Лениградская Правда
29 MARCH 2024, FRIDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Кооператив "Озеро" переехал в Акулинино
1.07.2013 16:16
информацию о владельцах акулининских участков «Ведомости» взяли из реестра недвижимости, а о ландшафтах и постройках — с карт Google и Yandex, которые сопоставили с фото этих же объектов на сайтах архитектурных бюро и строительных компаний, работавших в поселке. В итоге получилась картинка, которая дает срез нынешней российской элиты: в Домодедовском районе на приволье собрались близкие Владимиру Путину руководители госкомпаний и госкорпораций, генералы ФСБ и бизнесмены еще ельцинского призыва.

Первопроходцы

В 1990-е в Акулинине было всего восемь жилых домов. Новая история поселка началась, когда в 2000-х компания Coalco миллиардера Василия Анисимова скупила земли окрестных совхозов — в общей сложности около 18 000 га. В Акулинине бизнесмену так понравилось, что он захотел оставить здесь участок себе, рассказывают старожилы. Еще несколько участков «застолбили» его знакомые: бывший пресс-секретарь Бориса Ельцина Сергей Ястржембский, спарринг-партнер Путина по дзюдо Аркадий Ротенберг и Владимир Якунин. К ним уже подтягивались остальные дачники.

Начальники
РЖД и "Транснефти"

Если после КПП взять правее, то метров через 700 можно увидеть парковку перед высокими воротами большого поместья. На участке почти в 7 га расположился комплекс из шести домов, включая хозяйственные постройки. Есть теннисный корт. В трехэтажном основном доме — бассейн, массажный кабинет, кинотеатр и оранжерея. Ближе к лесу, метрах в 100 от дома, — облагороженные пруды.

До февраля 2011 г. собственником участка значился сам Якунин, но затем земля была переписана на кипрскую Mirolo Investment Ltd. Mirolo — не чужая Якунину. По данным СПАРК, эта компания владеет петербургским ООО «Акулинино», которым руководит Сергей Башков. Он же возглавляет юридический департамент Venture Investments & Yield Management, инвестиционной и управляющей компании сына Владимира Якунина — Андрея.

"Мы все живем в реальном мире, и такая схема владения недвижимостью достаточно распространена как в мире, так и непосредственно в России», — заключает Якунин-младший.

В наследовании земельного участка такая схема ничего не упрощает, удивляется адвокат коллегии «Юков и партнеры» Марина Краснобаева, чаще недвижимость оформляется на офшоры из желания скрыть бенефициаров.

Кстати, принадлежавшая Якунину земля заложена: в выписке из реестра указано, что участок с 2011 г. в ипотеке у Транскредитбанка (до сентября 2011 г. РЖД была его основным собственником).

В Акулинине есть поместье и у семьи руководителя другой монополии — «Транснефти». 4,9 га на берегу местной речки Злодейки оформлено на Галину Токареву — супругу президента госкомпании Николая Токарева. На участке — дом с просторной верандой и балконом, по обе стороны от него — круговые дорожки. Еще две прямые расширяющиеся дорожки идут в сторону воды, где есть одно небольшое строение. «Транснефть» не ответила на запрос «Ведомостей».

Начальники "Ростеха"

Токарев и Путин в советские времена вместе служили в президентской резидентуре КГБ. На берегах Злодейки проживает и еще один их сослуживец — Сергей Чемезов, сегодня он гендиректор госкорпорации «Ростех». На него записано в Акулинине 6,2 га.

Участок Чемезова неправильной формы (в него вдается участок Ястржембского), он на треть покрыт лесом. У въезда выстроились в ряд метров на 100 хозяйственные постройки, ближе к реке — группа из трех домов, окруженных извилистыми дорожками. Два светлых двухэтажных дома с большими окнами видны с реки, от которой их отделяет невысокий забор.

С Чемезовым соседствует его заместитель в «Ростехе» — бывший губернатор Самарской области и президент «АвтоВАЗа» Владимир Артяков. Его участок поменьше — около 5 га. Вокруг трехэтажного дома с округлыми, напоминающими башни флигелями должен быть целый ботанический сад — барбарис, туя, сирень, чубушник, жимолость, лох серебристый (так говорится на сайте, где ландшафтный дизайнер представляет проект).

Через речку от Чемезова и Артякова владения еще одного замгендиректора «Ростеха» — Игоря Завьялова. На 9 га он выстроил дом в классическом стиле русской усадьбы с колоннами. Перед домом — фонтан.

«Чемезов действительно является членом некоммерческого партнерства “Петровские сады” в районе деревни Акулинино. Кроме того, на территории кооператива находятся земельные участки с постройками, принадлежащие его заместителям Завьялову и Артякову, — сообщил представитель “Ростеха”. — Расположены участки не на Рублево-Успенском шоссе, а в Домодедовском районе . Земля была приобретена около 10 лет назад и стоила тогда $3000 за сотку (против $120 000-130 000 за сотку на рублевском направлении). Силами собственников земля благоустроена, подведена вода, канализация, электричество, газ — так что ее стоимость естественным образом повысилась. На участках возводятся постройки по индивидуальным проектам». Представитель «Ростеха» подчеркнул, что собственность на землю и постройки руководство давно задекларировало — сведения находятся на сайте госкорпорации «практически с момента ее создания, где с ними вот уже более пяти лет может ознакомиться любой желающий».

Токарев, Чемезов, Якунин и Артяков знакомы семьями. Дочь Токарева Майя Болотова, сын Чемезова Станислав, сын Артякова Дмитрий и супруга Якунина Наталья вместе владеют Геленджикским курортным комплексом «Меридиан».

Генералы ФСБ

Сосед Завьялова — Алексей Беседа, сын руководителя службы оперативной информации и международных связей ФСБ генерал-полковника Сергея Беседы. У Беседы-младшего — 4,3 га. На спутниковом фото можно разглядеть два небольших дома.

Тридцатилетний Алексей Беседа в 2008-2009 гг. был гендиректором ЗАО «Бизнес сфера», у которого тот же телефон, что и у Coalco Анисимова. Секретарь по телефону Coalco подтвердила, что Беседа в прошлом руководил «Бизнес сферой». С января этого года Беседа-младший стал членом совета директоров ОАО «АвтоВАЗагрегат» — крупного поставщика «АвтоВАЗа».

В стороне от реки расположены участки родственников двух других генералов ФСБ. Они не так велики — всего по 75 соток. Один принадлежит Татьяне Крутовой, другой — Олегу Анатольевичу Грошеву.

Анатолий Грошев был заместителем руководителя службы экономической безопасности ФСБ, начальником управления «П» (контрразведывательное обеспечение объектов промышленности). Андрей Крутов — первый заместитель руководителя службы экономической безопасности ФСБ.

Представитель ФСБ сообщил, что Сергей Беседа никогда не имел участка в Акулинине, а Алексей Беседа совершеннолетний, «на госслужбе не состоит и предоставление сведений о его доходах и имуществе законодательством не предусмотрено». «Крутова, — говорится в ответе ФСБ, — длительное время работает в коммерческих структурах, в 2008 г. она действительно приобрела установленным порядком участок в Домодедовском районе… Соответствующие сведения Крутовым задекларированы согласно действующему законодательству. Строительство на участке не велось. Грошев был уволен в 2012 г. по достижении предельного возраста. В этой связи сведениями по поставленным в отношении него вопросам не располагаем».

Законодатели

Неподалеку от Якунина купил землю председатель Законодательного собрания Красноярского края Александр Усс. Строительство и работы на территории в 4,7 га еще не завершены, но видно, что дом намного скромнее, чем у соседей. В 1990-е Усс работал начальником правового управления администрации Красноярского края, а затем замглавы администрации; Анисимов был акционером Красноярского алюминиевого завода.

«Усс с Анисимовым знаком, как и со многими другими людьми, имеющими бизнес-интересы в Красноярском крае. К покупке земельного участка в Акулинине это знакомство не имеет никакого отношения», — уверяет знакомый Усса. По словам знакомого, Усс приобрел участок четыре года назад на вторичном рынке — и совсем недорого, поскольку продавцу срочно понадобились деньги. «Усс не стремился покупать участок ради связей, только после оформления сделки он узнал, что среди соседей немало известных людей. С ними он встречался лишь раз, на общем собрании участников партнерства», — настаивает собеседник «Ведомостей».

Бизнесмены

Среди обитателей Акулинина есть две фамилии, которые прогремели еще в ельцинские времена. Это Лисовский и Евстафьев. В Акулинине у члена Совета Федерации Сергея Лисовского — 5,3 га, а у Ирины Евстафьевой, супруги бывшего гендиректора «Мосэнерго» Аркадия Евстафьева, почти 9,8 га. Участок Евстафьевой тянется к реке, сейчас на нем почти завершен дом из стекла и бетона. Проектом предусмотрен большой бассейн с прозрачной стеной во всю его длину.

Евстафьев и Лисовский стали популярны в июне 1996 г. Будучи членами предвыборного штаба Бориса Ельцина, они оказались в центре скандала с "коробкой из-под ксерокса". По инициативе тогдашнего главы президентской службы безопасности Александра Коржакова и директора ФСБ Михаила Барсукова Евстафьева и Лисовского задержали на выходе из Белого дома, при них в коробке было около $0,5 млн. В итоге Ельцин встал на их сторону — активисты были отпущены, а Коржаков и Барсуков отправлены в отставку.

Почему не Рублевка

«По уровню здесь далеко не Рублевка, — сетует один из землевладельцев. — Участков застроено не более 20%. Нет магазинов, спортивных объектов, да и с инфраструктурой неважно: электрических мощностей не хватает, вода так себе, хорошо хоть газ провели».

Видеть такие поместья в 35 км от МКАД по Каширскому шоссе весьма странно, говорят риэлторы. Агентство Kalinka продает в Акулинине резиденцию с домом и постройками в дворцовом стиле площадью 4000 кв. м на участке в 0,6 га за $26 млн. Объект отвечает всем критериям роскошной подмосковной недвижимости, но расположение у него нетипичное, признает директор департамента загородной недвижимости Kalinka Юлия Грошева. «Все-таки подобные объекты предпочитают размещать на западном направлении, прежде всего на Рублево-Успенском шоссе: здесь безопасность, социум — родственники и друзья, инфраструктура, — продолжает Грошева. — А такие места, как Акулинино, подходят тем, кому социум не важен — к ним все нужные люди сами приезжают, или тем, кто хочет реализовать некий мегапроект в области недвижимости — построить собственную конюшню, гольф-поле или зоопарк. На Рублевке, конечно, найти большой участок труднее».

Чиновники высокого ранга, менеджеры госкорпораций и дружественные им бизнесмены часто не ищут общества, а, наоборот, желают от него отгородиться, им нужно уединение и собственный «контур безопасности», считает другой риэлтор: «Они говорят: пусть мы одни, но на просторе и под собственной охраной, в незасвеченном месте».

Недорого, но сердито

Участки в Акулинине продаются, и не слишком дорого. Например, агентство «Подмосковные вечера» предлагает 4,8 га без коммуникаций за 47,9 млн руб. — почти по 100 000 руб. за сотку. Цена обычная — примерно по $3000 за сотку продается земля без коммуникаций и по другим направлениям «третьего эшелона», говорит Анна Соколова из «Метриум групп». При этом участки размером 3-5 га под ИЖС в ближнем Подмосковье не пользуются большим спросом: для частника это слишком много, а для застройщика слишком мало. Такой участок интересен тем, кто собирается делать собственное ранчо, но таких покупателей надо поискать, объясняет эксперт.

«Мы купили землю в Акулинине, поскольку в планах девелопера был заявлен масштабный проект с конно-спортивным комплексом, различными спортивными и развлекательными объектами для детей, а получился обычный дачный поселок, — рассказывает один из владельцев. — Мы не стали строиться в Акулинине. Да, это хорошее дачное место — красивый ландшафт, удобно добираться, близко к Домодедову, но в таком формате мне неинтересно. Теперь жду удобного случая, чтобы продать участок. Мы узнали уже после покупки земли, что Аркадий Романович [Ротенберг] наш сосед. По-моему, он в Акулинине тоже ничего не построил. Я его даже не видел ни разу».

Но продать участок не так-то просто. Когда-то историю с поселком начинали пять-шесть человек, друживших семьями, они решили жить рядом, каждый на огромном участке — вокруг деревья, тишина и красивые пейзажи, рассказывает гендиректор Penny Lane Realty Георгий Дзагуров. Но с тех пор многое изменилось, и кое-кто сейчас не прочь продать свой участок — в базе Penny Lane есть несколько участков в Акулинине. «Мы как агенты при продаже столкнулись со сложностями уже при показах: еле въехали на территорию поселка. Предполагаю, в дальнейшем у нового владельца могут возникнуть сложности с получением необходимых разрешений на строительство и с самой стройкой — пропусками на машину и рабочих», — говорит Дзагуров.

Пустые участки было бы экономически целесообразно продать, например, под застройку таунхаусами, но старожилы поселка — Якунин, Ястржембский и другие могут этого не допустить, полагает Дзагуров. Возможности для противодействия у них есть — а сама ситуация, когда ты не построишься без одобрения влиятельных соседей, довольно распространена.

Дзагуров вспоминает, как один из крупнейших землевладельцев на Рублевке отказался выгодно продать часть своих земель под строительство 150-200 коттеджей, предпочтя, чтобы на этой территории появилось не более 20 особняков. Он выручил за землю в полтора раза меньше, но не допустил появления «муравейника» по соседству.

Так что на участки в Акулинине нужен мощный покупатель, которому будут рады и Якунин и Ястржембский, тот, кто впишется в диаспору, делает вывод Дзагуров. Зато можно быть спокойным: при таких соседях рядом с Акулинином не появится ни транспортная развязка, ни крематорий, ни многоэтажная застройка.

Многие обитатели Акулинина увлекаются охотой. В январе 2012 г. Сергей Ястржембский, Сергей Чемезов, Владимир Артяков, Игорь Завьялов, Сергей Лисовский и Рубен Варданян создали некоммерческое партнерство содействия развитию природоохранной зоны"Времена года" (по данным СПАРК) — своего рода клуб, объединивший любителей охоты и туризма.

Старожил Акулинина Ястржембский — заядлый трофейный охотник, член международного сафари-клуба, входит в число награжденных за добычу «большой африканской пятерки» (слона, носорога, буйвола, льва и леопарда). Чемезов увлекался спортивной стрельбой еще в период работы в Германии, а затем переключился на охоту. У Лисовского на его личном сайте вывешены фотографии в том числе с подстреленными оленем и кабаном. Ни члены партнерства, ни его директор с «Ведомостями» общаться не захотели.

В число учредителей «Времен года» также входят основатель клиники «Мать и дитя» Марк Курцер, президент ЦСКА Евгений гинер и предприниматель Виталий Мащицкий. Жители Акулинина рассказывают, что у этих бизнесменов есть и участки в поселке — рядом с остальными охотниками. Но «Ведомостям» не удалось найти данных об этом в Росреестре. Гинер и Курцер не ответили на вопросы «Ведомостей», а связаться с Мащицким не удалось. 
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
01 02 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru