Председатель Ассоциации контрольно-счетных органов РФ Сергей Степашин направил в петербургский парламент справку, содержащую сравнительный анализ двух альтернативных проектов закона "О Контрольно-счетной палате Санкт-Петербурга". Один законопроект подготовлен КСП Санкт-Петербурга совместно с рядом депутатов, другой - Бюджетно-финансовым комитетом городского парламента. Результаты проведенного Ассоциацией сравнения показывают, что указанные проекты отражают два принципиально различных взгляда на роль и место внешнего государственного финансового контроля и, соответственно, реализующих его контрольно-счетных органов в государственном управлении современной России.
Проект, предложенный КСП Санкт-Петербурга, отмечается в справке, соответствует подходу к организации внешнего государственного контроля, принятому в высокоразвитых демократических правовых государствах и зафиксированному в международных документах, таких как Лимская декларация руководящих принципов контроля 1997 года. Основные положения проекта также полностью соответствуют положениям федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации", закона "О Контрольно-счетной палате Москвы", других законов о контрольно-счетных органах, принятых в большинстве субъектов РФ. Основополагающие положения законопроекта, разработанного КСП Санкт-Петербурга: организационная и функциональная независимость КСП (КСП является юридическим лицом); коллегиальность рассмотрения вопросов планирования и организации работы КСП; самостоятельное построение деятельности на основе годового и текущих планов; гарантии профессиональной независимости председателя, заместителя председателя и аудиторов КСП. В соответствии с проектом, средства на содержание КСП должны предусматриваться в бюджете города отдельной строкой.
В справке Ассоциации контрольно-счетных органов РФ указывается, что законопроект, предложенный КСП Санкт-Петербурга, в случае его принятия, укрепит правовой статус палаты как независимого органа внешнего финансового контроля и в целом позволит Законодательному собранию Санкт-Петербурга более успешно проводить бюджетную политику в городе.
Законопроект "О Контрольно-счетной палате Санкт-Петербурга", подготовленный Бюджетно-финансовым комитетом городского парламента, рассматривает КСП лишь как структурное подразделение парламента, основное предназначение которого - выполнение поручений Собрания и, прежде всего, БФК. С.Степашин обращает внимание петербургских парламентариев на то, что данный проект не способствует профессиональной независимости деятельности палаты и ее руководства.