Сразу после пропажи ценностей из эрмитажной коллекции в Петербурге многие ждали, что Агентство по культуре задумается, не снять ли директора музея с должности. Но этого не случилось.
- Мы наложим все необходимые взыскания на руководство Эрмитажа, которые нужно сделать, - напустил тумана непосредственный начальник Пиотровского Михаил Швыдкой.
Начальник Управления культурного наследия Роскультуры Анна Колупаева была более конкретна:
- Пиотровскому будет объявлен выговор.
Кстати, у директора Эрмитажа он будет уже четвертым, и вновь за кражу из музея.
- В Эрмитаже не соблюдались приказы Минкульта о хранении ценностей и собственные приказы и правила, - пояснила Колупаева.
Однако вопрос о соответствии Пиотровского должности вовсю обсуждается в Петербурге. Поводом для этого послужил даже не сам факт кражи, а ставший очевидным бардак в хранении. Но у очевидных резонов в пользу отставки Михаила Борисовича есть и не менее очевидные возражения.
ДОВОДЫ
В пользу отставки
- Учет ценностей в музее налажен плохо, что подтверждает проверка Росохранкультуры.
- Кражи из Эрмитажа, увы, не столь уж редкое явление.
- Пиотровскому ставят в упрек то, что он относится к музею как к своей личной вотчине, а не как к учреждению, которым он нанят руководить.
- В назначении Михаила Пиотровского на пост директора в 1992 году не последнюю роль сыграло то, что он был сыном предыдущего руководителя Эрмитажа Бориса Пиотровского.
- В музее активно ходят слухи о «продолжении династии»: якобы племянник Михаила Пиотровского, Юрий, может стать преемником на посту директора. О «наследнике» сообщают, что он трудится в отделе археологии Восточной Европы и Сибири, является хранителем коллекции Кавказа. Подтверждений этим слухам, разумеется, нет.
За сохранение должности - Нынешний директор Эрмитажа, без сомнения, наиболее влиятельная фигура в музейном сообществе России. Он пользуется непререкаемым и заслуженным авторитетом.
- Пиотровский сумел организовать выставочную работу так, что «гастроли» эрмитажных коллекций не только приносят прибыль, но и позволяют привозить в Питер ответные выставки из лучших музеев мира.
- Имя Пиотровского - само по себе бренд. Под него даются инвестиции, к нему тянутся спонсоры. Потеря Михаила Борисовича для Эрмитажа означает и потерю немалых денежных сумм.
- Пиотровский является популярной личностью с ярко выраженной харизмой. Он аристократичен и умен, его любят дамы и уважают мужчины. Фактически он - звезда.
ВОПРОС РЕБРОМ
Почему украденные ценности не страховали?
Как нам стало известно из источников в правоохранительных органах, нынешняя кража далеко не единственная в своем роде.
Крадут в Петербурге часто и по-крупному. Причем масштаб хищений ничуть не уступает «эрмитажному делу». Например, в прошлом году сотрудники «антикварного» отдела уголовного розыска ГУВД пресекли попытку контрабандистов вывезти за рубеж полотно «Хасид» кисти Марка Шагала, которое ранее было похищено у одного частного коллекционера. По самым скромным оценкам, украденная картина «весит» более 1 миллиона долларов.
Сыщики говорят, что крупные кражи картин и других ценностей на астрономические суммы были и в этом году, но пока они не спешат предавать эту информацию гласности.
Между тем похищенные из Эрмитажа ценности не были застрахованы. И в этом нет ничего странного.
- Экспонаты страхуются, только когда покидают пределы музея, - объяснила нам руководитель пресс-службы Эрмитажа Лариса Коробейникова. - Когда они находятся в экспозиции или в хранилище, их не страхуют - это общемузейная практика. Да и когда экспонаты выезжают на выставки, суммы условны. Ведь если мы лишимся полотна Рембрандта, то какие деньги возместят потерю? Рембрандта уже нет в живых, новую картину он не напишет.
- Но ведь даже личное имущество можно застраховать от кражи, пожара или наводнения. Почему бы не сделать то же с музейным?
- Таковы правила. И это правила не Эрмитажа, а всех российских музеев.
- Работа хранилищ будет как-то меняться после кражи?
- Да, конечно. Хотя в старых зданиях трудно отделить хранилище от кабинета ответственного за него человека. Будет вводиться система контроля. Фиксироваться будут не только посетители, но и сам хранитель: когда он туда вошел, сколько пробыл. Кроме того, дирекция планирует несколько разгрузить хранителей, сняв с них ряд обязанностей и отказавшись от нескольких выставок. Для того, чтобы у сотрудников появилось время привести хозяйство в порядок.
Страхованием музейных ценностей в Петербурге занимается только одна компания - Ингосстрах. Вообще, по словам специалистов, страхование музейных экспонатов дело довольно-таки непростое, потому что их «сложно оценить». Ведь определить, сколько именно стоит старинный кубок или картина, очень непросто. При этом Ингосстрах занимается страхованием только экспозиций - того, что представлено в выставочных залах. Хранилищ это не касается.
Кстати, в Европе музейными экспонатами занимаются всего лишь несколько оценочных, которые привлекают для этого международного сертифицированного оценщика. Процесс этот весьма затратный и занимает немало времени.
ВЕРСИИ
Кому выгоден скандал
Пожалуй, многие специалисты сошлись во мнении, что при всей внешней сенсационности кражи в одном из главных музеев России - пустяковые. Судите сами - за 5 лет наворовали на 130 миллионов рублей (по 26 миллионов в год всего-то!). В то же время в Петербурге пропало полотно Шагала, сразу же оцененное на одном из западных аукционов в полмиллиона, но уже полновесных долларов. Итак, кому может быть выгоден шум вокруг Эрмитажа? Вот некоторые из версий…
Заинтересованная сторона | Что делают | Зачем это нужно |
Недруги-карьеристы г-на Пиотровского | Убирают конкурента на посту руководителя одного из основных музеев страны | Занять его место под солнцем |
Антикварная мафия (российская, а то и на стыке с международной) | Цель та же - убрать человека, мешающего их денежному «бизнесу» | Посадить в кресло Пиотровского своего человека, который резко повысит финансовые обороты «дела» |
Чиновники Роскультуры (именно их ревизия вскрыла недостачу в хранилище) | Опять же - убирают директора, который стал слишком часто иметь собственное мнение по важнейшим вопросам | Назначить более сговорчивого чиновника на это место
|
Многочисленные противники Пиотровского, имевшие с ним конфликты из-за своих планов на Эрмитаж и Дворцовую площадь | Снимают с занимаемой должности человека, который выступал против концертов на Дворцовой площади, проведения там фестивалей, парадов и проч. (очень денежных мероприятий) | Раз и навсегда решить эту проблему, освободить для своего бизнеса главную площадь города, убрав основного противника |
Претенденты на недвижимость Эрмитажа (крылья здания Главного штаба и проч.) | Убирают непобедимого в схватках за такие лакомые кусочки Пиотровского | Получить доступ к весьма дорогой недвижимости |
Военные | Убирают Пиотровского, который хочет выселить их из Главного штаба | Остаться в занимаемых исторических помещениях навсегда |
Сотрудники Эрмитажа | Подсиживают начальника, не повышающего зарплаты и проч. | Повышения зарплат, нормальных условий труда и хранения раритетов |
Музей (если ценности застрахованы) | Крадут ценности и продают их через ломбарды и аукционы, получая деньги в карман | Музей получает страховые выплаты |
КП-СПб ,
9.08.2006