Лениградская Правда
28 MARCH 2024, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Справедливость по Кудрину
12.08.2004 00:01

Правительство наконец определилось, по каким правилам делить между регионами дополнительные деньги из федерального бюджета. Впрочем, полностью прописать порядок распределения помощи чиновники пока не готовы. А регионы, возмущенные жесткостью критериев отбора, и вовсе рассчитывают брать недостающие деньги взаймы.

Вчера были опубликованы утвержденные правительством 7 августа правила распределения дотаций региональным бюджетам. Право на помощь из центра получат территории, у которых доля расходов на зарплату бюджетникам, обязательное медстрахование, ЖКХ и жилищные субсидии составляет не менее 60% от доходной части (без учета федеральной финпомощи). Деньги из федерального бюджета могут получить и другие регионы, не справляющиеся с исполнением бюджета. Для них размер поддержки правительство будет рассчитывать индивидуально. По оценке Натальи Головановой из Центра фискальной политики, в общей сложности на дотации смогут претендовать как минимум 33 российских региона.

Последние несколько лет финансовая помощь центра распределяется через пять федеральных фондов. Деньги из фонда финансовой поддержки регионов (175,8 млрд руб. в 2004 г.) даются для выравнивания бюджетной обеспеченности, из фонда компенсаций (49,9 млрд руб.) — на выплату социальных пособий на местах, из фонда регионального развития (25,1 млрд руб.) — на финансирование специальных программ развития. Регионы также могут получить поддержку на реформирование региональных финансов (1,2 млрд руб.) и социальные расходы (3,3 млрд руб.) из соответствующих фондов. По закону о бюджете на 2004 г. был создан новый фонд в размере 20,1 млрд руб. на поддержку сбалансированности региональных бюджетов. При принятии бюджета Минфин объяснял, что этот страховочный фонд необходим, чтобы ликвидировать возможные кассовые разрывы из-за изменения в налоговом и бюджетном законодательстве.

С 2004 г. был отменен налог с продаж, зарплата бюджетников повышена на 30%, а добывающим регионам теперь приходится отдавать центру 85,6% поступлений от налога на добычу нефти вместо нынешних 80% и 100% налога на добычу газа (раньше они оставляли себе 20%). Уменьшатся в два раза и ожидаемые поступления от налога на имущество предприятий.

“Минфин все это время говорил, что распределяет дотации на сбалансированность бюджетов по формуле, но этой формулы никто не видел”, — констатирует Голованова. Однако, говорит директор департамента межбюджетных отношений Минфина Антон Силуанов, по утвержденным правительством правилам будет распределяться только 4,9 млрд руб. из 20,1 млрд руб. — остальное было сразу распределено в законе о бюджете. Вероятно, так же произойдет и в следующем году. “Часть денег через бюджет, часть — по этим правилам”, — говорит Силуанов. Какова будет доля денег, распределяемых по усмотрению правительства, он уточнить не смог.

В следующем году регионы ожидают новые потрясения: им придется из собственных средств обеспечивать часть выплат льготникам, еще на 390 млрд руб. выпадающих доходов потянет передача финансирования среднего образования и соцсферы. Одновременно регионы лишатся 1,5% из 24%-ного налога на прибыль и всех поступлений от водного налога. Поэтому Минфин намерен сохранить “страховочный” фонд и в 2005 г. Министр финансов Алексей Кудрин уже пообещал, что размер фонда поддержки регионов, “испытывающих наибольшую несбалансированность своих бюджетов”, вырастет до 30 млрд руб. Кроме того, правительство намерено направить в этот фонд 35 млрд руб. из налоговых долгов “ЮКОСа”, которые согласился добровольно отдать центру Ханты-Мансийский автономный округ.

По мнению председателя бюджетного комитета Совета Федерации Евгения Бушмина, Минфин при подготовке правил выдачи дотаций исходил из того, что имеющуюся в фонде сумму нужно поделить на “достаточное количество” территорий. “Если бы цифра [соотношения расходов и доходов] была, скажем, 50%, регионов, которые могут претендовать на помощь, было бы вдвое больше”, — говорит Бушмин. “Критерий в 60% возник как компромисс: мы могли дать много денег небольшому числу регионов либо профинансировать широкий круг регионов, но каждому досталась бы небольшая сумма, — подтверждает Силуанов. — В результате, по нашим оценкам, около 40 субъектов смогут получить помощь, которая будет вполне ощутимой”.

Но, по словам чиновника одного из субъектов Федерации, находящихся на территории Приволжского федерального округа, “регионы возмущены” политикой федерального центра в отношении их бюджетов. “По новым правилам мы не можем претендовать на получение федеральных денег, но средств в бюджете не хватает, — сетует он. — Недостачу мы собираемся покрывать другими способами: например, брать кредиты под гособязательства — это быстрее и проще, чем просить федеральных денег”.

Ведомости , 12.08.2004

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
01 02 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru