Rambler's Top100
Лениградская Правда
23 OCTOBER 2020, FRIDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Русский Гарвард воспитывает интеллигентов
17.03.2000 00:01
Чем постоянно упрекают российское образование, так это в слабой гуманитарной подготовке. Дескать, математики у нас отличные, физики - на высоте, инженеры тоже прекрасные, а вот уж гуманитарии, извините, от мирового уровня отстают. Помнится, даже было соревнование "кто кого" - физики лириков или лирики физиков обойдут по части широты знаний. До перестройки воспитывать гуманитариев было сложно: ценности делились на марксистские, советские, иначе говоря, суперправильные (а главное, суперподходящие для идеологии, давившей инакомыслие) и неправильные, закордонные. Причем западные ценности для советских критиков были весьма умозрительными из-за их недоступности: не пускали в Россию труды тех, кого считали инакомыслящим, диссидентом или просто врагом государства.

Отечественные гуманитарные ценности зарождались, но так и не могли вылупиться из идеологической оболочки, а потом или пропадали, или дожидались времен более подходящих. Тот, кто ждал, все же дождался - времена расцвета гуманитарных наук настали.
Но как тяжел, сложен, даже опасен был крутой перестроечный поворот отечественного образования к истинным гуманитарным просторам. Консервативная высшая школа долгое время держалась за старое, новому приходилось пробивать себе дорогу, и было ясно, что старые формы гуманитарного образования нужно если не менять, то уж точно обходить, создавая принципиально новые. В числе первопроходцев стала "Высшая профсоюзная школа культуры", в 1992 году сменившая свою вывеску на "Гуманитарный университет профсоюзов". Смена вывески при этом отнюдь не означала, что реформирование сведется исключительно к изменению названия высшего учебного заведения. Создатели университета - ректор СПбГУП Александр Сергеевич Запесоцкий и его команда - ученый совет из 16 ведущих ученых и преподавателей - старались создать новую модель не просто вуза, а именно университета. И не просто университета, а гуманитарного университета, воспитывающего интеллигента в высшем понимании этого слова.

У нас действительно очень хорошее высшее о разование, в нем есть необходимая фундаментальность, уникальные методики, умная педагогика, сочетающая традиции и новаторство. Чего нет у высшей школы? Ответ, как правило, стандартный - нет денег. В первую очередь на зарплату, во вторую - на материально-техническую базу, в-третьих - на развитие вуза. Но, сетуя на материально-финансовые сложности, ректоры обычно думают исключительно о содержании образования и удивляются, почему знания дают хорошие, а специалисты выходят посредственные, не пользующиеся спросом на рынке труда. Об этом подумали, конечно, и педагоги СПбГУПа, но они думали и о другом: содержание образования должно поддерживаться, как коконом (помогающим вызревать новому, оригинальному, уникальному в вузовской подготовке), принципиально современным моделированием всей университетской жизни. Ректоры других вузов об этом не говорят - некогда, идет борьба за выживание вузов как таковых. Запесоцкий со товарищи говорили об этом сразу.

Правда, девять лет назад, когда они начинали жить по-новому, им было проще, как и всякому негосударственному вузу. Они начинали, продолжая традиции бывшего профсоюзного вуза культуры, но все же на новом месте, расчищенном новым его статусом от догм, запретов и ограничений.

Да, в первый год у них не было конкурса и поступили всего лишь 107 студентов. Но сегодня на первом курсе учатся те, кто в 1999 году бился за право стать студентом при конкурсе от 2, 5 до 10 человек на место. Спрашивается, что изменилось за прошедшие годы? Многое. Студента хорошо кормят в вузовской столовой (обслуживает молодежь столовая Смольного), укрепляют его здоровье (работают собственные уникальные спортивные залы, собственная база отдыха), развлекают (есть театрально-концертный комплекс с аппаратурой от лучших мировых производителей), предоставляют комфортабельное и охраняемое (что сейчас очень важно! ) общежитие.

Конечно, кто-то скажет, что это не главное. Может быть, и не главное, но для воспитания интеллигента - очень существенное и даже чуть ли не основное. Бытовые условия, условия для жизни, отдыха, развития, иными словами, необходимая Среда - элемент воспитания человека, способного воспринимать обучение. Вот это оказывается очень важным. В этом нас обходит Запад, поэтому очень часто студенты из-за рубежа не торопятся на учебу в лучшие в мире российские вузы - они привыкли жить в более комфортных условиях. А не едут, значит, лишается Россия огромных денег, которые могли бы существенно пополнить бюджет отечественного образования.

Студент, о котором заботится вуз, понимает, каким важным делом может быть учеба, потому что успех в учебе, который достижим, когда налажен быт, определяет успех в его будущей карьере. Не случайно большинство выпускников гуманитарного университета практически одновременно с получением диплома получают и весьма соблазнительные предложения на работу. Адвокаты, экономисты, бизнесмены, специалисты в области культуры работают в государственных, частных структурах, даже создают свои. Можно сказать, что идут они нарасхват, потому что очень много знают, умеют, удачно адаптируются к современной организации труда. Что интересно, питомцы СПбГУПа даже внешне отличаются от выпускников других вузов: подтянуты, деловиты, аккуратны и, самое главное, интеллигентны. Как выясняется, все это, наряду с хорошей специальной подготовкой, университетским дипломом, оказывается непременным условием для карьерного роста, для настоящего успеха в жизни.

