|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Русский Гарвард воспитывает интеллигентов
17.03.2000 00:01
Чем постоянно упрекают российское образование, так это в слабой гуманитарной подготовке. Дескать, математики у нас отличные, физики - на высоте, инженеры тоже прекрасные, а вот уж гуманитарии, извините, от мирового уровня отстают. Помнится, даже было соревнование "кто кого" - физики лириков или лирики физиков обойдут по части широты знаний. До перестройки воспитывать гуманитариев было сложно: ценности делились на марксистские, советские, иначе говоря, суперправильные (а главное, суперподходящие для идеологии, давившей инакомыслие) и неправильные, закордонные. Причем западные ценности для советских критиков были весьма умозрительными из-за их недоступности: не пускали в Россию труды тех, кого считали инакомыслящим, диссидентом или просто врагом государства.
Отечественные гуманитарные ценности зарождались, но так и не могли вылупиться из идеологической оболочки, а потом или пропадали, или дожидались времен более подходящих. Тот, кто ждал, все же дождался - времена расцвета гуманитарных наук настали. Но как тяжел, сложен, даже опасен был крутой перестроечный поворот отечественного образования к истинным гуманитарным просторам. Консервативная высшая школа долгое время держалась за старое, новому приходилось пробивать себе дорогу, и было ясно, что старые формы гуманитарного образования нужно если не менять, то уж точно обходить, создавая принципиально новые. В числе первопроходцев стала "Высшая профсоюзная школа культуры", в 1992 году сменившая свою вывеску на "Гуманитарный университет профсоюзов". Смена вывески при этом отнюдь не означала, что реформирование сведется исключительно к изменению названия высшего учебного заведения. Создатели университета - ректор СПбГУП Александр Сергеевич Запесоцкий и его команда - ученый совет из 16 ведущих ученых и преподавателей - старались создать новую модель не просто вуза, а именно университета. И не просто университета, а гуманитарного университета, воспитывающего интеллигента в высшем понимании этого слова. У нас действительно очень хорошее высшее о разование, в нем есть необходимая фундаментальность, уникальные методики, умная педагогика, сочетающая традиции и новаторство. Чего нет у высшей школы? Ответ, как правило, стандартный - нет денег. В первую очередь на зарплату, во вторую - на материально-техническую базу, в-третьих - на развитие вуза. Но, сетуя на материально-финансовые сложности, ректоры обычно думают исключительно о содержании образования и удивляются, почему знания дают хорошие, а специалисты выходят посредственные, не пользующиеся спросом на рынке труда. Об этом подумали, конечно, и педагоги СПбГУПа, но они думали и о другом: содержание образования должно поддерживаться, как коконом (помогающим вызревать новому, оригинальному, уникальному в вузовской подготовке), принципиально современным моделированием всей университетской жизни. Ректоры других вузов об этом не говорят - некогда, идет борьба за выживание вузов как таковых. Запесоцкий со товарищи говорили об этом сразу. Правда, девять лет назад, когда они начинали жить по-новому, им было проще, как и всякому негосударственному вузу. Они начинали, продолжая традиции бывшего профсоюзного вуза культуры, но все же на новом месте, расчищенном новым его статусом от догм, запретов и ограничений. Да, в первый год у них не было конкурса и поступили всего лишь 107 студентов. Но сегодня на первом курсе учатся те, кто в 1999 году бился за право стать студентом при конкурсе от 2, 5 до 10 человек на место. Спрашивается, что изменилось за прошедшие годы? Многое. Студента хорошо кормят в вузовской столовой (обслуживает молодежь столовая Смольного), укрепляют его здоровье (работают собственные уникальные спортивные залы, собственная база отдыха), развлекают (есть театрально-концертный комплекс с аппаратурой от лучших мировых производителей), предоставляют комфортабельное и охраняемое (что сейчас очень важно! ) общежитие. Конечно, кто-то скажет, что это не главное. Может быть, и не главное, но для воспитания интеллигента - очень существенное и даже чуть ли не основное. Бытовые условия, условия для жизни, отдыха, развития, иными словами, необходимая Среда - элемент воспитания человека, способного воспринимать обучение. Вот это оказывается очень важным. В этом нас обходит Запад, поэтому очень часто студенты из-за рубежа не торопятся на учебу в лучшие в мире российские вузы - они привыкли жить в более комфортных условиях. А не едут, значит, лишается Россия огромных денег, которые могли бы существенно пополнить бюджет отечественного образования. Студент, о котором заботится вуз, понимает, каким важным делом может быть учеба, потому что успех в учебе, который достижим, когда налажен быт, определяет успех в его будущей карьере. Не случайно большинство выпускников гуманитарного университета практически одновременно с получением диплома получают и весьма соблазнительные предложения на работу. Адвокаты, экономисты, бизнесмены, специалисты в области культуры работают в государственных, частных структурах, даже создают свои. Можно сказать, что идут они нарасхват, потому что очень много знают, умеют, удачно адаптируются к современной организации труда. Что интересно, питомцы СПбГУПа даже внешне отличаются от выпускников других вузов: подтянуты, деловиты, аккуратны и, самое главное, интеллигентны. Как выясняется, все это, наряду с хорошей специальной подготовкой, университетским дипломом, оказывается непременным условием для карьерного роста, для настоящего успеха в жизни. Как же учат студентов в гуманитарном университете? Прежде всего с уважением относясь к нему как к личности, которая хочет совершенствовать самого себя, получать знания и хорошую специальность. Мы очень любим кивать на Запад, вот у них, дескать, студента учат по-особому. А как, собственно, по-особому? В Гарварде студенту диктуют: работай интенсивно, с напряжением, иначе придется расставаться с вузом. В Америке у студента полная свобода - учись хоть всю жизнь лишь бы было желание и деньги. Советская система, по которой работают некоторые российские вузы, предполагала мелочную опеку и постоянный контроль. Гуманитарный университет взял из каждой модели самое важное и нужное, сочетая свободу студента с опекой и помощью профессуры, Ведь, с одной стороны, семнадцатилетний абитуриент еще не готов к самостоятельности, с другой стороны, он к ней стремится. В гуманитарном университете он может получить руководителя-педагога, а может и самостоятельно погрузиться в знания, используя вузовскую (одну из лучших российских учебных) би лиотеку, где есть читальный зал на 350 мест, видеотека, читальные залы электронных публикаций и англоязычной литературы. Гуманитарный университет наладил книгообмен с крупнейшими национальными и университетскими библиотеками мира, включая Библиотеку Конгресса США. Статистика показывает, что, работая немалое количество часов в библиотечных залах вуза, студент берет с собой на дом до 100 книг в год. Самое интересное, что при этом его никто не заставляет учиться хорошо, он принимает это решение сам, подписывая в начале учебы трехсторонний - ректор, студент, вуз - договор, в котором детально прописаны взаимные права, выгоды от сотрудничества и ответственность сторон, заинтересованных в успешном результате. Студент в сущности становится партнером вуза, знающим, как себя вести в рамках закона, свои права и обязанности, а кроме того, лицом, чрезвычайно заинтересованным в эффективной работе университета. СП6ГУП, прошедший аккредитацию и имеющий право на выдачу государственных дипломов своим выпускникам, не оказывает платные услуги студентам, а ведет с ними совместную деятельность. Получая студенческие деньги как плату за обучение, вуз в их глазах - не рвач, не "новый русский", а заботливый хозяин, который из собственных средств уже вложил 6 миллионов долларов на развитие университета в его ремонт, реконструкцию, приобретение нового оборудования, который ежегодно инвестирует от 80 до 300 тысяч долларов в развитие библиотеки (ежегодно там прибавляется в книжный фонд до 30 тысяч экземпляров), до 200 тысяч долларов - в развитие компьютерной базы; который за счет собственных средств ввел в строй 1583 кв. м учебных, жилых и спортивных сооружений в 1991 году, в следующие четыре построил большой спортивный зал, библиотеку, театрально-концертный комплекс, за последние два года обновил и переоборудовал уже 13 тысяч квадратных метров учебных аудиторий, жилых и хозяйственных помещений в Доме студента, ввел в строй современный медицинский центр. Можно ли считать этот университет успешным? Безусловно. Но можно считать, что кроме всего прочего он делает вызов всем остальным российским вузам. Они жалуются, что нет денег, у СПбГУПа они, выходят, есть, в том числе и на зарплату преподавателям. Другие вузы принимают студентов на платной основе в определенных процентах, которые растут год от года, СП6ГУП берет до 120 студентов-бесплатников и учит их на свои деньги. У других вузов материальная база год от года ветшает, у СПбГУПа появляется новая, современная. Да в чем тут дело, спросит неискушенный читатель? А как раз в той модели, которую создает вуз, используя внутривузовский менеджмент, существующий и развивающийся в лучших университетах Англии, Израиля, США, Скандинавии, где ректор отвечает за хозяйственную, административную, финансовую деятельность, а президент - за содержание обучения, педагогику, развитие, стратегию этого развития. Ректор СПбГУПа - доктор культурологии, профессор Александр Запесоцкий вместе со своей командой, пожалуй, первым в России создал уникальный механизм управления и использования инвестиций в интересах развития университета. При этом ученый совет - коллективный президент, работающий над совершенствованием учебной и научной работы вуза. Каждый делает свое дело, и делает его успешно. В результате создана модель отечественного университета для будущего, XXI века. Модель, которая бросает вызов эпохе и в свою очередь отвечает на любой ее вызов. Та самая модель, которую и предлагается отметить Государственной премией Российской Федерации. Скажи, кто твой наставник, и я скажу, какое у тебя будущее В СП6ГУП студентов учат: 44 академика и действительных члена различных академий, 36 народных артистов и заслуженных деятелей культуры, науки и искусства, 144 доктора наук и профессора, 1120 доцентов. Alma Mater для Вознесенского Капицы и Гранина Почетными докторами Гуманитарный университет называл и называет только талантливых, уважаемых и любимых: скульптора Аникушина, композиторов Свиридова и етрова, музыканта Ростроповича, балерину Дудинскую, писателя Гранина, поэта Вознесенского, физика Алферова, актера Лаврова.
Российская газета ,
17.03.2000
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |