Rambler's Top100
Лениградская Правда
5 DECEMBER 2021, SUNDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Лекарственный рынок попал в ситуацию идеального шторма
25.11.2020 12:41
В апреле и октябре из аптек пропали противовирусные препараты, антибиотики, антикоагулянты, противомалярийные таблетки — всё, что используется для лечения и профилактики коронавирусной инфекции. Ситуацией умело воспользовались критики маркировки потребительских товаров, которую вводит государство: в дефиците обвинили новорожденную систему цифрового мониторинга движения лекарственных средств.

Очевидно, что у идеи усиления госконтроля на рынке немало противников, уверены эксперты, опрошенные «Компанией», особенно с учетом того фактора, что в отраслях, где маркировка уже пилотируется, доля нелегального оборота превышает четверть.

Немаркированный дефицит

Обвиняющие во всем систему маркировки (реализующий ее Центр развития перспективных технологий создан в 2017 году холдингом USM, ГК «Ростех» и «Элвис-Плюс групп») явно игнорируют временной фактор: система мониторинга была запущена 1 июля, а впервые с нехваткой лекарств покупатели аптек столкнулись весной — тогда, по данным аналитической компании DSM Group, спрос подскочил на 25 %. Очередные перебои с поставками — в конце сентября — совпали со второй волной коронавируса и новым витком ажиотажного спроса. Народ в панике скупает всё, вплоть до барсучьего жира, так как он якобы помогает при ковидных пневмониях. По оценкам сервиса «Мегаптека.ру», число запросов на некоторые препараты выросло в девять раз: если в сентябре на «Левофлоксацин» приходило 50 запросов в день, то в октябре — более 450.

Аналитики уверены, что лекарственный рынок попал в ситуацию идеального шторма: резко подскочивший спрос, неготовность фармпроизводителей его удовлетворить, зависимость отечественного бизнеса от иностранных субстанций, желание государства регулировать ценообразование и, наконец, новые правила реализации, которые и стали последней каплей.

В Минпромторге, который курирует проекты по маркировке, отвергли ее влияние на скорость движения товаров от дистрибьюторов к аптекам и доступность медикаментов. Однако, чтобы снизить возможный негативный эффект, 2 ноября маркировку перевели «на упрощенку»: теперь она носит уведомительный характер. Кроме того, в Росздравнадзоре создана комиссия, которая занимается допуском на рынок немаркированных препаратов, произведенных после 1 июля.

Но это не помешало шумной кампании в прессе и социальных сетях. Выступления в СМИ ряд экспертов считают спланированной акцией по дискредитации самой идеи маркировки.

«Когда в массмедиа началась волна истерии насчет дефицита лекарств, мы провели свое исследование, охватив практически все крупнейшие регионы, и выяснили, что проблемы с лекарствами наблюдались максимум в 20 % аптек. При этом те препараты, что отсутствовали в одной торговой точке, можно было купить в соседней. Для нас в какой-то момент стало очевидно, что это была согласованная PR-акция, которая была пролоббирована силами, не заинтересованными в маркировке, — подчеркивает глава ассоциации "Общественная потребительская инициатива" Олег Павлов. — Они решили повесить всех собак на это техническое решение, вместо того чтобы заранее спрогнозировать потребление, подготовиться к ажиотажному спросу, сформировать запасы или выйти в легальное поле».

Кроме того, благодаря исследованию «Общественной потребительской инициативы» выяснилось, что часть проблем с поставками лекарств возникли из-за нежелания участников товаропроводящей сети обучить сотрудников работе с новым софтом.

Это объяснимо: бизнес заинтересован в снижении издержек. Зачастую оборотная сторона оптимизации — ухудшение качества продукции, наличие контрафакта или фальсификата. Только в этом году, несмотря на приостановку проверок на время пандемии, Росздравнадзор изъял 363 серии лекарственных средств, качество которых не соответствовало установленным требованиям.

Глобальная практика борьбы с контрафактом и фальсификатом — очень разная, но использование информационных систем для отслеживания всей цепочки движения товаров — передний край рынка, подчеркивает Олег Павлов. Потребителю это дает возможность поверить происхождение любого товара с помощью смартфона.

«Возьмем для примера обувную продукцию. Раньше надо было прочитать десяток сайтов, чтобы выяснить, как определить, что кроссовки не поддельные, выписать 20 признаков и потом сравнивать в магазине швы, этикетки и пр. Сейчас сканируешь QR-код и понимаешь, кем и где сделана эта конкретная пара кроссовок. Аналогичная ситуация с фототехникой. Потребитель с большей готовностью начинает покупать такую продукцию, как следствие — выросли обороты интернет-торговли этими категориями товаров», — рассказал «Ко»глава ассоциации «Общественная потребительская инициатива».

Миллиардные плюсы маркировки

Первый бенефициар маркировки — государство: сектор обеляется, появляются налоги, как с организаций, которые вынуждены выходить из тени, так и с людей, которые работают в этих организациях. Ориентиром для выявления отраслей, где требуется маркировка, становится объем незаконной торговли.

Как замечает заместитель директора Института государственного и муниципального управления Высшей школы экономики Сергей Плаксин, самый простой способ определить долю нелегального оборота, которая есть в отрасли, — опираясь на официальные данные Росстата, посмотреть разницу между статистикой производства и статистикой продаж, с поправкой на экспорт-импорт и формирование запасов.

«По тем видам продуктов, по которым правительство уже ввело систему цифрового мониторинга или планирует сделать это в ближайшее время, доля нелегального оборота очень значительна. Среди молочной продукции она составляет около 25 %, по минводе — 30 %, на рынке парфюмерии — порядка 60 %, или несколько сотен миллиардов рублей в год», — отмечает эксперт.

В настоящий момент стартовала маркировка уже по нескольким товарным группам: одежда из натурального меха, табачная продукция, обувь, парфюм и туалетная вода, фототовары, шины и лекарственные препараты. Как считает сопредседатель комитета по цифровым инициативам АКОРТ Анна Орлова, делать выводы по некоторым товарным группам преждевременно, так как запуск системы в обязательном режиме стартовал только в этом году, но по мехам и табачной продукции эффект уже заметен.

«За первый год действия маркировки в сегменте меховых изделий легальный товарооборот увеличился в 10–13 раз. В табачной отрасли за 2020 год уже легализовались 18 производителей. Поступления акцизов в бюджет за восемь месяцев текущего года выросли на 17,5 %, это около 60 млрд руб.», — рассказала Анна Орлова «Ко».

Плюсы для бизнеса — выход на поле честной конкуренции. Как подчеркивает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал, официальные производители смогут увеличить прибыль на 50–75 % за счет того, что через границы перестанут провозить немаркированные товары, и они не будут поступать на полки магазинов. Это несет и еще один положительный аспект — наполняемость бюджета увеличится (те, кто торгует фальсификатом, не платят налоги в казну, а законные производители не только платят деньги, но и дают работу тысячам россиян).

При этом Павел Сигал понимает и опасения бизнеса: «Предприятия столкнутся с дополнительными расходами (на покупку дополнительного оборудования и обучение сотрудников), что может привести к увеличению стоимости товаров. Также вероятно возникновение сбоев в поставках товаров, пока все операции будут упорядочены у самих производителей и у торговых точек, где будет реализован товар».

Бизнес стремится выйти из тени

Однако пока претензии бизнеса по поводу того, что маркировка — это дорого и технически трудно, не оправдываются. Для внедрения системы маркировки розничная компания должна иметь принтер, двухмерный сканер штрихкода, онлайн-кассу, усиленную квалифицированную электронную подпись, зарегистрироваться в системе маркировки и интегрировать с ней свою учетную систему. У многих розничных компаний уже есть все необходимое.

Для производственных площадок и площадок дистрибьюторов разработаны готовые решения по маркировке, комплексы оборудования для выполнения всех операций, которые осуществляются в рамках национальной системы маркировки, такие как нанесение средств идентификации на производстве, агрегация, сериализация, складские операции.

Сергей Плаксин предлагает взвесить баланс выгод и издержек, который возникает в связи с маркировкой. В сентябре Минпромторг выпустил приказ, в котором прописал методику такого анализа.

«Согласно расчетам ВШЭ, максимальный рост цены для молочной продукции, связанный с введением маркировки, составит 2 %. Это с условием, что все дополнительные издержки лягут на покупателя, — подчеркивает Сергей Плаксин. — Но затраты, как и выгоды, не концентрируются в одном месте товаропроизводящей цепочки — дополнительная стоимость распределяется между всеми ее участниками».

В АКОРТ считают, что по тем товарным группам, по которым вводится маркировка, рынки высококонкурентные, именно поэтому внедрение маркировки не приведет к повышению цен, а в перспективе бизнес, реализующий маркированный товар, может получить и ряд преимуществ. Анна Орлова конкретизирует плюсы: доступ к аналитическим данным, льготный порядок получения беспроцентной отсрочки уплаты ввозного НДС, упрощение порядка получения российскими производителями маркированных товаров субсидий из бюджетов всех уровней и многое другое. Эти преференции для бизнеса, участвующего в обороте маркированного товара, уже активно обсуждаются.

Говоря о сложностях при реализации проекта, представитель АКОРТ отметила, что, помимо системы маркировки и прослеживаемости, предусматривается внедрение иных государственных информационных систем, выполняющих схожие функции.

«Для сетевого ретейла, который реализует широкий ассортимент товаров, это кратно увеличивает нагрузку по внедрению и эксплуатации этих систем. Поэтому очень важно, чтобы система маркировки по различным товарным группам была единообразной, исключала дублирование функций систем и предусматривала автоматизированную передачу отчетных данных из корпоративных систем в государственную учетную систему», — подчеркивает Анна Орлова.

Бизнес, по ее словам, готовит предложения для их дальнейшего согласования и проработки оператором системы.


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2021, Ленправда
info@lenpravda.ru