Как же учат студентов в гуманитарном университете? Прежде всего с уважением относясь к нему как к личности, которая хочет совершенствовать самого себя, получать знания и хорошую специальность. Мы очень любим кивать на Запад, вот у них, дескать, студента учат по-особому. А как, собственно, по-особому? В Гарварде студенту диктуют: работай интенсивно, с напряжением, иначе придется расставаться с вузом. В Америке у студента полная свобода - учись хоть всю жизнь лишь бы было желание и деньги. Советская система, по которой работают некоторые российские вузы, предполагала мелочную опеку и постоянный контроль. Гуманитарный университет взял из каждой модели самое важное и нужное, сочетая свободу студента с опекой и помощью профессуры, Ведь, с одной стороны, семнадцатилетний абитуриент еще не готов к самостоятельности, с другой стороны, он к ней стремится. В гуманитарном университете он может получить руководителя-педагога, а может и самостоятельно погрузиться в знания, используя вузовскую (одну из лучших российских учебных) би лиотеку, где есть читальный зал на 350 мест, видеотека, читальные залы электронных публикаций и англоязычной литературы. Гуманитарный университет наладил книгообмен с крупнейшими национальными и университетскими библиотеками мира, включая Библиотеку Конгресса США. Статистика показывает, что, работая немалое количество часов в библиотечных залах вуза, студент берет с собой на дом до 100 книг в год. Самое интересное, что при этом его никто не заставляет учиться хорошо, он принимает это решение сам, подписывая в начале учебы трехсторонний - ректор, студент, вуз - договор, в котором детально прописаны взаимные права, выгоды от сотрудничества и ответственность сторон, заинтересованных в успешном результате. Студент в сущности становится партнером вуза, знающим, как себя вести в рамках закона, свои права и обязанности, а кроме того, лицом, чрезвычайно заинтересованным в эффективной работе университета.

СП6ГУП, прошедший аккредитацию и имеющий право на выдачу государственных дипломов своим выпускникам, не оказывает платные услуги студентам, а ведет с ними совместную деятельность. Получая студенческие деньги как плату за обучение, вуз в их глазах - не рвач, не "новый русский", а заботливый хозяин, который из собственных средств уже вложил 6 миллионов долларов на развитие университета в его ремонт, реконструкцию, приобретение нового оборудования, который ежегодно инвестирует от 80 до 300 тысяч долларов в развитие библиотеки (ежегодно там прибавляется в книжный фонд до 30 тысяч экземпляров), до 200 тысяч долларов - в развитие компьютерной базы; который за счет собственных средств ввел в строй 1583 кв. м учебных, жилых и спортивных сооружений в 1991 году, в следующие четыре построил большой спортивный зал, библиотеку, театрально-концертный комплекс, за последние два года обновил и переоборудовал уже 13 тысяч квадратных метров учебных аудиторий, жилых и хозяйственных помещений в
Доме студента, ввел в строй современный медицинский центр.

Можно ли считать этот университет успешным? Безусловно. Но можно считать, что кроме всего прочего он делает вызов всем остальным российским вузам. Они жалуются, что нет денег, у СПбГУПа они, выходят, есть, в том числе и на зарплату преподавателям. Другие вузы принимают студентов на платной основе в определенных процентах, которые растут год от года, СП6ГУП берет до 120 студентов-бесплатников и учит их на свои деньги. У других вузов материальная база год от года ветшает, у СПбГУПа появляется новая, современная. Да в чем тут дело, спросит неискушенный читатель? А как раз в той модели, которую создает вуз, используя внутривузовский менеджмент, существующий и развивающийся в лучших университетах Англии, Израиля, США, Скандинавии, где ректор отвечает за хозяйственную, административную, финансовую деятельность, а президент - за содержание обучения, педагогику, развитие, стратегию этого развития. Ректор СПбГУПа - доктор культурологии, профессор Александр Запесоцкий вместе со своей командой, пожалуй, первым в России создал уникальный механизм управления и использования инвестиций в интересах развития университета. При этом ученый совет - коллективный президент, работающий над совершенствованием учебной и научной работы вуза. Каждый делает свое дело, и делает его успешно. В результате создана модель отечественного университета для будущего, XXI века. Модель, которая бросает вызов эпохе и в свою очередь отвечает на любой ее вызов. Та самая модель, которую и предлагается отметить Государственной премией Российской Федерации.

Скажи, кто твой наставник, и я скажу, какое у тебя будущее

В СП6ГУП студентов учат: 44 академика и действительных члена различных академий,
36 народных артистов и заслуженных деятелей культуры, науки и искусства,
144 доктора наук и профессора, 1120 доцентов.

Alma Mater для Вознесенского Капицы и Гранина

Почетными докторами Гуманитарный университет называл и называет только талантливых, уважаемых и любимых: скульптора Аникушина, композиторов Свиридова и етрова, музыканта Ростроповича, балерину Дудинскую, писателя Гранина, поэта Вознесенского, физика Алферова, актера Лаврова.
Российская газета , 17.03.2000

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2020, Ленправда
info@lenpravda.ru