вряд ли удалось. "Проект государственной важности", который, как обещает компания, позволит привлечь в город и страну сотни тысяч туристов и увеличит поступления в бюджет, стал своего рода "локомотивом". И уж к нему можно было пристегивать любые "вагончики"...

Другое дело, что "вагончики" эти способны сильно притормозить продвижение "поезда". Управляющая компания обещает, что уже в 2008 году туристические лайнеры будут швартоваться на Васильевском острове. Но при этом, согласно планам той же компании, намыв территорий должен завершиться в 2009-м, а строительство жилых комплексов - в 2015 году.

То есть в течение семи лет, если не больше, лайнеры будут приплывать в центр гигантской строительной площадки: нетрудно представить, сколь сильные впечатления от знакомства с северной столицей останутся у приплывающих сюда туристов... впрочем, скорее всего не останутся. Даже при применении суперсовременных технологий намывки территорий строительство на них можно начинать не ранее, чем через 9-18 месяцев после завершения работ, поэтому сроки, заявленные компанией, скажем так, не вполне реалистичны.

С другой стороны, и власти города вряд ли будут настаивать на том, чтобы компания форсировала возведение терминала. Они же хотят показать Санкт-Петербург лицом - а то, что неизбежно увидят подплывающие туристы, скорее можно сравнить с другой частью тела...

Тем не менее городские власти самым активным образом лоббируют проект - спрашивается, почему? Может быть, он сулит городу небывалую прибыль? Давайте разберемся.

Если говорить о прибыли от строительства нового терминала, то, как уже сказано, от чисто пассажирских перевозок большой прибыли не получишь. К тому же неизвестно, насколько "бурный поток" туристов хлынет в Петербург, даже и узнав, что там построен современный морской вокзал. Куда больше их будет интересовать наличие традиционной для туризма инфраструктуры - современных (в том числе и недорогих) гостиниц, удобного общественного транспорта, магазинов и кафе. А также - криминогенная обстановка в городе. У нас с этим все в порядке? Или не совсем? Конечно, получить прибыль можно было бы от грузоперевозок, но совмещение в одном терминале перевозок пассажиров и грузов невозможно, а если отказаться от пассажирских перевозок, то сразу рушатся все заявления о притоке туристов и новом "окне в Европу". И вообще, грузовой порт следовало бы строить подальше от жилых кварталов.

Если же говорить о прибыли от строительства нового жилья, то она вполне возможна. Скорее всего, купить квартиры в этом месте - с видом на залив - желающие найдутся. И, возможно, их не отпугнет даже печальная участь их предшественников - нынешних обитателей Морской набережной, которые тоже покупали квартиры с видом на воду и солнечный закат, не рассчитывая, что через несколько лет из их окон будет открываться только вид на новые кварталы и новый терминал. Вот только получит эту прибыль вовсе не город, а те, кто будет распоряжаться намытыми территориями и строить там это самое жилье. Городу же придется нести сплошные расходы.

На строительство школ, детских садов, поликлиник и другой "социальной инфраструктуры". На прокладку новой дорожной сети или расширение старой. На строительство нового моста (или мостов) - Васильевский остров и так напоминает ловушку для автомобилистов, пытающихся выехать оттуда на Большую землю. На строительство уже широко разрекламированной новой станции метро "Шкиперская". И так далее.

Понятно, что "Морской фасад", или те застройщики, которые будут возводить жилые кварталы, тратить деньги на эти цели не намерены - у них просто нет таких средств. Инфраструктура, необходимая для обустройства нового района, будет стоить никак не меньше миллиарда долларов. А то и больше: достаточно сказать, что центральная часть Западного скоростного диаметра (а представители компании утверждают, что именно ЗСД свяжет "водные" кварталы с Большой землей) стоит 1,9 миллиарда.

Кто и где будет добывать финансы, необходимые для реализации проектов, которые заведомо не принесут прибыль? Найти ответ на этот простенький вопрос не пытаются ни губернатор, ни депутаты. Может быть, потому, что к тому времени, когда кварталы начнут расти и придет пора вкладывать средства в социальные и дорожные объекты, власть в городе уже успеет смениться и расхлебывать заваренную кашу придется не ей?

"Городу нужно новое жилье!" - могут заявить сторонники проекта. Спору нет, нужно. Но жилье можно строить и в другом месте. Возможно, оно не получится таким "элитным", как на краю Васильевского острова, и не принесет такие прибыли. Но почему город должен так трогательно заботиться о прибылях застройщиков?

Речь, между тем, идет не о строительстве магазина или автостоянки. Речь идет о серьезнейшем изменении внешнего облика Петербурга, того, который действительно является его морским фасадом. В готовящемся сейчас новом генеральном плане развития города это строительство не предусмотрено (естественно, не предусмотрено и в старом генплане).

Но стоит начать намывку - и город станет заложником проекта: остановить его будет практически невозможно.

Не это ли имеют в виду те, кто требует скорейшего начала новой "стройки века"?

Новая газета-СПб , 12.05.2005



Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
01 02 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru