|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Баловни закрытых территорий
30.09.1999 00:01
Только в первом полугодии органы местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) предоставили налоговых льгот на 21, 2 миллиарда рублей. Это те деньги, которые, как утверждают представители Министерства финансов России, не попали ни в федеральный, ни в региональные бюджеты. Более того, если так будет продолжаться, бюджетная система страны в 1999 году потеряет более 60 миллиардов. Правительство России намерено ороться с этим явлением. Каким образом? Рассказывает первый заместитель министра финансов Сергей ИГНАТЬЕВ.
- Сергей Михайлович) многие эксперты называют ситуацию с закрытыми административно-территориальными образованиями "черной дырой" в бюджете. Каким образом она образовалась и что собирается делать Министерство финансов? - Все дело в том, что Закон "О закрытом административно-территориальном образовании" требует перечислять в бюджеты таких территорий все без исключения собираемые там налоги. В том числе и те, что относятся к федеральному бюджету. В результате администрации этих образований имеют возможность предоставлять неограниченные льготы. Есть даже случаи, когда предприятия, зарегистрированные в закрытых административно-территориальных образованиях, не платят 99 процентов всех положенных налогов. Предоставляя льготы, администрации ЗАТО пытаются привлечь для регистрации в них налогоплательщиков, реально работающих на других территориях, и тем самым пополнить свои бюджеты. У нас в стране освободить отдельную фирму от налогов не имеет права ни Правительство, ни Государственная Дума, ни Президент. А глава администрации какого-либо ЗАТО может это сделать одним росчерком пера. В результате многие такие образования превратились в своеобразные оффшорные зоны. До недавнего времени в них регистрировались все кому не лень. Для этого не обязательно было даже работать непосредственно на территории ЗАТО. Только бери и неси документы в местные органы налоговой инспекции. - Вы можете привести конкретные примеры? - Я не хотел бы называть конкретных налогоплательщиков. Скажу так. Это некоторые нефтяные компании России. При этом на территории ЗАТО нефть они не добывают - там нет месторождений. Ничего не перерабатывают - там нет соответствующих производственных мощностей. И даже ничего не хранят. Между тем получают колоссальные налоговые льготы. Этими же льготами воспользовались и некоторые производители винно-водочной продукции, предприятия других отраслей. - И неужели ничего нельзя сделать? - Можно. Но этот вопрос требует сложной, кропотливой работы. Еще в апреле вступили в силу поправки в Закон "О закрытом административно-территориальном образовании". Теперь он предусматривает, что право на получение налоговых льгот в ЗАТО имеют только те организации, которые имеют на этой территории не менее 90 процентов основного капитала. Но и этот запрет многим удается обойти. И схема проста. Приведу только один пример. В одном из закрытых административно-территориальных образований зарегистрирована фирма, занимающаяся реализацией нефтепродуктов, полученных в результате нефтепереработки по давальческой схеме. В организации работают всего пять человек. В том числе четыре человека проживают на территории ЗАТО. Основных фондов у нее нет. Тем самым она якобы удовлетворяет всем требованиям закона. И только за семь месяцев этого года фирма получила налоговые льготы на сумму более трех миллиардов рублей. еречислила же в бюджет смешную сумму - 17, 2 тысячи рублей. Это пять десятысячных процента от того, что должна была бы перечислить. Другая фирма, зарегистрированная в одном из ЗАТО в Челябинской области, получила налоговых льгот на 1, 3 миллиарда, а заплатила налогов 32 миллиона рублей. Очевидно, что подобные организации явно подставные. С их помощью от налогообложения уходят некие крупные нефтяные компании, фактически не имеющие к ЗАТО никакого отношения. В качестве основного способа перераспределения налогооблагаемой базы используется манипулирование ценами. Как правило, цены на продукцию и услуги, продаваемые основной компанией подставной фирме, занижаются. Но если что-то приобретается основной компанией у подставной фирмы, то их завышают. - Если это не пресечь, сколько же может потерять федеральный бюджет в будущем году? - Из года в год потери бюджета от подобной деятельности ЗАТО увеличиваются в геометрической прогрессии. В первом полугодии этого года органы местного самоуправления ЗАТО предоставили налоговых льгот на общую сумму в 21, 2 миллиарда рублей. При этом только во втором квартале - 16, 6 миллиарда. Потери консолидированного бюджета в будущем году, по нашим подсчетам, могут превысить 150 миллиардов рублей. Но дело не только в этом. Ведь возможность таких льгот для одних и их недоступность для других создает условия для несправедливой конкуренции. Выигрывает не тот, кто постоянно заботится об увеличении эффективности производства, снижении се естоимости, а тот, кто оказывается наиболее пронырливым. Представляете, какой простор для злоупотреблений! Это золотое дно и для нечистых на руку чиновников. Судите сами, только за семь месяцев этого года фактически уплаченные нефтяными компаниями в федеральный бюджет налоги в расчете на тонну добытой и переработанной нефти различаются по разным компаниям в три-четыре и более раза. Объективными экономическими причинами эти различия в фактической налоговой нагрузке отдельных нефтяных компаний о ъяснить невозможно. Просто одни компании нашли способы уклонения от налогообложения, а другие нет. Мы решили поломать эту схему увода денег из бюджета. - Каким образом? Ведь вопрос достаточно деликатный. И не приведет ли ваша схема к росту езработицы в закрытых административно-территориальных образованиях? - Та схема, которую мы предлагаем, не должна повлиять на жизнь людей, проживающих на территории ЗАТО. Да, действительно есть ЗАТО, в которых ситуация со сбалансированностью бюджета довольно сложная. Прежде всего в городах, расположенных в северных районах. Но они, как правило, переманиванием налогоплательщиков из других регионов не занимаются. Зато есть и такие, администрации которых просто не знают, как потратить деньги. Закрытых административно-территориальных образований в России около сорока. И почти половина из них занимается предоставлением масштабных налоговых льгот. Мы предусмотрели зачисление в следующем году в доходы бюджетов ЗАТО всех налогов и сборов, поступающих с их территорий, за исключением федеральных налогов и сборов в той их части, в которой они в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством зачисляются в федеральный бюджет. При этом размеры дотаций и субвенций из федерального бюджета бюджетам ЗАТО увеличиваются на сумму их выпадающих доходов. Размер компенсации мы уже согласовали со всеми главами администраций и возражений не встретили. Отмечу, что при такой схеме не произойдет ухудшения социальной обстановки. А потери федерального бюджета мы полностью исключим. Кроме того, это снизит заинтересованность налогоплательщиков из других регионов в регистрации на территории ЗАТО для получения дополнительных налоговых льгот. - Но ведь схема поддержки ЗАТО задумывалась как один из способов сохранить наукоемкие и иные производства. У государства не было на это средств. Вот и решили оставить им все налоги. Не получится ли так, что в результате предлагаемых мер вместе с водой будет выплеснут и ребенок? - Федеральная поддержка им была оказана именно таким незатейливым способом. Увы, государство получило результат, о котором я уже говорил. Более половины ЗАТО стали оффшорными зонами. - Не опасаетесь ли встретить сопротивление со стороны тех, кто вряд ли будет доволен вашими предложениями? Ведь речь идет о больших деньгах. - Пока такого явного сопротивления мы не ощущаем. На трехсторонней комиссии, в которую входят представители Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства, за наше предложение проголосовали единогласно. Тем не менее в том, что сопротивление будет, мы не сомневаемся. Но и отступать не намерены.
Российская газета ,
30.09.1999
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |