Сегодня представители петербургского УФСБ передали в музей конструкторского бюро "Рубин" рассекреченные документы из истории отечественного подводного кораблестроения. В церемонии приняли участие генеральный конструктор "Рубина" Игорь Спасский и начальник УФСБ Сергей Смирнов.
Документы, имевшие гриф "совершенно секретно" были рассекречены только в этом году. В столетней истории конструкторского бюро были печальные моменты. В середине 20-х - начале 30-х годов блестящая группа корабельных инженеров, работавшая в инженерно-техническом бюро на Балтийском заводе (прародителе "Рубина") подверглась репрессиям. В результате двух судебных процессов, 1929 и 1930 годов, они были осуждены и приговорены к высшей мере наказания, которая была заменена на 10 лет лагерей. В 1931-1932 гг. многие из этих людей были досрочно-условно освобождены и возвращены к прежней деятельности, которая с этого момента осуществлялась под контролем окружного ОГПУ. Об этом периоде истории конструкторского бюро "Рубин", по словам Игоря Спасского, почти ничего не известно. А переданные петербургским УФСБ документы рассказывают как раз о том времени: годовой отчет экономического управления особого технического бюро Балтийского завода, показания репрессированного первого начальника бюро Бориса Малинина и предложения по развитию подводного кораблестроения инженера Максимова, репрессированного, но затем досрочно-условно освобожденного для работы в бюро.
Давая оценку этому периоду деятельности органов госбезопасности, Сергей Смирнов признал, что действительно это печальные моменты нашей истории, однако нельзя не отметить и определенную эффективность подобной практики, когда репрессированных привлекали к исследовательской деятельности. В свою очередь, Игорь Спасский согласился, что действительно в какой-то мере "политика органов госбезопасности двигала прогресс".