Rambler's Top100
Лениградская Правда
15 MAY 2021, SATURDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
"При иных обстоятельствах, дающих основания полагать..."
23.07.2002 00:01
На днях правительство своим распоряжением вновь напомнило организациям, обязанным участвовать в борьбе с легализацией преступных доходов, что выявление лиц, занимающихся отмыванием грязных денег, должно носить не эпизодический, кампанейский, а строго планомерный и систематический характер. В месячный срок эти организации обязаны разработать правила внутреннего контроля, который согласно Федеральному закону "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" уже должен функционировать. Речь идет о кредитных организациях, профессиональных участниках рынка ценных бумаг, страховых и лизинговых компаниях, подразделениях почтовой, телеграфной связи и иных некредитных организациях, осуществляющих денежные переводы, а также ломбардах (далее - организации).

Дабы составители внутренних правил не наворочали, чего вздумается, правительство утвердило специальные рекомендации, коими и следует руководствоваться в творческом процессе. Перво-наперво руководитель организации должен назначить ответственное лицо, которое и организует разработку, а позже - и выполнение правил внутреннего контроля. В них должны быть расписаны критерии и признаки подозрительных операций, порядок их документирования и обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке кадров. По большому счету это будет подробная инструкция по исполнению упомянутого закона, заглянув в которую любой клерк сможет найти ответ на возникший вопрос.

Очень часто подзаконные акты выходят за границы закона, что приводит к нарушениям прав как юридических, так и физических лиц, обращению граждан в суды вплоть до Конституционного. Не исключено, что правительственные рекомендации тоже ждет такая участь. Правовые коллизии могут возникнуть, скажем, в связи с исполнением пункта 5 утвержденного документа. Здесь перечисленным ранее организациям предписывается наряду с операциями, подлежащими обязательному контролю, фиксировать и "необязательные", но подпадающие под четыре признака. Служащий организации обязан документально фиксировать сделки, носящие "запутанный или необычный характер, не имеющий очевидного экономического смысла или очевидной законной цели". Многие считают, что такие определения, как "запутанная, необычная сделка", не имеют права на существование даже в подзаконных актах, так как дают большой простор для субъективных оценок. Рекомендации требуют также обращать внимание на сделки, которые не соответствуют уставным целям деятельности организации. Будут также фиксироваться операции, совершенные неоднократно, "характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля". Если перечисленные критерии еще имеют хоть какую-то конкретику, то подпункт "г" дает неограниченную свободу фантазиям клерков, которые могут брать на контроль фактически любую сделку при "иных обстоятельствах, дающих основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов".

Правда, простой служащий не сможет лично сдать подозрительного клиента финансовой разведке. Правила внутреннего контроля предусматривают определенную служебную иерархию - подчиненный обязан незамедлительно передать задокументированную информацию ответственному лицу, которое ее изучит и, если тоже сочтет подозрительной, представит руководителю организации, который и принимает окончательное решение. То есть судьбу дела решает фактически не закон, а конкретный человек, к которому, как отмечают многие юристы, "всегда можно найти подход". Во многих государствах, для того чтобы исключить "человеческий фактор" в столь деликатных ситуациях, ставка делается на компьютерные системы. Если компьютер выбрасывает "красный флажок", то есть фиксирует нарушение определенных параметров, решение электронного контролера пересмотру не подлежит, за ним сразу следует проверка.

Документ, утвержденный правительством, требует, чтобы информация по подозрительным сделкам хранилась не менее 5 лет "с даты прекращения действия взаимных обязательств организации и клиента".
Независимая газета , 23.07.2002

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2021
01 02 04
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2021, Ленправда
info@lenpravda.ru