Rambler's Top100
Лениградская Правда
19 MARCH 2024, TUESDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Баловни закрытых территорий
30.09.1999 00:01
Только в первом полугодии органы местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) предоставили налоговых льгот на 21, 2 миллиарда рублей. Это те деньги, которые, как утверждают представители Министерства финансов России, не попали ни в федеральный, ни в региональные бюджеты. Более того, если так будет продолжаться, бюджетная система страны в 1999 году потеряет более 60 миллиардов. Правительство России намерено ороться с этим явлением. Каким образом? Рассказывает первый заместитель министра финансов Сергей ИГНАТЬЕВ.
- Сергей Михайлович) многие эксперты называют ситуацию с закрытыми административно-территориальными образованиями "черной дырой" в бюджете. Каким образом она образовалась и что собирается делать Министерство финансов?
- Все дело в том, что Закон "О закрытом административно-территориальном образовании" требует перечислять в бюджеты таких территорий все без исключения собираемые там налоги. В том числе и те, что относятся к федеральному бюджету. В результате администрации этих образований имеют возможность предоставлять неограниченные льготы. Есть даже случаи, когда предприятия, зарегистрированные в закрытых административно-территориальных образованиях, не платят 99 процентов всех положенных налогов. Предоставляя льготы, администрации ЗАТО пытаются привлечь для регистрации в них налогоплательщиков, реально работающих на других территориях, и тем самым пополнить свои бюджеты.
У нас в стране освободить отдельную фирму от налогов не имеет права ни Правительство, ни Государственная Дума, ни Президент. А глава администрации какого-либо ЗАТО может это сделать одним росчерком пера. В результате многие такие образования превратились в своеобразные оффшорные зоны. До недавнего времени в них регистрировались все кому не лень. Для этого не обязательно было даже работать непосредственно на территории ЗАТО. Только бери и неси документы в местные органы налоговой инспекции.
- Вы можете привести конкретные примеры?
- Я не хотел бы называть конкретных налогоплательщиков. Скажу так. Это некоторые нефтяные компании России. При этом на территории ЗАТО нефть они не добывают - там нет месторождений. Ничего не перерабатывают - там нет соответствующих производственных мощностей. И даже ничего не хранят. Между тем получают колоссальные налоговые льготы. Этими же льготами воспользовались и некоторые производители винно-водочной продукции, предприятия других отраслей.
- И неужели ничего нельзя сделать?
- Можно. Но этот вопрос требует сложной, кропотливой работы. Еще в апреле вступили в силу поправки в Закон "О закрытом административно-территориальном образовании". Теперь он предусматривает, что право на получение налоговых льгот в ЗАТО имеют только те организации, которые имеют на этой территории не менее 90 процентов основного капитала. Но и этот запрет многим удается обойти. И схема проста. Приведу только один пример.
В одном из закрытых административно-территориальных образований зарегистрирована фирма, занимающаяся реализацией нефтепродуктов, полученных в результате нефтепереработки по давальческой схеме. В организации работают всего пять человек. В том числе четыре человека проживают на территории ЗАТО. Основных фондов у нее нет. Тем самым она якобы удовлетворяет всем требованиям закона. И только за семь месяцев этого года фирма получила налоговые льготы на сумму более трех миллиардов рублей. еречислила же в бюджет смешную сумму - 17, 2 тысячи рублей. Это пять десятысячных процента от того, что должна была бы перечислить. Другая фирма, зарегистрированная в одном из ЗАТО в Челябинской области, получила налоговых льгот на 1, 3 миллиарда, а заплатила налогов 32 миллиона рублей.
Очевидно, что подобные организации явно подставные. С их помощью от налогообложения уходят некие крупные нефтяные компании, фактически не имеющие к ЗАТО никакого отношения.
В качестве основного способа перераспределения налогооблагаемой базы используется манипулирование ценами. Как правило, цены на продукцию и услуги, продаваемые основной компанией подставной фирме, занижаются. Но если что-то приобретается основной компанией у подставной фирмы, то их завышают.
- Если это не пресечь, сколько же может потерять федеральный бюджет в будущем году?
- Из года в год потери бюджета от подобной деятельности ЗАТО увеличиваются в геометрической прогрессии. В первом полугодии этого года органы местного самоуправления ЗАТО предоставили налоговых льгот на общую сумму в 21, 2 миллиарда рублей. При этом только во втором квартале - 16, 6 миллиарда. Потери консолидированного бюджета в будущем году, по нашим подсчетам, могут превысить 150 миллиардов рублей. Но дело не только в этом. Ведь возможность таких льгот для одних и их недоступность для других создает условия для несправедливой конкуренции. Выигрывает не тот, кто постоянно заботится об увеличении эффективности производства, снижении се естоимости, а тот, кто оказывается наиболее пронырливым. Представляете, какой простор для злоупотреблений! Это золотое дно и для нечистых на руку чиновников.
Судите сами, только за семь месяцев этого года фактически уплаченные нефтяными компаниями в федеральный бюджет налоги в расчете на тонну добытой и переработанной нефти различаются по разным компаниям в три-четыре и более раза. Объективными экономическими причинами эти различия в фактической налоговой нагрузке отдельных нефтяных компаний о ъяснить невозможно. Просто одни компании нашли способы уклонения от налогообложения, а другие нет.
Мы решили поломать эту схему увода денег из бюджета.
- Каким образом? Ведь вопрос достаточно деликатный. И не приведет ли ваша схема к росту езработицы в закрытых административно-территориальных образованиях?
- Та схема, которую мы предлагаем, не должна повлиять на жизнь людей, проживающих на территории ЗАТО. Да, действительно есть ЗАТО, в которых ситуация со сбалансированностью бюджета довольно сложная. Прежде всего в городах, расположенных в северных районах. Но они, как правило, переманиванием налогоплательщиков из других регионов не занимаются. Зато есть и такие, администрации которых просто не знают, как потратить деньги. Закрытых административно-территориальных образований в России около сорока. И почти половина из них занимается предоставлением масштабных налоговых льгот. Мы предусмотрели зачисление в следующем году в доходы бюджетов ЗАТО всех налогов и сборов, поступающих с их территорий, за исключением федеральных налогов и сборов в той их части, в которой они в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством зачисляются в федеральный бюджет. При этом размеры дотаций и субвенций из федерального бюджета бюджетам ЗАТО увеличиваются на сумму их выпадающих доходов.
Размер компенсации мы уже согласовали со всеми главами администраций и возражений не встретили. Отмечу, что при такой схеме не произойдет ухудшения социальной обстановки. А потери федерального бюджета мы полностью исключим. Кроме того, это снизит заинтересованность налогоплательщиков из других регионов в регистрации на территории ЗАТО для получения дополнительных налоговых льгот.
- Но ведь схема поддержки ЗАТО задумывалась как один из способов сохранить наукоемкие и иные производства. У государства не было на это средств. Вот и решили оставить им все налоги. Не получится ли так, что в результате предлагаемых мер вместе с водой будет выплеснут и ребенок?
- Федеральная поддержка им была оказана именно таким незатейливым способом. Увы, государство получило результат, о котором я уже говорил. Более половины ЗАТО стали оффшорными зонами.
- Не опасаетесь ли встретить сопротивление со стороны тех, кто вряд ли будет доволен вашими предложениями? Ведь речь идет о больших деньгах.
- Пока такого явного сопротивления мы не ощущаем. На трехсторонней комиссии, в которую входят представители Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства, за наше предложение проголосовали единогласно. Тем не менее в том, что сопротивление будет, мы не сомневаемся. Но и отступать не намерены.
Российская газета , 30.09.1999

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
01 02 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru