Лениградская Правда
20 APRIL 2024, SATURDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Крупнейшие провалы российского ВПК
29.02.2008 16:49
В последние годы наши оборонные (высокотехнологические) отрасли преследовали финансовые успехи. Объем экспорта вооружений в прошлом году достиг 7 млрд долл. Были подписаны новые многомиллиардные контракты с Алжиром, Венесуэлой, Индонезией, Индией и прочими при активной поддержке Кремля и лично президента Владимира Путина. Портфель заказов (подписанных контрактов) на экспорт вооружения достиг 25 млрд долл.

Внутренний гособоронзаказ на закупку, модернизацию и разработку новой военной техники уверенно превысил уровень в 10 млрд долл. в год. Была утверждена госпрограмма по вооружениям до 2015 года с бюджетом в 5 триллионов рублей. Нарастал спрос на гражданскую продукцию ВПК. Будущее казалось вполне безоблачным, но бурный рост платежеспособного спроса выявил внутренние проблемы и дисбалансы в практически нереформированной советской отрасли, вызвав серьезный кризис.

1) Прошлой весной российская сторона официально объявила, что не сможет выполнить подписанный в 2005-м контракт с Китаем на поставку 34 военно-транспортных Ил-76 и четырех заправщиков Ил-78 ни по цене, ни по срокам, ни по количеству машин.

2) В августе стало известно, что не будет выполнен подписанный в 2004-м контракт на 1,4 млрд долл. на продажу Индии переоснащенного авианосца «Адмирал Горшков». По плану «Горшков» под именем «Викрамадитья» должен был осенью 2008-го войти в боевой состав индийского ВМФ, но теперь от индийцев требуют еще 1,5 млрд и обещают поставку в лучшем случае в 2013-м. Гендиректор крупнейшего в стране судостроительного предприятия «Севмаш» в Северодвинске Владимир Пастухов был прошлым летом уволен.

Поток рекламаций и скандалов нарастает.

3) Стало известно, что «Севмаш» не смог выполнить контракт с норвежской фирмой на постройку танкеров.

4) Алжир потребовал забрать 15 новопоставленных МиГ-29СМТ, сославшись на низкое качество отдельных узлов и деталей, часть из которых оказалась неновой или бывшей ранее в употреблении.

5) Индия отказалась принимать 5 противолодочных самолетов Ил-38, на которых по ее заказу в России была установлена поисково-прицельная система «Морской змей».

6) Индийцы также решили списать советские морские разведывательно-ударные самолеты Ту-142 (морской вариант стратегического Ту-95).

7) Еще Индия отказалась принимать модернизированную подлодку советской постройки «Синдувижай» (натовское обозначение — «Кило») после того, как во время испытаний в Баренцевом море новые крылатые ракеты «Клаб-С» не попали в цель.

У иностранных заказчиков есть возможности оказывать серьезное давление на наш ВПК.

8) Китай после истории с Ил-76 не подписывает с нами новые контракты и, собрав в Шэньяне с использованием российских компонентов по лицензии 95 истребителей Су-27СК, от закупки еще 105 комплектов в соответствии с соглашением от 95-го года отказался, сославшись на техническую отсталость российской машины.

В последние пару месяцев, словно в отместку, Индия подписала с США военные контракты на общую сумму до 4 млрд долл. на поставку 8 противолодочных P-8i на основе гражданского «Боинг-737» и 12 военно-транспортных самолетов C-130J. Конечно, наши могут продолжать поставки режиму Уго Чавеса в Венесуэле и странам-изгоям вроде Ирана и Сирии, но на конкурентном рынке работать все труднее.

Нашим военным, в отличие от иностранцев, выбирать не приходится. Многократный рост сумм оборонного заказа начиная с 2000 года не привел к росту закупок новой техники, так как параллельно росли цены. Бесконтрольно расходовать бюджетные средства у нас много проще, чем за границей, поскольку военные закупки практически полностью засекречены: обществу не сообщается полная номенклатура закупаемой техники, нет никаких официально открытых данных о закупочных ценах, нет никакого списка программ на разработку техники и стоимости каждой из них.

В результате с 2000 года было истрачено до 50 млрд долл, а реально, скажем для ВВС, закуплено всего 2 новых бомбардировщика Су-34 и 2 новых боевых вертолета Ми-28Н. Кстати, первые Су-34 и Ми-28Н до сих пор фактически обкатываются в центрах боевого применения и переучивания летного состава.

Новых межконтинентальных баллистических ракет «Тополь-М» в прошлом году закупили меньше, чем в последние годы правления Бориса Ельцина. Цена нового «Тополя-М» многократно выросла, а выпускать больше все равно бессмысленно, поскольку нет новых пусковых установок. Время от времени сообщается, что, к примеру, сделан «новый» стратегический сверхзвуковой Ту-160. Но, по правде, это на Казанском авиазаводе дооснащают советскими комплектующими советской сборки корпус и выкатывают «новый российский самолет». Нашим военным закупать современное западное вооружение до сих пор запрещено, хотя наши спецслужбы, пользуясь своим привилегированным положением, уже вовсю это делают.

С 1991 года определенная часть нашего ВПК жила неплохо, собирая на советской основе технику на экспорт. Иногда ее лишь для вида перекрашивали, и себестоимость такого «производства» составляла несколько процентов от продажной цены. Главной проблемой было подписать контракт и правильно поделить откат с представителями страны-заказчика и с отечественными начальниками.

Сегодня советских заделов все меньше, да и морально эта техника устарела на десятилетия. Оснащение отрасли также невозможно отстало, а обученных и дисциплинированных советских рабочих все меньше. Неудивительно, что «Севмаш» и другие срывают контракты — как военные, так и гражданские. Тем более, у управленцев нашего ВПК сохранилась вполне советская привычка: ухватить под любыми условиями заказ, а потом уже требовать под него дополнительные ресурсы и деньги, угрожая тем, что иначе все сорвется.
Павел Фельгенгауэр , 29.02.2008



Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01 04
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru