Rambler's Top100
Лениградская Правда
26 NOVEMBER 2020, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Министр обороны развивает наступление
15.08.2002 00:01

Министр обороны Сергей Иванов в последнее время стал одной из самых заметных фигур российского политического истеблишмента. Фактически не проходит и дня без того, чтобы отечественные и зарубежные СМИ не процитировали его очередное публичное заявление и не сообщили, где в настоящее время находится Иванов и что с этим связано. Пристальный интерес прессы к этой персоне объясняется не только достаточно жесткими высказываниями министра обороны о противодействии чеченским боевикам, о его видении решения проблемы Панкисского ущелья и о значимости проходящих военных маневров на Каспии. Всем понятно, что за словами министра стоят уже не только благие пожелания власти кардинально изменить ситуацию, но и вполне осознанное намерение это сделать, используя силовую составляющую государства. И сам Иванов, еще недавно воспринимавшийся как некий стеснительный новичок, едва ли не случайно занявший этот пост, - впервые армией стал командовать не широкогрудый седовласый военный, у которого за плечами солидный послужной список, а тихий, скромный на вид человек с некомандным голосом и вкрадчивой улыбкой, - чувствует себя вполне уверенно. Впрочем, Иванов не всегда носил гражданский костюм, ведь не надо забывать, что он генерал-лейтенант госбезопасности, работавший во внешней разведке. Правда, говорят, что после выпускного вечера в специальном учебном заведении разведчики, как правило, навсегда убирают свою военную форму в шкаф.

Практика современного менеджмента доказывает: требуется не менее года, чтобы полноценно войти в ответственную должность и разобраться в хитросплетениях административного механизма, четкую работу которого необходимо не только поддерживать, но и совершенствовать. Сергей Иванов был назначен на должность министра обороны полтора года назад - 28 марта 2001 года. До этого был непродолжительный период, когда на посту секретаря Совета безопасности РФ он возглавил работу по реформированию Вооруженных сил. Но это была работа концептуальная, в основном бумажная. Ее практический аспект - дело совершенно иное.

Министр, который не проходил основных командных ступенек в армии, был воспринят офицерами и генералами весьма скептически. Ведь в первое время Сергей Иванов не проявлял рвения покомандовать и жесткой рукой "навести строгий уставный порядок", с чего обычно начинали все его предшественники. Он использовал приемы тихой разведческой сапы, отделываясь комментариями, относящимися к внешнеполитической сфере, которая была ему ближе и доступней. Его ошибки в военной терминологии вызывали иронические улыбки у профессионалов. Теперь иронии заметно поубавилось. Главный силовой министр, объехав все военные округа и российские флоты, стал говорить о проблемах военного строительства, улучшения социальных условий жизни военнослужащих, боевого использования войск. Кульминацией его деятельности стало проведение почти двухнедельных военных учений на Каспии. Здесь Иванов уже не выглядел чужим среди своих, он стал настоящим, полноценным министром обороны, решительно отстаивающим интересы Вооруженных сил. И интересы страны тоже, потому что он давно уже вошел в когорту самых влиятельных российских политиков.

С точки зрения политического руководства Вооруженными силами в соответствии с западной классификацией Сергей Иванов может быть отнесен к "ястребам". Подтекст его заявлений - никаких мирных переговоров с чеченскими экстремистами, война до победного конца. В ходе завершающихся военных маневров на Каспии он не упускал случая показать, кто в действительности владеет этим морем-озером. В то же время никто не может назвать его деспотом. Суровые разносы для него не характерны, Иванов предпочитает интеллигентский стиль общения с офицерами. Словом, не генерал, а политик для генералов.

Сегодня даже самые закоренелые критики не могут не признать, что Сергею Иванову удалось сделать многое. Он не вмешивается в оперативную деятельность войск, не стремится ими командовать, передавая эти функции Генштабу. Для министра важно, чтобы войска нацеливались на выполнение политических задач. Не остаются нерешенными и социальные вопросы армии. Раньше этим мог похвастать лишь один из его предшественников - Павел Грачев, фаворит первого российского президента. Показательны в этом отношении результаты, которых добилось нынешнее руководство Минобороны при формировании военного бюджета на 2003 год. По информации "НГ" из Минфина, военные расходы возрастут почти в половину - на 45,9%, то есть на 77 млрд. рублей Провести такое решение не просто, если учесть, что следующий год станет пиковым для выплаты внешнего долга России. Но и это еще не все: 47 млрд. рублей выделяется на социальные расходы военнослужащих. Из них 27 млрд. пойдет на увеличение пенсий военным, а 20 млрд. - на повышение денежного содержание кадровых офицеров.

И все-таки многих наблюдателей не покидает ощущение, что столь внезапное восхождение звезды Сергея Иванова на политическом Олимпе связано не только с реальными достижениями министра обороны, но и с умело проводимой его пиар-кампанией. Как правило, такой пиаровский ресурс включается в современной российской политике в двух случаях: если у человека есть много влиятельных врагов, которых необходимо нейтрализовать, или если идет реальная подготовка к переходу его на другую должность. Несмотря на то что соперников у Иванова сегодня, может, и достаточно, вряд ли стоит говорить о наличии явных недоброжелателей. А вот о возможном перемещении в другое руководящее кресло намекают уже давно.

Почти год Сергею Иванову пророчили должность главы администрации президента вместо Александра Волошина. Такую возможность, конечно, категорически исключать не стоит, но все же она маловероятна. Гораздо более реальным вариантом сегодня выглядит назначение Иванова на пост премьер-министра, учитывая его политический опыт и уже достигнутые результаты в роли главы военного ведомства. Во-первых, таким образом президент может решить "проблему Касьянова", о которой в последнее время много, но по-своему говорят и левые, и правые силы. Во-вторых, для Путина это назначение стало бы знаковым в том смысле, что оно не только укрепило бы позиции главы государства, но и закрепило наконец реальные контуры его питерской команды. И, наконец, Сергей Иванов в ранге премьера мог бы стать последней точкой в определении политических амбиций нынешней власти. При условии, конечно, что так думает Владимир Путин.
Независимая газета , 15.08.2002

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2020, Ленправда
info@lenpravda.ru