Скоростной электропоезд ЭР-200, полная модернизация которого проведена на Октябрьском электровагоноремонтном заводе, вышел на линию между обеими российскими столицами. Этот и аналогичный с ним состав будет преодолевать 650-километровое расстояние за 4 часа 47 минут, обслуживая трассу по ежедневному графику. Одновременно пассажиры смогут воспользоваться услугами изготовленного вагоностроителями Твери "Невского экспресса", который проводит в пути 4 часа 55 минут. Кроме того, на линии Санкт-Петербург-Москва продолжает курсировать поезд "Аврора". Таким образом, первая российская магистраль, 150-летие которой отмечают ныне железнодорожники страны, в начале 21 века получила статус скоростной и специализируется отныне на пассажирских перевозках. Грузовые эшелоны переведены на обходные перегоны, а главный ход Октябрьской железной дороги отдан целиком пассажирскому сообщению. Этому этапному событию в истории трассы-юбиляра предшествовала ее крупномасштабная реконструкция - здесь, к примеру, уложен новый "бархатный" путь, построены новые искусственные сооружения, модернизированы системы энергетики, связи и диспетчерской сигнализации.
Завершение этой сложной и длительной работы должно было быть ознаменовано выходом на трассу первого отечественного высокоскоростного поезда "Сокол-250", который согласно предварительным планам должен был летом 2001 приступить к опытным пассажирским перевозкам. Однако научно-технический совет МПС РФ отложил введение в эксплуатацию "скорохода" - плановые испытания "Сокола" решено продолжить до конца нынешнего года.