Лениградская Правда
28 MARCH 2024, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
На закон Козака подали в суд
9.02.2004 00:01
Регионы начинают в судебном порядке оспаривать федеративную реформу Дмитрия Козака. Собрание депутатов Ненецкого автономного округа подало в Конституционный суд запрос с требованием признать неконституционным лишение округов большей части полномочий и доходов. Новая модель разграничения полномочий между уровнями власти в России, разработанная комиссией при президенте во главе с Дмитрием Козаком, пройдет проверку на соответствие Конституции. В распоряжении "Ведомостей" находится текст запроса, направленного в Конституционный суд собранием депутатов Ненецкого автономного округа. Представители автономии оспаривают конституционность ряда положений новой редакции закона об общих принципах организации региональных органов госвласти. Окружные депутаты не согласны с тем, что автономии из самостоятельных субъектов Федерации с 2005 г. должны превратиться в бесправные придатки к другим регионам. В России девять автономных округов, входящих в состав шести областей и края. Таймырский и Эвенкийский округа входят в Красноярский край, Ненецкий - в Архангельскую область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий - в Тюменскую область, Усть-Ордынский Бурятский - в Иркутскую область, Агинский Бурятский - в Читинскую область, Коми-Пермяцкий - в Пермскую область и Корякский - в Камчатскую область. Все субъекты Федерации по Конституции обладают одинаковым статусом, а отношения между ними должны строиться на принципах равноправия и добровольности. Комиссия Козака фактически проигнорировала требование Конституции о равноправии субъектов федерации. В подготовленном ею в 2002 г. законопроекте было предусмотрено подчинение автономных округов краю и областям. Все полномочия автономий по предметам их совместного ведения с Федерацией (а это ключевые полномочия любого региона) должны осуществляться органами власти края и областей. А потому в бюджеты края и областей будут поступать доходы от собираемых на территориях округов налогов и сборов и федеральные субвенции, из которых надлежит финансировать осуществление этих полномочий. В ходе обсуждения этого проекта в Госдуме округа добились сохранения за собой 18 полномочий по предметам совместного ведения, в том числе по управлению региональным госимуществом, по установлению налогов, по осуществлению заимствований и т. д. В то же время полномочия по обеспечению систем образования, соцзащиты, здравоохранения, дорожному строительству и т. д. вместе с большей частью доходных источников все-таки были переданы краю и областям. Передача полномочий и доходов округам возможна либо через договор с краем или областью, либо через специальный федеральный закон. 20 июня прошлого года Госдума приняла поправки, которые должны вступить в силу с 1 января 2005 г. Заместитель председателя Собрания депутатов НАО Александра Ломакина рассказала "Ведомостям", что подготовка запроса в Конституционный суд была начата сразу после принятия закона Госдумой. "Финансовое положение округа ухудшится, так как полномочия по предметам совместного ведения на территории нашего округа будут выполняться из бюджета Архангельской области, который в отличие от окружного зависит от федеральных дотаций, - поясняет Ломакина. - Но даже без этого мы видим ущемление наших прав: наши конституционные полномочия передаются области". В запросе ненецких депутатов говорится, что "закон Козака" многократно нарушает конституционные положения о статусе автономных округов, в частности об их равноправии с другими субъектами Федерации. Кроме того, окружной парламент напоминает о недопустимости изменения статуса субъекта Федерации без его согласия. По их мнению, округа превращаются в не предусмотренные Конституцией субъекты Федерации "с усеченным объемом компетенции". В Законодательном собрании (Суглане) Эвенкии обсуждается идея направить в Конституционный суд обращение о поддержке ненецкого запроса, говорит председатель Суглана Анатолий Амосов. "Автономные округа исторически создавались для защиты интересов северных народов, - поясняет Амосов. - И суд должен обратить внимание на национальную тематику - на то, как лишенные полномочий и денег округа будут защищать свои титульные народы". А зампред Государственной думы Ямало-Ненецкого автономного округа Валерий Степанченко рассказал, что ямальский парламент обратился к президенту с просьбой инициировать согласительные процедуры для снятия противоречий вокруг "закона Козака". В пресс-службе Конституционного суда подтвердили получение запроса из НАО и сообщили, что он проходит экспертизу в аппарате суда. Вопрос о его принятии к рассмотрению пока не решен. Источник в администрации президента связывает появление запроса с недовольством не только НАО, но и других округов уже даже не самим законом, а позицией отдельных областных губернаторов, взявших на себя роль его толкователей. "Они [губернаторы областей] тормозят переговорный процесс о возвращении части полномочий и денег, вот им и их покровителям в Москве и пытаются послать "черную метку", - говорит чиновник. В качестве примера он привел те трудности, с которыми идут переговоры между руководством Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского округов и администрацией Тюменской области.
Bедомости , 9.02.2004

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
01 02 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru