Лениградская Правда
6 NOVEMBER 2024, WEDNESDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
У политиков язык раздвояется
9.10.2002 00:01
Политики говорят на двух разных языках. Один - для публики и избирателей, второй - "для тех, кто понимает".

Публичная и кулуарная лексика то пересекаются, то утверждают одно, а подразумевают другое, а чаще - противоречат друг другу. Яркий пример - недавнее решение Уставного суда по третьему сроку губернатора. Хронология главного для питерской политтусовки события месяца показывает, насколько расходятся демонстрационная и реальная версии событий.

Весь сыр-бор разгорелся из-за иска в Уставный суд (по аналогии с Конституционным судом России он должен разрешать и толковать спорные моменты в основном городском законе - Уставе Санкт-Петербурга) депутатов муниципального образования "Полюстрово", считающих, что "обнаруживается неопределенность в понимании следующих вопросов: избран ли Владимир Яковлев на должность губернатора Санкт-Петербурга в мае 2000 года на первый срок или это избрание следует для него считать вторым сроком полномочий подряд? А также имеет ли право действующий губернатор выставлять свою кандидатуру на очередных выборах губернатора?"

НА ПУБЛИКЕ

Общая тональность публичных выступлений по этому поводу и губернаторских сторонников, и его противников была одна. Суд разберется, в компетенции судей никто не сомневается, у нас в конце концов правовое государство. Правда, оппозиционеры подшучивали над юридическими тонкостями разбирательства. Мол, странные люди эти юристы, вместо того, чтобы сложить "1 + 1", решают: в какой раз Владимир Яковлев пойдет на выборы (если пойдет) и является ли губернатор высшим должностным лицом города или главой исполнительной власти. Что за вопросы? Чего тут разбираться?! Смольнинцы вообще демонстрировали равнодушие и говорили, что надо дать избирателям возможность выбрать самим. Пока суд да дело, лидер питерского "Яблока" Михаил Амосов написал Владимиру Яковлеву открытое письмо, в котором призвал губернатора по третьему разу в градоначальники не ходить. Надо, говорит, соблюдать основной принцип демократии - сменяемость властей.

Пропиарился Михаил Иванович и ходил довольный, пока губернатор его не поддел. Лично отвечать посчитал не по чину, а поручил это дело пресс-секретарю - Александру Афанасьеву. Тот упрекнул главного "яблочника" в неприятии основного принципа демократии - права свободного волеизъявления граждан. Амосов с Афанасьевым переписываться не стал, а последовал примеру визави, и "голосу губернатора" написала письмо "яблочный" пресс-секретарь - девушка с простым русским именем Катя. Та упрекнула уже Афанасьева в аморальности и, понятное дело, нарушении главного принципа демократии - верховенства закона над целесообразностью. Эпистолярная игра в главных демократов города Питера продолжалась бы еще долго, но тут грянуло решение Уставного суда.

В КУЛУАРАХ

Проблема третьего срока губернатора - самая острая для питерской политтусовки. Это та самая печка, от которой "танцует" местный политический момент. Суть проблемы в том, что Конституционный суд России летом разрешил губернаторам идти на выборы и в третий, и в четвертый раз подряд, потому что их сроки стали считаться с 1999 года. Почему? Там как-то сие объясняют, но понять эту юридическую казуистику обычному человеку практически невозможно. В общем, решили так. Но с оговоркой: "если иное не предусмотрено местным законодательством". А в Уставе Петербурга четко говорится, что сроков у главы исполнительной власти города может быть только два.

Изменить Устав могут депутаты Законодательного собрания, причем "конституционным большинством" в 34 голоса. Всего у нас пятьдесят депутатов. Никогда законопроекты, где сталкивались интересы Яковлева и его противников, не набирали столько.

Говорят, у Яковлева в ЗакСе 30 голосов, а некоторые утверждают, что твердых сторонников еще меньше - максимум 20.
Поэтому в политтусовке решили, что Смольный сделает ставку на новый состав городского парламента, благо, выборы скоро - 8 декабря этого года. И стали пугать общественность запредельной стоимостью депутатского места (а народ копейки считает) и беспросветно черным пиаром, между тем сами собирали финансовые ресурсы и приглашали столичных политтехнологов. Тем же занимались и прогубернаторские силы, но у них хватило денег и ума еще и "поработать" с нынешним составом ЗакСа. Смольный ждать декабря не стал. Кто там придет в ЗакС - это бабушка надвое сказала. Пока они определятся, с кем и против кого дружить, пока на них соберут досье, пока найдут слабые места, уже и губернаторские выборы пройдут. А "старики" - как на ладони.

Злые языки говорят, что в Мариинском дворце голос за внесение в Устав города изменений, позволяющих Владимиру Яковлеву переизбираться на еще один срок, стоил от 45 до 50 тысяч долларов. Особенно дорогими оказались "оппозиционеры". Что делать не таким упертым, просто и доходчиво объяснил депутат Сергей Никешин, продемонстрировав редкий случай появления на поверхности кулуарной лексики. Он публично заявил, что "губернатор поддержит на выборах тех кандидатов в депутаты, которые проголосуют за нужные поправки в Устав".

"Поддержка губернатора" - это так называемый административный ресурс: финансирование "коллективной поправки", преференции в развитии "дружественного" бизнеса, помощь районных администраций, роно и прочих местных бюджетных учреждений и милиции. Плюс выход на прогубернаторские СМИ.

Насобирали смольнинцы таким макаром необходимое количество сторонников и стали ждать очередного заседания ЗакСа 2 октября.

НА ПУБЛИКЕ

Владимир Яковлев накануне в передаче "Время губернатора" вдруг заговорил о несвоевременности выяснения проблемы третьего срока. Город, говорит, готовится к юбилею, а эти чудаки чего-то там выясняют. Делом надо заниматься. А народ сам все решит.

Антияковлевцы тем временем прицепились к бюджету, который, так уж получилось, недавно внесла на рассмотрение городского парламента администрация.
Тем временем, откуда не ждали, в ЗакС поступил законопроект по третьему сроку от почетных граждан Санкт-Петербурга - академиков Игоря Спасского, Жореса Алферова и экстремала-ветерана Михаила Боброва. Граждане хотели изменить Устав в угоду Яковлеву. Это было во вторник. Тогда же началось заседание Уставного суда...

В КУЛУАРАХ

Оппозиция была основательно напугана и косилась. После рассказов об "уже более 30 подписях" за третий срок, бумага с которыми "лежит на столе у вице-губернатора Анны Марковой", изучали реакцию коллег, выясняя: кто же продался. Шантаж с бюджетом явно не катил, губернаторские в случае его неприятия тут же упрекнули бы "Яблоко", СПС и прочие "фрукты" в том, что "они против повышения зарплат учителям".

Надежды таяли на глазах. Но тут начали поступать обнадеживающие "звонки" из Уставного суда. Участники процесса со стороны губернатора не пришли на заседание... Судьи обиделись.

Говорят, "уставникам" сказали: или вы сегодня принимаете решение, или не выйдете из здания до утра. Никакого другого, кроме очевидного, что Яковлев сидит уже два срока, а по Уставу на третий нельзя, они принять не могли. Дело было лишь за мягкостью-жесткостью формулировок. Утром следующего дня намечалось рассмотрение инициативы трех граждан в ЗакСе... Суд заседал в общей сложности пятнадцать (!) часов и вынес решение заполночь. Суть его такова: "губернатор Владимир Яковлев не может избираться на третий срок".

На следующий день началось такое масштабное расхождение кулуарной и публичной политлексики, что прямо любо-дорого послушать. Обычно сразу после ключевых событий политики несут всякую околесицу, где по отдельности понятны только слова и общее направление мысли, а все остальное - какое-то нагромождение.

НА ПУБЛИКЕ

Губернатор Яковлев ошарашил всех, заявив, что "нигде и никогда" не говорил "о своем желании или нежелании участвовать в губернаторских выборах в 2004 году". Дальше, цитирую по агентству Regnum: "Честно говоря, когда адреналину прибавляют, я получаю дополнительную энергию. Потому что все встало на свои места. Теперь я понимаю, что иногда демократия такое, когда надо человека устранить, для того чтобы демократически он не мог воспользоваться правом избираться. Я думаю, что это нормальный подход, раз в наших условиях такое позволительно и возможно".

Кто что-нибудь понял, позвоните в редакцию, а то я весь измучился. Кроме того, что губернатор энергетически подпитывается судебными решениями, звучит как-то слишком кудряво.

Но более "однозначно" высказался инициатор законопроекта Игорь Спасский: "Мы автоматически не предлагаем оставить губернатора Яковлева на третий срок. Абсолютно не так. Но наличие на выборах Яковлева - это планка; хотим мы или не хотим, но Яковлев входит в первую десятку губернаторов. И для меня важно, чтобы новый губернатор был сильнее, перспективнее и лучше его. Яковлев создаст обстановку борьбы, а выбирать будет народ. Я, например, не знаю, буду ли за него голосовать". Пока наблюдатели пытались понять, за кого все-таки хлопочет академик, "губернаторским" подкинули свинью депутаты. За внесение законопроекта почетных граждан проголосовало 17 человек, а ведь обещали, гады, 34 голоса.

В КУЛУАРАХ

Смольный, говоря языком братвы, развели, как лохов, и кинули на бабки. Подписанты, если они и были, голосовать за законопроект не стали, а просто смылись из зала заседаний. Потом, кстати, вернулись и кинули заодно противников Смольного - проголосовали за проект бюджета в первом чтении. 30 человек "за", семь - "против". Всего 37. На момент голосования "третьего срока" кворума вообще не было, в зале находилось 25 человек. Где и почему гуляли 12 заксовцев во время судьбоносного для Яковлева решения - загадка только для далеких от политологии граждан. Прятались, ясное дело, и от "своих", и от "чужих".

Смольный очень расстроился, а потом рассердился. В одном информагентстве появилась информация, что очередной "высокопоставленный источник, близкий к городской администрации", сообщил: "депутаты из оппозиционных фракций, которые ранее обещали голосовать за внесение в повестку этого вопроса, дрогнули, узнав о ночном решении Уставного суда", и теперь "Смольный спокойно может включить все административные рычаги для противодействия избранию в следующий состав Собрания депутатов от оппозиции и больше не пойдет с ними ни на какие компромиссы". Также он намекнул, что "некоторые критики строительства кольцевой дороги и других городских строек, которые раньше спокойно открывали свой бизнес, серьезно поплатятся за сегодняшнее не удачное для Смольного голосование".

Вот с кем разговаривает "источник"? Явно не с нами. Понятно одно - все вернулось на круги своя. Надежда, и у администрации, и у ее противников - только на новый состав городского парламента. Короче, все на выборы! Филологов и лингвистов просьба не беспокоиться.
МК-СПб , 9.10.2002

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru