Смелая инициатива Муртазы Рахимова по углублению в стране культа личности получила в пятницу неожиданную поддержку со стороны одного из ближайших соратников Владимира Путина спикера Совета федерации Сергея Миронова.
Речь идет о неожиданном предложении президента Башкирии Муртазы Рахимова запретить руководителям национальных республик называть себя словом президент. По мнению Рахимова (заявившего в четверг о желании вовсе упразднить президентский пост в Башкирии и ввести в республике парламентскую форму правления), руководители республик должны выбрать другое название для своей должности и больше не употреблять слово «президент» всуе.
О причинах столь интересной инициативы со стороны именно Рахимова «Газета.Ru» сообщала накануне – летом следующего года в республике должны состояться очередные президентские выборы и у нынешнего главы Башкирии нет никаких шансов продлить свое пребывание у власти с помощью выборов. Поэтому Рахимов решил отменить пост президента и стать депутатом национального парламента с тем, чтобы занять затем место спикера и в итоге – обходным маневром сохранить власть в своих руках.
Однако инициатива Рахимова была с воодушевлением принята в Москве. Спикер СФ Сергей Миронов, комментируя ее журналистам, заявил, что «в России должен быть только один президент».
Иначе, как пояснил свою позицию спикер, очень часто возникает ситуация, когда не ясно, какой президент чего сказал – самый главный президент или президенты помельче. Миронов так и сказал: «когда слышишь, что президент делает то или иное заявление, начинаешь думать, какой из президентов…» Чтобы сомнений больше не возникало, ситуацию, как считает Миронов, нужно упростить.
Пока речь о запрете на использование слова «президент» в ином смысле, чем президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин не идет.
Однако вопрос, судя по всему, заключается лишь в отсутствии юридически оформленной инициативы с мест. В том, что такая инициатива будет проявлена депутатами одного из местных парламентов сомневаться не приходиться (ведь два местных парламента уже выступили с инициативой увеличения президентского срока правления в России с 4 до 7 лет). Так что это вопрос времени. Впрочем, как заявил сегодня спикер СФ, федеральный центр не должен (и, видимо, действительно не будет) вмешиваться в решение этого вопроса непосредственно на местах. «Это внутренне дело субъекта Федерации», - заявил Миронов, в ответ на вопрос, как должен будет теперь именоваться глава национальной республики – губернатором, главой администрации или как-то по-иному. «В качестве пожелания хорошо, если бы они назывались по-другому», - сказал Миронов.
Очевидно, что пожелание будет с той или иной степенью рвения исполнено, тем более что как только кто-то из президентов национальных республик законодательно закрепит за своей должностью иное название всем остальным просто придется поступить также. Чтобы не быть заподозренными во фронде и уж тем более в желании говорить с Главным президентом на равных.
О том, какой может быть дальнейшая судьба слова «президент» в России пока можно только догадываться.
Нельзя, например, исключать того, что из чувства глубокого уважения к личности и заслугам Владимира Владимировича Путина президенты промышленных компаний, консорциумов, банков, всевозможных некоммерческих ассоциаций и спортивных федераций также приступят к поиску альтернативных названий своих должностей. Именно тогда у Сергея Миронова не останется никаких сомнений в том, цитату из какого президента он только что услышал в обрывке радио- или теленовостей.
Газета.Ру ,
11.10.2002