Rambler's Top100
Лениградская Правда
21 AUGUST 2019, WEDNESDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Сергей Игнатьев: "Думать пришлось быстро"
18.03.2002 00:01
О втором пришествии в ЦБ Сергея Игнатьева можно говорить как о практически решенном деле. Представившему его Владимиру Путину Дума отказывает крайне редко. Сам Игнатьев из деликатности предпочитает говорить о себе как о претенденте и не распространяется насчет будущих перемен в ЦБ. Впрочем, он не лукавит, когда заявляет, что не сторонник кадровых революций и коренной ломки сложившихся систем. Взвешенность во всем - это визитная карточка Игнатьева. Его осторожность в решениях, кажущаяся порой махровым консерватизмом, раздражает многих чиновников. Она тем удивительнее, что Игнатьев был впервые призван во власть в команде Егора Гайдара. Заместителем Гайдара в Минфине Игнатьев стал осенью 1991 г. А потом он пришел в ЦБ, где его шефом был Виктор Геращенко. В то время как все участники сборной либералов покидали олимп власти, Игнатьев держался. Он оказался востребован всеми премьерами. Вероятно, потому, что всегда был аполитичным профессионалом. Почти невероятно, но на его личной репутации нет ни пятнышка. Кажется, в этих старых роговых очках и немодном костюме он шел по коридорам ЦБ и 10 лет назад.

- У вас было время поразмышлять над предложением Путина возглавить ЦБ?

- Думать пришлось быстро.

- Трудно отказывать президенту?

- Согласие было осмысленным.

- За те восемь лет, что вас не было в ЦБ, там многое изменилось. Можно ли сказать, что вы возвращаетесь в совершенно незнакомое ведомство?

- Будем корректны, я только представлен депутатам на утверждение. На ваши вопросы по-прежнему отвечает первый замминистра финансов.

- Хорошо, исходим из того, что вы лишь президентский кандидат на место руководителя ЦБ.

- Если так, то у меня нет ощущения, что придется осваиваться заново и в чужеродной среде. В Минфине я отвечал за координацию макроэкономической политики правительства и ЦБ. Это предполагало тесное общение с [первым зампредом ЦБ] Татьяной Владимировной [Парамоновой]. Встречались с ней на совещаниях у премьера и вице-премьера [Алексея Кудрина], дискутировали один на один. Очень плотный контакт был и с [зампредом ЦБ] Виктором Мельниковым. Мы часто сверяли с ним позиции по закону о валютном регулировании и валютном контроле. Я до последнего времени постоянно работал со всеми основными специалистами ЦБ.

- Тем не менее команда подобрана Виктором Геращенко "под себя".

- Главное, что большинство людей - профессионалы, с которыми всегда можно найти общий язык.

- А структурная реорганизация ЦБ исключается?

- Здоровый консерватизм не вреден в таких чувствительных структурах, как ЦБ. Ни к чему без лишней надобности ломать порядок вещей.

- Вы слывете чиновником, не склонным к скоропалительным решениям. В то же время перед ЦБ стоят задачи, не терпящие отлагательства, - например, банковская реформа.

- Я не чувствую здесь глубоких противоречий. Необходимые и неизбежные изменения в банковской сфере - это все-таки дело лет, а не месяцев. Стратегия у правительства и ЦБ расписана на годы вперед. .. Знаете, став 30 лет назад студентом экономфака МГУ, я в день переезда с прежнего места работы из Ленинграда в Москву опоздал на первую лекцию. С тех пор стараюсь все делать своевременно, не опаздывая, но и не форсируя события.

- Инфляция - очень популярная сейчас тема, а вы на этом поле взаимодействуете с ЦБ чуть ли не каждый день. Чем объясняется снижение темпов роста цен в марте?

- Никаких неожиданностей, поверьте, для меня тут нет. Перелом тенденции стал заметен еще в феврале. В марте среднесуточный прирост цен уменьшился до 0,037% против 0,041% в феврале. Годом ранее мартовская инфляция была 1,9% , а сейчас за полмесяца не превысит 0,6%. Это вполне соответствует нашим представлениям о факторах, генерирующих инфляцию. Последовательное снижение ценовой динамики связано прежде всего с денежно-кредитной политикой. За 2000 г. денежная масса выросла на 62% , а за прошлый год на 40%. Ориентир на текущий год - 22 - 28%. Если мы уложимся в заданные параметры, то инфляция замедлится до 12 - 14% за год.

- А вклад тарифов естественных монополий в рост цен вы не учитываете?

- Влияние тарифов естественных монополий временно и ограниченно. Определяющую роль играют динамика денежной массы и стоящие за ней факторы - прежде всего размеры бюджетного дефицита или профицита.

- Подавление инфляции резким жатием денежной массы может выйти боком реальному сектору и сбить динамику ВВП.

- Понимаю подтекст вашего вопроса: уменьшение в последние месяцы темпов промышленного роста тревожит многих. Уверен, на замедление экономического роста влияние могут оказать скорее неожиданные для экономических субъектов перемены макроэкономической политики. В этом смысле заявленное властями снижение темпов роста денежной массы с 40% до 22 - 28% не является, на мой взгляд, сильным возмущающим фактором. Связь же между инфляцией и ростом ВВП все-таки не прямая. А периоды некоторого затухания роста экономики бывали у нас и в прошлом. В конце 2000 г. и начале 2001 г. тоже было заметное замедление, однако уже весной экономический рост возобновился, а летом достиг довольно приличных темпов. Можно рассчитывать на подобное и сейчас. Хотя я отдаю себе отчет в том, что девальвационный эффект сходит на нет, а внешнеэкономическая конъюнктура уже не так благоприятна для наших экспортеров и, соответственно, платежного баланса страны.

- Советник президента Андрей Илларионов считает, что реальный курс рубля завышен и это негативно отражается на промышленном росте. Следует ли, по-вашему, ослаблять рубль в точном соответствии с темпами инфляции? Или вы сторонник укрепления рубля?

- На мой взгляд, последние два года ЦБ проводил курсовую политику, отвечающую ситуации на мировых рынках, адекватную состоянию платежного баланса и денежного обращения. К примеру, первые 9 месяцев прошлого года цены на нефть оставались высокими и номинальный курс рубля к доллару падал среднемесячным темпом 0,5%. Когда мировые цены снизились и платежный баланс стал слабее, курс доллара с ноября повышался примерно на 1% в месяц. При этом валютные резервы ЦБ более полугода практически не уменьшаются. То есть своей валютной политикой банк сглаживает колебания курса и поддерживает его на заданной траектории движения. По-моему, курс не завышен и не занижен, он реально отвечает текущей конъюнктуре. Это нормально, и не нужно привносить в курсовую политику ЦБ чего-то искусственного.

- Но Геращенко стремился нарастить валютные резервы до $45 млрд к концу 2001 г. , а они и сейчас не превышают $37 млрд.

- Я считаю, что в перспективе резервы следует увеличить. Но в той ситуации, что сложилась на мировых рынках для российских нефтяников, газовиков и металлургов, не следует форсировать рост валютных резервов.

- Вы отвечаете в Минфине за доходы бюджета. Носит ли системный характер февральский провал МНС со сбором налогов?

- "Провал" - это слишком резко сказано. У меня есть информация Федерального казначейства. Если исключить из статистики доходы от единого социального налога, которые поступают в большем объеме, чем мы рассчитывали, то МНС недотянуло до задания месяца всего 5 млрд руб. Заметьте при этом, что задание составлялось из прогноза $23,5 за баррель нефти, а цена в последние месяцы держалась на $18 - 19. Случившееся в феврале - не повод бросать камни в МНС. Это следствие внешней конъюнктуры и никак не нарушит ход исполнения федерального бюджета. Его исполнение, если помните, надежно обеспечивается и при $18,5 за баррель.

- В пятницу сорвалось обсуждение в Думе поправок в закон о ЦБ. Виктор Геращенко заявил, что "правительство играет с этим вопросом. ЦБ - как футбольный мяч между любителями этой игры". А дальше он сказал, что провал 11 марта с принятием в думских комитетах правительственных поправок во многом вызван отсутствием четкой позиции у первого замминистра финансов Сергея Игнатьева.

- Оставим это высказывание на совести нынешнего руководителя ЦБ. Напомню, что инициаторами данных поправок были депутаты. Обсуждение поправок в Думе начинали представители ЦБ, и лишь затем на помощь пришло правительство. Впрочем, еще есть время для критического переосмысления состоявшегося обсуждения. И я уверенно рассчитываю на компромисс всех заинтересованных сторон в ходе рассмотрения законопроекта на пленарном заседании Думы.

- Почему правительство и ЦБ настаивают на урезании полномочий Национального банковского совета? Почему не ему, а совету директоров банка вы хотите доверить утверждение годового отчета ЦБ?

- Отчет - это всегда единый документ, а в версии депутатов он разорван на две части. Одна - это собственно отчет о проводимой в предшествующем году политике ЦБ. Ее утверждает совет директоров банка. А вот так называемую годовую финансовую отчетность депутаты предлагают утверждать НБС. Ну и что будет, если НБС не утвердит одну половину отчета? У него же нет аппарата, чтобы его составить. Это может привести к разладу между двумя органами ЦБ и негативно отразиться на политике банка.

- А по численности НБС вы готовы на уступки Думе?

- Собственно, различие по составу - на одного человека: 13 в варианте депутатов и 12 - в нашем. Но при этом депутаты хотят иметь в НБС четырех человек, оставив по три за представителями правительства и администрации президента, два за Советом Федерации и один от ЦБ. Нам кажется, что у Думы не должно быть численного преимущества перед правительством и администрацией президента.

- Депутаты в целом не против выхода ЦБ из капитала Внешторгбанка, однако "линию отсечения" предлагают отодвинуть на 1 января 2005 г. и оформить это федеральным законом. Правительство же торопит выход ЦБ и смещает его на 1 января 2003 г. Непонятно, к чему спешка, если в текущем бюджете даже не заложено средств на выкуп акций ВТБ?

- Сроки выхода взяты не с потолка, они зафиксированы в совместной с ЦБ стратегии развития банковского сектора. Что касается финансовой стороны дела, то действительно придется вносить поправки в закон о федеральном бюджете на этот год. У нас есть предложения по предельно прозрачному механизму оплаты правительством акций ВТБ. Он не затрагивает заложенные в бюджете 2002 г. расходы, включая так называемые "отложенные" на IV квартал [68 млрд руб. ]. Этот механизм в то же время не разгоняет инфляцию.

- Чем вас не устраивает, если главного аудитора ЦБ назначит НБС?

- Я считаю, что на первых порах во избежание несогласованности действий между НБС и советом директоров ЦБ полномочия НБС должны быть ограничены и четко прописаны в законе. Иначе у нас неизбежно возникнет конфликт, когда один орган рекомендует, а другой - отказывает, один готовит документ, а другой - не утверждает. Завести дело в тупик легко, а выходить из него трудно. Не стоит подвергать риску банковскую систему и экономику страны. Предложенный нами набор полномочий НБС и разделение полномочий с советом директоров представляется оптимальным. Например, НБС устанавливает объем расходов на содержание персонала ЦБ, пенсионное обеспечение его сотрудников, капитальные вложения и прочие хозяйственные расходы. А совет директоров в этих рамках уже самостоятельно составляет смету. И это правильно: НБС поставит ограничения совету директоров, но оставит ему свободу маневра в заданных пределах. А дальше так же естественно, что НБС утверждает отчет ЦБ об исполнении указанных лимитов. Надо исключить все ситуации со смешением полномочий и возможностью вторжения в оперативную деятельность ЦБ. Давайте поживем с таким размежеванием. А время все покажет. Если общество убедится, что у НБС недостаточно полномочий, что ж, можно вернуться к этому вопросу и внести коррективы.

- А что крамольного, если наделить НБС правом вносить в Думу предложения о привлечении Счетной палаты для проверки административно-хозяйственной деятельности ЦБ?

- Я двумя руками за повышение прозрачности ЦБ. Но даже в законе о Счетной палате нет нормы о полномасштабной проверке административно-хозяйственной деятельности ЦБ. Полномочия Счетной палаты ограничены изучением бюджетных проводок ЦБ и ряда закрытых статей бюджета. Куда же мы спешим, не лучше ли какой-то срок поработать спокойно, накопить опыт взаимодействий НБС и совета директоров ЦБ?

- Если уж вы так ратуете за повышение прозрачности, почему вы против включения в "Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики" основных показателей денежной программы, вариантов применения инструментов денежно-кредитной политики?

- А почему вы так считаете? Я согласен, что ЦБ должен более подробно и регулярно информировать экономических субъектов о своих намерениях. Но в том, что касается, например, инструментов денежно-кредитной политики, необходимо чувство меры. Эта информация влияет на ожидания участников рынка и впоследствии может негативно отражаться на политике ЦБ. Другой пример - "Основные направления". В них сейчас всего лишь две цифры имеют существенное значение - ориентиры инфляции и роста денежной массы. Очевидно, что спектр информации должен быть расширен.

- Минфин подготовил проект указа президента о порядке обязательной продажи валютной выручки. Почему вы отказались от предложений Минэкономразвития предусмотреть в этом документе возможность обязательной продажи напрямую уполномоченным банкам, а не только через выбранные ЦБ валютные биржи, как это происходит сейчас?

- Я считаю, что в указе надо закрепить действующий порядок продаж через валютные биржи, который сейчас устраивает большинство участников внешнеэкономической деятельности. И для его изменения должны быть более веские основания.

- Не следует ли для повышения оперативности указом президента снижать или повышать нормативы обязательной продажи валютной выручки?

- Это ни к чему. В прошлом году на поправку в закон об уменьшении норматива с 75% до 50% ушло меньше двух недель. А в повышении норматива, думаю, не будет необходимости.

- Известный предприниматель Каха Бендукидзе назвал российскую систему валютного регулирования "такой же, как в фашистской Германии".

- Признаюсь, я не изучал, каким тогда было валютное регулирование в этой стране. Но могу заметить, что в послевоенные годы практически во всех странах мира на протяжении десятилетий действовала куда более жесткая, чем у нас, система валютного регулирования. Отменять ее в одночасье было бы верхом легкомыслия со стороны государства. Я сторонник поэтапной либерализации валютного регулирования. А этапность напрямую увязана со снижением рисков на валютном рынке. Речь идет о таких явлениях, как движение потоков краткосрочного капитала из страны и в страну. Стопроцентных гарантий устойчивости мы еще не достигли. Не убежден, что шок августа 1998 г. преодолен до конца. Причем как у инвесторов, так и у населения. Мы не можем ставить на карту стабильность всей экономики, пока риски столь значительны, а валютные рынки имеют ограниченный запас прочности. На отмену валютного контроля необходимо, по моему мнению, лет пять.

- Как высчитан этот срок?

- Во-первых, у широкого круга субъектов рынка должно появиться доверие к политике властей. А для этого они должны убедиться в устойчивости макроэкономики. Чтобы стабильность политики сохранялась во времени и не было такого, что один год у нас 3% профицита бюджета, а на следующий год дефицит в 3%. Второе - это стабильность банковской системы, связанная с повышением ее капитализации и укреплением банковского надзора. Переход на международные стандарты финансовой отчетности и учета тоже потребует времени. Сейчас у нас в стратегии реформирования банковского сектора стоит дата - 1 января 2004 г. Но мало дождаться этого срока. Необходимо, чтобы успела сложиться система гарантирования вкладов населения в банках, чтобы в людях поселилось спокойствие за сохранность своих сбережений. Есть такой термин в специальной литературе - "стадное поведение". Психологический фактор здорово влияет на потоки капитала. Представьте, что у нас полная свобода на открытие и закрытие банковских счетов за границей. При непрозрачности нашей банковской системы, в условиях неокрепшего корпоративного управления малейшее возмущение в экономике, да просто глупые слухи могут привести к непоправимым последствиям.

- И все же Бендукидзе заявляет, что обязательная продажа валютной выручки противоречит Конституции, гарантирующей свободу распоряжения собственным имуществом. Вдруг РСПП обратится в Конституционный суд с иском об отмене этой нормы?

- За все время существования механизма обязательных продаж валютной выручки РСПП не обращался в Конституционный суд. Хотя мог. А решениям КС подчиняются все.

- Альтернативный проект закона о валютном регулировании, подготовленный РСПП, может быть на днях внесен в Думу, в то время как правительственный проект до сих пор не согласован. Так у вас просто перехватят инициативу.

- Вы знаете, альтернативных проектов на самом деле еще больше. Но не все они достаточно профессионально и добротно подготовлены. Некоторые разногласия между Минфином и Минэкономразвития при написании правительственного варианта фактически сняты и проект поступит в Госдуму в самое ближайшее время. Я оцениваю шансы на его утверждение как весьма высокие.
Ведомости , 18.03.2002

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2019, Ленправда
info@lenpravda.ru