|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Некоммерческое партнерство
12.12.2005 00:01
В минувшую пятницу президент Владимир Путин предложил Государственной думе весьма радикально смягчить принятый в первом чтении законопроект о некоммерческих организациях (НКО). Таким образом глава государства, по сути, принял сторону Общественной палаты, рекомендовавшей пересмотреть положения закона. Законопроект под ничего не говорящим названием «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» был разработан группой депутатов и быстро принят Госдумой в первом чтении 23 ноября, сразу вызвав шквал критики общественных организаций в России и весьма острую реакцию на Западе. Члены еще не сформированной до конца Общественной палаты на своем заседании 3 декабря обратились к депутатам Госдумы с просьбой отложить второе чтение. Причем это было уже второе подобное обращение. Двумя неделями ранее в Думу уже было направлено заявление с просьбой не рассматривать этот закон до тех пор, пока Общественная палата не будет окончательно сформирована и не сможет дать документу свою оценку. Под первым письмом стояла 21 подпись. Сейчас Общественная палата сформирована уже на две трети, в ней 84 человека, и 3 декабря к обращению присоединились все присутствовавшие. Протест по поводу законопроекта выразили представители многих общественных организаций, российские правозащитники, а также ряд американских парламентариев, предложивших в случае принятия этого документа даже добиваться блокирования Соединенными Штатами приема России во Всемирную торговую организацию. По их оценке, эти поправки в их нынешнем виде «отражают подход к независимой политической деятельности, напоминающий советское прошлое» и нанесут «потенциально смертельный удар по российскому гражданскому обществу». По личному поручению президента РФ в Страсбург для консультаций с экспертами Совета Европы по поводу законопроекта отправился министр юстиции Юрий Чайка. Заключение Совета Европы было подготовлено в крайне сжатые сроки и передано министру. Именно на этот документ указывал Владимир Путин, поручая 5 декабря главе президентской администрации Сергею Собянину в пятидневный срок подготовить поправки с учетом замечаний европейских экспертов, а также Общественной палаты и российских неправительственных организаций. Поправки оказались весьма радикальными. Поддержав законопроект в целом, президент в своем заключении, направленном в пятницу на имя спикера Госдумы Бориса Грызлова, призвал депутатов, по сути, пересмотреть важнейшие положения проекта, с тем чтобы он соответствовал "принципам гражданского общества". Во-первых, президент предложил отказаться от предусмотренной проектом процедуры регистрации международных и иностранных НКО в госорганах: достаточно их уведомить о задачах своей деятельности. Во-вторых, организации, не являющиеся юрлицами, освобождаются и от обязанности уведомлять о своем создании и начале деятельности. В-третьих, госорганы имеют право проверять соответствие деятельности НКО заявленным целям, а сами они должны сообщать об объемах полученных ими средств и целях их использования; но при этом Путин не согласился с положением законопроекта, согласно которому регистрирующий орган получал право контролировать расходование средств НКО и запрашивать их финансово-хозяйственные документы. «Замечания президента полностью меняют концепцию закона, который был принят в первом чтении, -- пояснила «Времени новостей» вице-президент «Медиа-Союза», член Общественной палаты Елена Зелинская. -- Они ориентированы на то, чтобы закон был более адекватным гражданскому обществу». По ее мнению, важно, что снята неоправданная жесткость в отношении международных организаций. Для них сохранена возможность «продолжать свою благотворную деятельность». «Но контроль за целесообразностью использования средств должен осуществляться соответствующими органами. Неправильно, когда проводником политической деятельности становится иностранная общественная организация, -- согласилась г-жа Зелинская с президентом. -- Тем не менее регистрирующие органы не должны контролировать расходование средств, пусть занимаются именно регистрацией». История с этим законопроектом, полагает Елена Зелинская, продемонстрировала, что власть намерена считаться с Общественной палатой: «Палата сформировалась как совместно действующая организация. И ей удалось адекватно сформулировать мнение общественных организаций». Теперь Госдума должна подготовить поправки в законопроект ко второму чтению, которое намечено на 16 декабря. Однако скорость, с которой он, несмотря на громкие протесты и призывы не торопиться, прошел сквозь сито думских кабинетов и первое чтение, вновь вызывает вопрос: если у нас такая "послушная" Дума, то кому именно она послушна? Если "Единая Россия" настолько подконтрольна администрации президента, как об этом принято говорить, то почему администрации, не говоря уж об Общественной палате, пришлось прилагать специальные усилия, чтобы де-факто остановить негодный проект, а президенту -- вносить поправки, по сути, дезавуирующие первоначальный его вариант? Поэтому к словам о "победе здравого смысла", которые теперь будут произносить, следует добавить вывод: в стране действительно существует вертикаль власти, только не одна.
Дарья Гусева, Время новостей ,
12.12.2005
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |